Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
• Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

      Цены  на продовольственные товары в августе  в среднем по стране снизились  на 0,5%. Больше всего, как и следовало  ожидать, подешевела плодоовощная продукция (- 10%). Кроме того, несколько снизились цены на подсолнечное масло (- 0,1%). В августе продолжилось удорожание алкогольной продукцией, что было вызвано сокращением ее предложения и увеличением издержек поставщиков в связи с внедрением ЕГАИС.

      Увеличение  базового индекса потребительских цен (Базовый индекс потребительских цен) - показатель, отражающий уровень инфляции на потребительском рынке с исключением сезонного (цены на плодоовощную продукцию) и административного (тарифы на регулируемые виды услуг и др.). Факторы рассчитываются Статслужбой РФ:  в августе 2006 года составило 0,6% (за аналогичный период прошлого года - 0,5%). Таким образом, в августе продолжилось ускорение базовой инфляции, что объясняется быстрым ростом денежного предложения в текущем году.  Тенденция роста базовой инфляции не может не настораживать, особенно учитывая, что за первые три квартала текущего года прирост денежной базы в широком определении практически в три раза превысил аналогичный показатель за прошлый год. Мы полагаем, что рост базовой инфляции продолжится и осенью, что   создаст   дополнительные   инфляционные риски.

      За  август 2006 года денежная база РФ в, широком  определении, помимо выпущенных в обращение Банком России наличных денег и остатков на счетах обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в национальной валюте, депонируемым в Банке России, учитывает средства на корреспондентских счетах кредитных организаций и депозитов банков, размещенных в Банке России, выросла на 177,2 млрд. рублей до 3,48 трлн. рублей (+ 0,6%). Объем денежной базы в широком определении на 1 августа 2006 года равнялся 3,31 трлн. руб. Рассмотрим динамику денежной базы в широком определении покомпонентно.

      Наличные  деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций на 1 сентября составляли 2,51 трлн. рублей (+ 2,4% по сравнению с 1 августа), корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России -368,3 млрд. рублей (+ 1,2%), обязательные резервы - 204,2 млрд. рублей (+ 5,3%), депозиты банков в Банке России - 229,1 млрд. рублей (+83,1%), стоимость облигаций Банка России у кредитных организаций - 168,1 млрд. рублей (+ 0,5%), а средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России - 0,3 млрд. рублей (- 40%). Отметим значительный рост за август депозитов банков в Банке России, вызванный увеличением ставок по депозитам. Напомним, что с 7 августа текущего года были повышены процентные ставки по инструментам привлечения денежных средств у кредитных организаций - депозитам на стандартных условиях torn-next, spot/next и «до востребования» (с 1,5% до 2% годовых), «1 неделя» и «спот-неделя» (с 2% до 2,5% годовых). Это было уже третье повышение указанных ставок с начала 2006 года, направленное на стерилизацию избыточной ликвидности в стране.

      Рост  в августе текущего года объема наличных денег в обращении (+ 2,4%) при одновременном увеличении обязательных резервов (+ 5,3%) привел к увеличению денежной базы в узком определении (наличность + обязательные резервы). Напомним, что денежная база в широком определении не является денежным агрегатом, а характеризует обязательства Банка России в национальной валюте. Денежная база в узком определении является денежным агрегатом (одной из характеристик объема предложения денег), полностью контролирующимся ЦБ РФ на 3,9%. При этом в августе сократились золотовалютные резервы ЦБ РФ (— 2,3%) и составляли на 1 сентября 265,7 млрд. долларов. За первые три недели сентября они уменьшились еще на 2,5% и достигли объема 259 млрд. долларов. Столь значительное сокращение золотовалютных резервов объясняется двумя причинами. Во-первых, в августе Россия погасила внешний долг перед Парижским клубом кредиторов на сумму порядка 23 млрд. долларов. Во-вторых, в сентябре началось снижение цен на энергоносители на мировом рынке, что ухудшило внешнеэкономическую конъюнктуру и привело к снижению притока валюты в РФ. В то же время для снижения инфляции Банк России продолжал укреплять курс рубля. Погашение внешнего долга вызвало также уменьшение стабилизационного фонда, объем которого на 1 августа 2006 года составил 1730,6 млрд. рублей (- 475,4 млрд. рублей по сравнению с 1 августа 2006 года).

      Отметим, что согласно краткосрочному прогнозу социально-экономических показателей  РФ объем накопленных золотовалютных резервов к концу октября 2006 г. превысит уровень 275 млрд. долларов.

      По  информации Федерального Казначейства, платежи по государственному внешнему долгу в июле текущего года равнялись 24 млрд. долларов. На погашение внешнего долга было направлено 23,3 млрд. долларов, а на его обслуживание - 0,7 млрд. долларов. При этом наибольшая сумма платежей пришлась на выплату задолженности Парижскому клубу кредиторов -23,9 млрд. долларов, по займам МБРР и ЕБРР -38,7 млн. долларов, по долгу России - 31,4 млн. долларов, по облигационным займам - 0,1 млн. долларов.

      Рис. 1.1. Темп прироста ИПЦ в 2002 - 2006 годах (% в месяц).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Сравнительный  анализ денежно-кредитных  систем США и России

3.1. Анализ факторов  независимости центральных  банков США и  России

 

      Следует различать две формы независимости  Центрального банка: независимость  выбора целей и независимость  выбора инструментов. Независимость  выбора целей означает, что Центральный  банк, а не правительство принимает  решение выбрать в качестве ориентира уровень инфляции. Такой независимостью ЦБ РФ не обладает: выбор цели денежно-кредитной политики определяется совместным постановлением правительства и ЦБ, независим он лишь в выборе инструментов денежной политики.

      Независимость в выборе инструментов дает возможность  Центральному банку осуществлять установленные  для него цели, выбирая наиболее подходящие для этого с его  профессиональной точки зрения время  проведения и масштабы применения тех  или иных инструментов денежно-кредитной политики, в частности изменение учетных ставок, резервных требований, осуществление интервенций, политики на открытом рынке и др.

      Независимость Центрального банка призвана освободить проведение денежной политики от влияния  краткосрочных политических соображений. Независимость достигается также путем назначения управляющего на длительный срок (не менее четырех лет) без права отстранения его от должности в течение этого времени. В России еще ни один председатель ЦБ РФ не продержался на своем посту весь положенный по закону срок, что крайне отрицательно сказалось на состоянии финансовой системы страны.

      В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными  целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

      Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. 
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

      Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России*, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

      Рассмотрим  факторы, влияющие на независимость  Центральных банков России и США.

      С точки зрения собственности на капитал  центральные банки подразделяются на: 

      - государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, в России 100% капитала центрального банка принадлежит государству;

      - акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС;

      - смешанные. 

      Доля  собственности государства в  капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы. Наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам членам ФРС, а в ФРГ государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций.

      Вторым  фактором, определяющим независимость  центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам. Первая группа страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе и относится Россия. Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны. К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком. В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.

      Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. В США в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.

      Рассмотрим  основные положения, определяющие независимость  Федеральной резервной системы.

      Федеральная резервная система США, наряду с  Немецким федеральным банком, считается наиболее независимой от государства.

      Решения Федеральной резервной системы  не подлежат ратификации со стороны  президента или со стороны любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность  перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия Сената. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту Систему как «независимую внутри правительства».

      ФРС поддерживает постоянные контакты с  другими группами внутри правительства, определяющими политику. Полноправным представителем ФРС является председатель Совета управляющих. Он выступает перед соответствующими комитетами Конгресса с отчетами о политике ФРС, о точке зрения Системы на состояние экономики, финансов и по другим вопросам.

      Кроме деятельности внутри страны, председатель Совета управляющих является членом Национального совещательного совета по международным денежным и финансовым проблемам при правительстве  США, куда входят руководители других соответствующих агентств США. Председатель является также заместителем представителя США в Международном валютном фонде.  В качестве члена делегации США на важных международных конференциях председатель представляет точку зрения Центрального банка по вопросам международной финансовой и экономической политики.

      Другие  функции ФРС осуществляются через  сеть двенадцати Федеральных резервных  банков. Филиалы резервных банков были организованны в 25 городах.

      ФРБ получают прибыль, в основном, из процентов, соответствующих доле вкладов Системы  в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям и о валютном контроле.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России