Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
• Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

     Новые московские банки, получившие филиальные сети крупных банков, потерявших лицензии, стали активно проникать на локальные  рынки. В 49 регионах в 2004 году доля местных банков в кредитовании предприятий снизилась. Причем в 11 регионах доля кредитного портфеля местных банков в общем объеме кредитов предприятиям региона составила менее 5%, а в 3 — менее 1%. Возможности региональных   коммерческих   банков   по   обслуживанию крупных предприятий, расположенных на их территориях, ограничены. Предприятия вынуждены обращаться к крупным московским банкам.

     Ужесточение регулирования и снижение возможностей работы для крайне малых банков, вероятно, приведут к появлению регионов, где не останется местных банков.

     Определенную  помощь в решении всех названных  проблем должны оказать меры, предусмотренные в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации». Их реализация нацелена на конкретные задачи: укрепление финансового состояния действующих кредитных организаций и выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных; повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий; усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики; развитие конкурентных начал в деятельности кредитных организаций.

     Подготовка  проектов изменений и дополнений в федеральные законы, предусматривающих  повышение требования по достаточности  капитала и его размеру, намечена по плану на 2006 год. Время, для того чтобы создать «запас прочности» для себя и страховку для клиентов, у банков еще есть.

     Неоднозначна  динамика численности банковских структур. Если на 1 января 2003г. у 1004 кредитных организаций отозвана лицензия на осуществление банковских операций за нарушение банковского законодательства и нормативных актов Банком России, а в 702 кредитных организациях были назначены конкурсные управляющие, то в настоящее время наблюдается совершенно иная картина.

     Впервые за весь пост кризисный период в 2004 году количество кредитных организаций увеличилось. Если в 2003 году их число уменьшилось на 38, то в 2004-м — возросло на 8, а за I квартал текущего года — еще на 8 и составило 1327 организаций. Однако такая тенденция сложилась главным образом за счет развития банковской деятельности в Центральном федеральном округе. Во всех остальных округах наблюдалось либо сокращение, либо стабилизация численности действующих банков.

     Одновременно  за 2003-2004 год количество филиалов действующих  кредитных организаций сократилось  с 3793 до 3433, или на 9,5% (за 2002 год — на 3,3%). Основную лепту в этот процесс внес Сбербанк РФ. Число филиалов всех российских банков без учета Сбербанка сократилось на 2,8%. Таким образом, уже начался процесс упрочнения и совершенствования банковской системы.

 

2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг.

 

     Банк  России в целях реализации денежно-кредитной  политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых  и обращаемых среди кредитных  организаций.

     Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

     Банк  России ежегодно не позднее 26 августа  представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. 

     Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают следующие положения: 

  • концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; 
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации; 
  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году; 
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки; 
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; 
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год; 
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; 
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры; 
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы. 

     Государственная Дума рассматривает основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

     Основными инструментами и методами денежно-кредитной  политики Банка России являются: 

     1) процентные ставки по операциям  Банка России; 

     2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования); 

     3) операции на открытом рынке; 

     4) рефинансирование кредитных организаций; 

     5) валютные интервенции; 

     6) установление ориентиров роста  денежной массы; 

     7) прямые количественные ограничения; 

     8) эмиссия облигаций от своего  имени. 

     Банк  России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики.  Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.  Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. 

     Размер  обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования  обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.  Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.  При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

     Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также  краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

     Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

     Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. 

     Банк  России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. 

     Под прямыми количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных  организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. 

     Банк  России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

     Рассмотрим  основные направления денежно-кредитной  политики на 2005 год. В ближайшем десятилетии  в России должны быть обеспечены высокие  темпы экономического роста, которые  позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

     В предстоящий период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 6,0-7,5% в 2006 году и 5,0-6,5% в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

     В 2005 году Банк России должен был следовать  принципам единой государственной  денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

     В настоящее время Россия как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.

     В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между  денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы  прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее, характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.

     Банк  России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы  при помощи всего набора находящихся  в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

     В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом. В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. Тем не менее, в настоящее время формируются условия для повышения роли процентной ставки при проведении денежно-кредитной политики. В предстоящий период в условиях функционирования Стабилизационного фонда Российской Федерации, обеспечивающего кроме долгосрочной стабильности государственного бюджета стерилизацию избыточной ликвидности в экономике, Банк России будет по мере необходимости расширять объемы рефинансирования кредитных организаций.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России