Таможенная пошлина как регулятор ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении основных механизмов государственного регулирования ВЭД с помощью эффективной политики управления пошлинами (так называемая таможенная политика государства), определении основных функций и задач пошлин на примере России, в определении сущности пошлин.

Содержание работы

Введение 2
Пошлина: понятие, сущность, виды 4
2. Роль и значение таможенных пошлин для государственного регулирования ВЭД 7
3.Таможенная политика государства как способ регулирования ВЭД 9
4.Основные направления таможенной политики России на 2014-2016 гг. 13
Заключение 20
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Таможенные пошлины как инструмент госрегулирования внешнеторговой деятельности.docx

— 53.39 Кб (Скачать файл)

         Одной из форм проявления ТП является протекционизм. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию.

      Формирование ТП любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

       Протекционизм представляет собой политику, направленную на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

       Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.

       Основными инструментами реализации ТП являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

     ТП должна быть: относительно стабильна и предсказуема; прозрачна для деловых кругов, понимаема ими; управление ею должно носить государственный характер и быть свободным от амбиций, лоббирования (цивилизованное лоббирование не исключается - оно неизбежно), подчинена обеспечению экономической безопасности.

      Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Задачами  таможенной политики государства являются:

1) Содействие технологической модернизации  российской экономики за счет  облегчения доступа к использованию  передовых иностранных технологий  и оборудования.

2) Стимулирование развития производственно-технологической  коопераций российских и иностранных  компаний, содействие переносу глобально  ориентированных обрабатывающих  производств на территорию РФ.

3) Повышение конкурентности российских  рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.

4) Унификация таможенной политики  со странами, формирующими ТС в рамках ЕврАзЭС.

    К субъектам ТП относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика.

     В ТП государства необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую составляющие.

     Целостность, развитие и реализация ТП обеспечиваются сбалансированностью ее внутренних компонентов, а также взаимодействием и сбалансированностью ее отношений с внешней средой.

     С точки зрения реализационного подхода в ТП выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную.

    Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения ТП - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих ныне законов содержат правовые нормы непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования внешней торговли определяются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей.

    Организационная характеристика ТП проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей.

     Экономическая составляющая связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования.

     Психоэтическая составляющая - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий.

     Технико-технологическая составляющая таможенной политики - установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

4.Основные направления таможенной политики России на 2014-2016 гг.

     Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов рассматривался и был одобрен на заседании Правительства 16 мая 2013 года.

     В 2014–2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке.

     Меры таможенно-тарифной политики нацелены на решение задач модернизации и повышения эффективности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы увеличить экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро- и оптоэлектроника, электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также укрепить продовольственную безопасность страны.

     Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России в ВТО. До 2016 года средний уровень пошлин снизится с 8,5 до 6% по промышленным товарам и с 11,2 до 8,7 – по продовольственным.

     Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям.

     Одной из важнейших задач таможенной политики на предстоящий период является повышение эффективности таможенного администрирования.    Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию регулирования с государствами – членами Таможенного союза.

      Для решения данной задачи распоряжением Правительства утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Совершенствование таможенного администрирования», выполнение которого позволит, в частности, сократить сроки и количество документов, требуемых для совершения таможенных операций, а также перейти на межведомственное электронное взаимодействие и ускорить выдачу разрешительных документов.

     Важное направление таможенно-тарифной политики Таможенного союза на среднесрочную перспективу – более активное позиционирование Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

     Расширение зоны преференциальной торговли путём заключения соглашений о свободной торговле становится ключевой задачей торговой политики Таможенного союза. Соглашения о свободной торговле должны заключаться прежде всего для достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий.

    В частности, подобные меры применялись в отношении машиностроительной продукции. Так, снижение ввозных таможенных пошлин с 10 до 0% сроком до 31 октября 2014 г. произошло для импорта трансформаторов с жидким диэлектриком мощностью 148000 кВА, выпуск которых в Российской Федерации находится на стадии освоения. Данная мера позволит при строительстве и реконструкции энергетических объектов использовать оборудование, отвечающее современным требованиями повышающее энергоэффективность систем электроснабжения.

         В целях защиты внутреннего рынка Таможенного союза от

недобросовестной конкуренции  со стороны экспортеров из третьих  стран применялись специальные  защитные и антидемпинговые меры. Необходимо отметить, что с апреля 2012 года полномочия по проведению расследований,

предшествующих введению на единой таможенной территории Таможенного  союза специальных защитных, антидемпинговых  и компенсационных мер, полностью  переданы в ЕЭК. По результатам антидемпинговых расследований на единой таможенной территории в 2012 году введены антидемпинговые меры в отношении: металлопроката с полимерным покрытием происхождением из Китая в размере от 8,1до 22,6% сроком до 30июня 2017г.;стальныхкованых валков для прокатных станов происхождением из Украины в размере 26%сроком до26июня2014г.;графитированных электродов происхождением из Индии в размере от 16,04 до 32,83% сроком до 24 января 2018 г.В целом по состоянию на 1 января 2013 г.на единой таможенной территории Таможенного союза применяются 17 антидемпинговых мер в отношении 6 товаров и 5 специальных защитных мер, также проводятся 9 новых расследований, в том числе 3 специальных защитных расследования и 6 антидемпинговых расследований в отношении 3 товаров. Кроме того, проводится 2 пересмотра введенных ранее специальных защитных мер и 1 пересмотр антидемпинговой меры.

       Были также внесены изменения в статью 3Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также подготовлен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих четкие процедуры и критерии, на основании которых Правительством Российской Федерации будут приниматься решения по стимулированию новых инвестиционных проектов в добыче нефти.

       В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере

модернизации и диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности  и эффективности отечественных  производств, что необходимо для  успешной работы на глобальном рынке.

      Таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться под влиянием совокупности факторов институционального характера, обеспечивающих дальнейшей рост открытости национальной экономики и развитие внутренней конкурентной среды. Наиболее значимыми среди таких факторов являются:

–повышение транспарентности и предсказуемости таможенно

-тарифной политики при  общей тенденции к снижению  уровня тарифной защиты в процессе  выполнения обязательств по ВТО;

–следование принципам единой торговой политики государств

-участников Таможенного  союза во взаимоотношениях с  иностранными государствами и  их объединениями на площадке  ВТО, а также других международных  экономических организаций;

–разработка промышленной и аграрной политики, согласованной  с мерами таможенно-тарифного регулирования  импорта и экспорта, в целях  поддержания 

отраслевых приоритетов  в рамках Единого экономического пространства

       Меры таможенно-тарифной политики должны быть нацелены на решение задач модернизации и повышения конкурентоспособности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы сформировать экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро-и оптоэлектроника электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также служить целям обеспечения продовольственной безопасности страны. По сравнению с 2012 годом в 2013 году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается оживление международной торговли. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в физическом выражении ее увеличение составит 5,5% в 2014 году, при этом быстр ее всего будут расти импорт и экспорт развивающихся стран: почти на 8% и7%соответственно в 2014 году. Ожидается также рост на 4,5% экспорта развитых государств. Это будет означать увеличение конкурентного давления на российских производителей для внутреннего рынка и экспортеров в условиях реализации стимулирующих стратегий развития экспорта странами-партнерами.

      В силу вялого спроса, в ряде случаев избыточного предложения и высокого уровня запасов в среднесрочной перспективе существенного роста мировых цен на крупнейшие позиции российского экспорта и импорта не ожидается. Маловероятно и сильное падение цен, поскольку прогнозируется высокий спрос со стороны развивающихся рынков. Вместе с тем возможны временные скачки цен на рынках стратегического промышленного сырья и продовольствия под влиянием военно-политических, финансовых (для биржевых товаров) и климатических факторов.

Информация о работе Таможенная пошлина как регулятор ВЭД