Таможенная пошлина как регулятор ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении основных механизмов государственного регулирования ВЭД с помощью эффективной политики управления пошлинами (так называемая таможенная политика государства), определении основных функций и задач пошлин на примере России, в определении сущности пошлин.

Содержание работы

Введение 2
Пошлина: понятие, сущность, виды 4
2. Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД 7
3.Таможенная политика государства как способ регулирования ВЭД 9
4.Основные направления таможенной политики России на 2014-2016 гг. 13
Заключение 20
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Таможенные пошлины как инструмент госрегулирования внешнеторговой деятельности.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

                                                  

Оглавление

Введение 2

Пошлина: понятие, сущность, виды 4

2. Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД 7

3.Таможенная политика  государства как способ регулирования  ВЭД 9

4.Основные направления  таможенной политики России на 2014-2016 гг. 13

Заключение 20

Список использованной литературы 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Внешнеэкономическая деятельность любого государства есть важнейший элемент развития страны на мировой экономической арене. С помощью эффективной и продуманной политики ведения внешнеторговых операций между различными странами, можно поднять экономику собственной страны за счет проведения экспортных операций, увеличивая при этом валовой внешний и внутренний продукт.

      Одним из основных направлений государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее по тексту ВЭД) государства является политика в области установления всевозможного рода пошлин для стран-импортеров. Именно таможенная политика государства является важнейшим связующим звеном, представляющим сплетение интересов национальной экономики любого государства с внешней торговлей с другими странами. Если государство четко и грамотно проводит политику регулирования таможенного режима, это обеспечит ей дополнительные иностранные инвестиции в национальную экономику, что способствует дальнейшему развитию экономики страны.

    Каждое государство  самостоятельно, с учетом собственных  принципов построения экономики,  определяет основные направления  политики в области регулирования пошлин на ввоз-вывоз тех или иных товаров (продукции, услуг).

    Меры таможенного  регулирования, принимаемые государством  в целях развития и укрепления  ВЭД страны на мировом финансовом  рынке, достаточно разнообразны  и сочетают в себе целый  спектр экономических, нормативно-правовых  мероприятий, которые будут подробно  рассмотрены в данной работе.

   Система пошлин (как  на ввозимый, так и на вывозимый  из страны товар) играет не  последнюю роль в общем механизме  экономики любой страны.     Именно с этим аспектом и связана актуальность исследования темы данной работы.

    Цель работы  заключается в изучении основных  механизмов государственного регулирования  ВЭД с помощью эффективной  политики управления пошлинами  (так называемая таможенная политика  государства), определении основных  функций и задач  пошлин  на примере России, в определении  сущности пошлин.

    Объектом исследования  в данной работе выступает  таможенная политика государства  как инструмент ВЭД.

    Предметом исследования  являются меры государства в  регулировании процесса проведения  таможенной политикой.

     Задачами исследования  в данной работе является изучение  основных мероприятий в области  таможенной политики, направленных  на глобализацию ВЭД, а также  варианты совершенствования этих  мероприятий со стороны государства.

     Методологической  основой для исследования данной  темы курсовой работы послужили  самые различные источники информации: нормативно-правовая база РФ, справочные и научные издания, труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов.

    Структура работа  представлена введением, четырьмя  основными разделами, заключением,  приложениями и списком использованной  литературы.

 

   

 

Пошлина: понятие, сущность, виды

 

    Под экономическим термином пошлина обычно понимается определенный вид косвенного налога государства, обязательный к уплате на конкретной территории государства, при перемещении  продукции через границу государства.

    Анализируя  термин «пошлина» как некую экономическую составляющую категорию,  можно прийти к выводу, что в период появления института таможенной политики между государствами, основной сутью  пошлин служит выполнение ими денежных потребностей государства, то есть при помощи различного рода пошлин решался вопрос пополнения государственного бюджета[4].

   На сегодняшний  момент, таможенная политика любого государства мира выступает регулятором экономических процессов в стране, в основном конечно внешней торговли государств.

   Множество экономистов  мира на сегодняшний день не  дают конкретного определения  экономической сущности таможенных  пошлин. Одна часть считает, что  таможенная пошлина есть налог  федерального значения. Однако, Налоговый  Кодекс России, например, не дает определения категории « пошлина». В нем всего лишь отражены отдельные элементы, отражающие отличительные признаки пошлины от прочих налоговых и неналоговых платежей. Пошлина в налоговом законодательстве трактуется только как обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и (или) физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. По своей форме таможенные пошлины (далее ТП) хотя и выступают как обязательные платежи в бюджет, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение [1].

     Другие же  экономисты считают, что  таможенная  пошлина есть денежный сбор, взимаемый  при ввозе и (или) вывозе  продукции. Денежный сбор по  своей экономической сущности  также является инструментом  перераспределения вновь созданной  стоимости[3].

     Различают  несколько видов и подвидов  таможенных пошлин. Рассмотрим таможенные  пошлины, применяемые в частности  в России.

     В зависимости  от перемещения товаров через  государственную границу России  либо при ввозе продукции в  Россию, либо при ее вывозе  из нее, таможенные пошлины  делятся на две основные категории:

  1. импортные таможенные пошлины, предполагающие уплату обязательного взноса в бюджет государства, на чью именно территорию ввозится товар. Это один из самых распространенных видов таможенных пошлин, с помощью которых государство и осуществляет свою ВЭД.
  2. экспортные таможенные пошлины, предполагающие установление определенного взноса в бюджет государства, из которого вывозится тот или иной товар. Чаще всего это касается природных ресурсов страны. Например, таможенная пошлина на вывоз из страны нефти. Яростным противником отмены такого вида пошлин выступает Всемирная торговая организация (ВТО). Данный вид пошлин встречается крайне редко и характерен больше для стран с сырьевой структурой экономики.

В зависимости от исчисления ставок таможенных пошлин на ввозимые, вывозимые товары, пошлины подразделяются на такие подвиды как:

  1.   Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентном соотношении  по отношению к таможенной стоимости продукции, которая  определяется непосредственно декларантом, а поданные им сведения должны быть  достоверными;
  2. Специфические  - определяются в виде конкретной стоимости за единицу продукции;
  3. Комбинированные – этот вид пошлин сочетают в себе два вышеуказанных в совокупности, но при исчислении сумм пошлины, подлежащей к уплате, выбирается наибольшая по величине.    

     Наряду с  вышеуказанными видами таможенных  пошлин существуют еще такие  пошлины как сезонные, то есть  этот  вид пошлин, как правило,  распространяется на сезонную  продукцию государства. Чаще всего  таким сезонным видом продукции  является продукция сельскохозяйственных  предприятий.

       Еще  одним из разновидностей государственных  пошлин являются так называемые  специальные пошлины, которые,  как правило, используются государством  в качестве некой защиты от  ввоза на территорию РФ определенных  видов товаров, которые могут  нанести национальной экономике  страны определенный ущерб.

        Существует в российской экономике и такой вид пошлин как антидемпинговые, предназначенные для защиты внутреннего рынка страны от импорта на территорию России заметно более дешевых видов товаров, что в свою очередь может также привести у угрозе банкротсва предприятий национальных отраслей производства из-за предельно низких цен на ввозимый товар по сравнению с аналогичными товарами России.

           И последним видом государственных  пошлин являются компенсационные  пошлины, которые вводятся на ввозимые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а, следовательно, и стоимости таких товаров.

      Исходя  из видов существующих на территории России государственных пошлин, можно выделить три основные функции, которые они призваны решить:

- фискальная функция,  которая способствует увеличению  доходной части бюджета страны  путем уплаты пошлин при   ввозе/вывозе товаров;

- защитная функция, которая  способствует защите интересов  отечественных товаропроизводителей  от излишней конкуренции с  иностранными производителями товаров;

- балансировочная функция,  которая способствует предотвращению  нежелательного вывоза определенной  группы товаров.

2. Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД

      Государственные  таможенные пошлины, установленные  законодательством каждого отдельного  государства, и Россией в частности, играют двоякую роль во внешнеэкономической деятельности любой страны.

     С одной  стороны, государственные пошлины  призваны решить проблему наполняемости  федерального бюджета страны, то  есть, призваны раскрыть свою фискальную функцию.

      В  Налоговом  кодексе России четко закреплено  взимание государственных пошлин  для обеспечения деятельности  страны. За последние годы российский бюджет изрядно пополняется за счет поступлений в виде государственных пошлин. Однако, это не столь уж и позитивное явление. Отрицательный оттенок процессу пополнения бюджета страны за счет увеличения поступлений в виде государственных пошлин придает то, что увеличение доли таких поступлений говорит о слабости отечественной экономики, о зависимости экономики страны от осуществления ВЭД. Именно при таком положении дел важно исполнение таможенными пошлинами второй своей основной функции – защитной.

     Таможенная  политика государства тем более  важна, что затрагивает национальные  интересы страны. Именно с помощью  нее и регулируется основная ВЭД страны.

     Отличительными  особенностями пошлин от прочих  налогов и сборов являются  такие признаки как налоговый  период (при рассмотрении понятия  пошлина этот признак отсутствует, в отличие от характеристики другого налогового платежа), порядок исчисления и уплаты пошлин также отличаются от общеустановленных правил исчисления налоговых платежей.

     Под политикой государства в области тарифного регулирования понимается определенный набор методов, основанных на использовании цены как меры определенного воздействия на внешнеторговый оборот государства.

     Регулирование  таможенной политики государства  производится с помощью определенных  мер и способов, среди которых  можно выделить один из важнейших  инструментов этого вида государственного  регулирования ВЭД – таможенный  тариф. Он представляет собой  совокупность ставок ввозных пошлин, определенных специализированным документом – Товарной номенклатурой ВЭД РФ, которая является остовом кодирования товаров.

 Главная цель таможенного  регулирования в общей ВЭД  государства выражается в пополнении  государственного бюджета страны  за счет уплаты пошлин. Доля  таких поступлений в российский  государственный бюджет  значительно  растет с каждым годом. Таким  образом, можно сказать, что  таможенная политика государства  играет роль ценообразующего  инструмента внешнеторговой политики.

       Одним из самых действенных методов регулирования ВЭД любого государства является введение таможенных пошлин на ввоз или вывоз продукции.

3.Таможенная политика государства как способ регулирования ВЭД

       Таможенная политика (далее по тексту ТП) представляет собой набор определенных мероприятий  в сфере ВЭД страны, осуществляемых через  применение  пошлин и сборов.

       Средствами осуществления ТП государства могут выступать такие инструменты, как совокупность инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях (договорах), режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности.

         ТП государства является одним из направлений  ВЭД государства. ТП обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите национального рынка, стимулирует развитие собственной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ.

Информация о работе Таможенная пошлина как регулятор ВЭД