Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
• Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

     С этой целью Банк России будет принимать меры, направленные, в частности, на расширение доступа кредитных организаций различных регионов России к его инструментам. Снижение рисков ликвидности для банков как результат развития системы рефинансирования будет снижать спрос на свободные резервы и стимулировать банки расширять кредитование реального сектора экономики. В условиях возможного сокращения свободной банковской ликвидности роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.

     Поставленная  в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть предприняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году. Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.

     Достижение  фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений  на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности, в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.

     Зависимость российской экономики от внешнеэкономической  конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

     Наиболее  существенными факторами, обеспечившими  более значительный, чем прогнозировалось, рост спроса на деньги, стали высокие  темпы экономического роста и  увеличения денежных доходов населения, а также сложившиеся темпы  укрепления рубля.

     Используемые Банком России инструменты абсорбирования ликвидности и рефинансирования банков позволили оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.

     Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать стабильность денежного рынка, а с другой - стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.

     В этих целях Центральный банк Российской Федерации осуществлял регулярное информирование кредитных организаций о состоянии ликвидности банковского сектора: на ежедневной основе (по состоянию на начало дня) он публиковал данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, о задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с кредитными организациями, а также о сальдо операций Банка России с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию ликвидности со сроками исполнения, приходящимися на текущий день. Кроме того, на ежемесячной основе Банком России публиковались графики еженедельных депозитных аукционов, аукционов ОМР и ломбардных кредитных аукционов и их итоги.

     При возникновении у банков потребности  в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутридневные кредиты, предоставляемые Банком России без взимания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки: аукционы прямого РЕПО на срок 7 и 90 дней, а также ломбардные кредитные аукционы на срок 2 недели. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп", процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования.

     В 2005 Банк России продолжил осуществление  политики активного применения рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования  наряду с постоянно действующими инструментами. Однако если в предшествующие два года состояние денежного  рынка предопределяло необходимость приоритетного использования операций по абсорбированию ликвидности, то в текущем году в зависимости от ситуации, складывающейся в денежно-кредитной сфере, Банк России в отдельные периоды более интенсивно использовал стерилизационные операции (в I и IV кварталах), а в другие периоды - инструменты по предоставлению денежных средств банкам (во II и III кварталах). При этом в целом за истекший период 2004 года существенно возросла потребность банков в получении дополнительных денежных средств от Банка России.

     В I и IV кварталах текущего года денежный рынок характеризовался наличием существенного  объема свободной ликвидности (источником которой в значительной мере была покупка Банком России иностранной  валюты на внутреннем валютном рынке), что нашло отражение в снижении процентных ставок межбанковского кредитного рынка. Так, ставка МИАКР "овернайт" в указанный период находилась в интервале 0,8-3,0% годовых.

     Депозитные  операции Банка России сочетались с  активным применением инструментов изъятия свободных денежных средств через механизм рынка ГКО-ОФЗ, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации избыточной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, с февраля текущего года Банк России при проведении аукционов ОМР сосредоточил внимание на проведении операций на сроки, превышающие четыре месяца, что было связано с отсутствием иных инструментов стерилизации с сопоставимыми сроками.

     В 2005 году была продолжена реализация курсовой политики Банка России в условиях режима управляемого плавающего валютного  курса. Перспективной задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно-кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно-кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики Банка России.

     Вместе  с тем состояние платежного баланса  России, уровень и динамика развития российского рынка ценных бумаг, а также финансового рынка  в целом предопределили то, что и в 2005 году основным фактором изменения денежного предложения остались операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Достаточно гибкая курсовая политика должна будет вносить свой вклад в ограничение роста потребительских цен и сдерживание реального укрепления рубля, обеспечивая адаптацию российской экономики к возможным изменениям внешней и внутренней экономической конъюнктуры и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне.

     Одной из задач курсовой политики на 2005 год осталось предотвращение резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Исходя из растущего значения евро для российской экономики в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса будет использоваться стоимость корзины из двух основных мировых валют - евро и доллара США, достаточно хорошо отражающая эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам.

     Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2005 году будет во многом определяться потребностями банковского сектора, которые, в свою очередь, будут зависеть от конъюнктуры мировых финансовых и товарных рынков, динамики потоков капитала, состояния бюджетной сферы и активизации факторов внутреннего спроса.

     В целях повышения эффективности  реализации денежно-кредитной политики Банк России в 2005 году продолжит работу по развитию инструментов регулирования  ликвидности, которые в зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности кредитным организациям, так и для стерилизации свободных денежных средств.

     В 2005 году Банк России продолжил осуществление  комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, методическое и организационное совершенствование системы банковского надзора в соответствии с задачами, определенными законодательством и "Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации". Первостепенное значение Банк России придает вопросам отбора в систему страхования вкладов только финансово устойчивых банков. Будут реализованы меры по снижению неоправданной административной нагрузки на кредитные организации.

     В целях обеспечения системной  устойчивости и конкурентоспособности  банковского сектора Банк России реализует меры, предусматривающие  в том числе:

     - проведение работы по завершению  в основном формирования системы страхования вкладов;

     - участие в подготовке проектов  федеральных законов по вопросам  ипотечного кредитования, секьюритизации  банковских активов;

     - подготовку законопроектов по  вопросам расширения полномочий  надзорного органа в целях  более оперативной оценки банковских рисков и эффективности надзорного реагирования, а также по совершенствованию процедур вывода нежизнеспособных кредитных организаций с рынка банковских услуг.

     В сфере совершенствования банковского  надзора Банк России продолжил реализацию мер, направленных на развитие содержательного надзора, в первую очередь на повышение точности оценки финансовой устойчивости кредитных организаций и применение в необходимых случаях адекватных мер надзорного реагирования.

     Одним из наиболее эффективных направлений в создании условий для дальнейшего развития финансового рынка является совершенствование законодательной базы. В 2005 году Банк России во взаимодействии с другими государственными органами продолжил работу по формированию полной и адекватной современным условиям рынка системы правовых и нормативных актов.

      Значение  ИПЦ в августе опять превысило  аналогичный показатель за прошлый  год: цены на потребительские товары в среднем по стране увеличились  на 0,2%. Денежное предложение также  продолжило расти ускоренными темпами: денежная база в узком определении выросла на 3,9%. В результате выплаты внешнего долга Парижскому клубу кредиторов золотовалютные резервы РФ сократились за август на 2,3%.

      Значение  индекса потребительских цен  в августе текущего года составило 0,2% (- 0,1% в августе 2005 года (см. Рис. 7)). То есть, хотя ИПЦ и снизился по сравнению с июлем, но ожидаемой в результате удешевления плодоовощной продукции дефляции не произошло. Причиной этого стали значительные темпы роста цен на непродовольственные товары (+ 0,8%) и платные услуги населению (+ 0,8%).

      Значительный  рост цен на непродовольственные товары был вызван удорожанием автомобильного бензина (+ 5,4%) и строительных материалов (+ 1,7%). Кроме того, в июле наблюдалось дальнейшее снижение цен на телерадиотовары (- 0,2%). Резкое подорожание бензина привело к тому, что Правительство РФ вновь, как и годом ранее, организовало встречу с представителями крупнейших нефтяных компаний России, на которой были достигнуты договоренности о снижении темпа роста цен на бензин до конца текущего года. Впрочем, осенне-зимний период и так традиционно является временем сезонного снижения спроса на бензин. Таким образом, в ближайшие месяцы цены на бензин будут, скорее всего, повышаться гораздо медленнее.

      Что касается платных услуг населению, то в августе больше всего выросли  цены на услуги образования (+ 1,9%) и пассажирского  транспорта (+ 1,1%). Отметим, что столь значительное удорожание образовательных услуг объясняется значительным сезонным ростом спроса на них, а рост цен на услуги пассажирского транспорта - подорожанием бензина.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России