Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
• Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

      Депозитарные  учреждения активно торгуют между  собой резервами, которые хранятся в Федеральном резерве, начиная  обычно вечером и продолжая всю  ночь. Имеющие избыточные остатки  передают резервы тем, у которых  имеется потребность в увеличении своих остатков. Исходная процентная ставка, предназначенная для краткосрочного использования этих фондов, называется ставкой федеральных фондов. Изменения ставки федеральных фондов отражают состояние спроса и предложения на резервы.

      Равновесие  устанавливается на рынке резервов тогда, когда спрос на требуемые и избыточные резервы становится равным предложению заимствованных резервов плюс незаимствованные резервы. Если спрос на резервы будет повышаться (скажем, из-за повышения депозитов на текущем счете), то равновесие нарушится. В результате чего возникнет нарастающее давление на ставку федеральных фондов. Равновесие может быть восстановлено с помощью операций на открытом рынке путем предложения дополнительных резервов, при этом ставка федеральных фондов будет оставаться неизменной. Оно может также быть восстановлено путем увеличения предложения для большего заимствования резервов через дисконтное. Федеральный резерв может воспользоваться одним из двух основных подходов, для того чтобы влиять на резервы:

      • Он может направить некоторое количество резервов, допуская изменения в спросе на резервы, чтобы оказать влияние на ставку федеральных фондов.

      • Он может повлиять на цену резервов (ставку федеральных фондов), регулируя объём предоставляемых резервов, чтобы должным образом реагировать на любое изменение в спросе на резервы.

      За  эти годы Федеральный резерв использовал  различные варианты этих основных подходов.

      Вероятно, ни один подход к осуществлению денежно-кредитной  политики не является полностью удовлетворительным для всех экономических и финансовых обстоятельств. Настоящий подход адаптировался в различные времена к различным условиям, таких как, например, необходимость противостоять инфляции, желание поощрить устойчивый экономический рост, неопределенности в связи с институционными изменениями и очевидными изменениями общественного мнения в отношении использования денег. Когда экономические и финансовые условия гарантируют жесткий контроль над денежно-кредитными сводными показателями, тогда акцент во многом может быть смещен на руководство операциями открытого рынка путем довольно строгого планирования резервов. При других обстоятельствах может потребоваться более гибкий подход к управлению резервами.

      Операции  на открытом рынке включают в себя закупку и продажу ценных бумаг Федеральным резервом. Сделка с ценными бумагами Федерального резерва изменяет объем резервов депозитной системы. Покупка добавляет к собственным резервам, а продажа уменьшает их. Напротив, та же самая сделка между банковскими учреждениями, коммерческими фирмами или индивидуумами просто перераспределяет резервы в пределах депозитной системы без изменения совокупного уровня резервов.

      Когда Федеральный резерв покупает ценные бумаги у любого продавца, он платит, в действительности выпуская чек на себя. Когда продавец вносит чек на свой банковский счет, банк предъявляет чек Федеральному резерву на оплату. Федеральный резерв, в свою очередь, принимает чек на обработку и увеличивает резервный счет банка продавца в Федеральном резервном банке. Резервы банка продавца увеличиваются без смещения в сторону снижения резервов где-то в другом месте; следовательно, полный объем резервов увеличивается. Если же Федеральный резерв продает ценные бумаги, все происходит наоборот. Оплата уменьшает содержимое резервного счета банка покупателя в Федеральном резервном банке без компенсации увеличения в резервном счете любого другого банка, при этом суммарные резервы банковской системы уменьшаются. Эта особенность – обмен «доллар на доллар» в резервах депозитной системы при закупке или продаже ценных бумаг Федеральным резервом – делает операции на открытом рынке наиболее мощным, гибким и точным инструментом в денежно-кредитной политике.

      Теоретически  Федеральный резерв мог бы предоставлять  или поглощать банковские резервы через рыночные сделки с любым типом актива. Практически же, большинством типов авуаров нельзя достаточно просто торговать из-за трудностей их приспособления к операциям открытого рынка. Чтобы эффективно проводить операции на открытом рынке, Федеральный резерв должен быть способным быстро покупать и продавать резервы, для его же собственного удобства, в любом требуемом объеме, не противоречащем основным положениям своей политики. Необходимым условием здесь является то, что используемый инструмент продажи или покупки должен позволять вести торговлю на достаточно обширном, высоко активном рынке, который может обслуживать кредитами сделки без сбоев или разрушения самого рынка.

      Рынок ценных бумаг правительства США  удовлетворяет этим условиям, и Федеральный резерв проводит наибольшую часть своих операций на этом открытом рынке. Рынок ценных бумаг правительства США, на котором ежедневно оборачивается в среднем более миллиардов долларов, является самым обширным и наиболее активным из всех финансовых рынков США. Сделки проводятся без посредников (то есть не на организованной фондовой бирже), с большим объемом заказов, размещаемых специализированными дилерами (как банковскими, так и небанковскими.) Хотя большинство фирм дилеров находятся в Нью-Йорке, сеть телефонов и телеграфных агентств связывает дилеров и заказчиков независимо от их местонахождения, формируя таким образом мировой рынок.

      Холдинги  Федерального резерва государственных  ценных бумаг несколько тяготеют к векселям Казначейства, у которых  срок долговых обязательств составляет от одного года и менее. Средний срок платежа для портфеля Федерального резерва (Казначейский выпуск) составляет только немногим больше 3 лет, что несколько ниже среднего срока платежа приблизительно в 5,5 года для всех неисполненных рыночных ценных бумаг Казначейства.

      Большинство закупок и продаж ценных бумаг  не предназначены для того, чтобы  по какому-то политическому решению  корректировать состояния рынка  резервов. Скорее, они производятся с целью нейтрализовать какие-то другие влияния на резервы. Некоторые факторы, находящиеся за пределами непосредственного контроля со стороны Федерального резерва, такие, как находящаяся в обращении масса валюты, сальдо Казначейства в Федеральных резервных банках и количество чеков и платежных поручений в процессе банковских расчетов Федерального резерва, могут вызывать спад и подъем резервов. (Эти факторы подробно обсуждаются в приложении A.)

      Динамика  этих факторов, называемых техническими факторами, должна прогнозироваться так, чтобы творцы политики могли определять то, что произойдет с резервами, если Федеральный резерв воздержится от проведения операции на открытом рынке. Колебания некоторых технических факторов приписываются, главным образом, сезонным влияниям, и таким образом их воздействие на незаимствованные резервы довольно предсказуемо.

      Движения  баланса Казначейства в Федеральном  резерве также следуют некоторыми регулярным, сезонным изменениям, которые  связаны с общими и индивидуальными  налоговыми сроками, выплатами по социальному  обеспечению и т.п. Когда Казначейство, в преддверии возможных крупных расходных обязательств, перемещает фонды со своих обеспеченных “налогами и ссудами» счетов в коммерческих банках на свой счет в Федеральном резерве, резервы удаляются из банковской системы. Напротив, когда Казначейство производит оплату, например, налогового возмещения, это уменьшает его баланс в Федеральном резерве и вводит резервы в депозитную систему.

      В зависимости от ситуации с резервами  Федеральный резерв подходит к операциям  на открытом рынке одним из двух путей. Когда прогнозы факторов, которые влияют на резервы, указывают на то, что предоставление резервов может и далее потребовать корректировки, Федеральный резерв может делать открытые закупки или продажи ценных бумаг. Если необходимо изымать резервы, Федеральный резерв может также выкупить ценные бумаги с наступившим сроком погашения, которые находятся в его портфеле. (Когда Федеральный резерв выкупает ценные бумаги, Казначейство снимает фонды со своего счета, чтобы рассчитаться с Федеральным резервом, оставляя меньшее количество резервов в депозитной системе.) Вообще, он проводит прямые сделки (продажи, закупки и погашение) всего несколько раз в год, чтобы удовлетворить долговременные потребности в резервах.

      Когда проекты выказывают только временную потребность в изменении резервов, или потому что технический фактор, воздействующий на резервы, как ожидается, будет полностью изменен или нейтрализован, или потому, что ближайшая перспектива для резервов не определена, тогда Федеральный резерв может заниматься сделками, которые лишь временно влияют на предоставление резервов – договоры о выкупе ранее проданного, в случае временных добавлений резервов, и сделки о двойной купле-продаже, в случае временных утечек резервов. Эти временные сделки, которые разработаны с целью уменьшения колебаний в общей поставке резервов путем компенсации краткосрочного воздействия технических факторов, используются намного более часто, чем прямые сделки. Участники рынка отслеживают эти операции очень тщательно, по малейшим признакам улавливая изменения в денежно-кредитной политике.

      Предоставление  кредитов дисконтного окна Федеральным  резервом выполняет две ключевых функции:

      • Оно служит дополнением к операциям  открытого рынка для совершенствования  повседневного управления рынком резервов и осуществления долговременных целей денежно-кредитной политики.

      • Оно облегчает корректировки  балансового отчета отдельных банков, которые сталкиваются с временными, непредвиденными изменениями в  структуре их активов и пассивов.

      Роль  дисконтного окна в проведении денежно-кредитной  политики существенно изменилась с  первых лет существования Федерального резерва.

      Несмотря  на сравнительно маленький объем  заимствованных резервов, дисконтное окно остается важным фактором в управлении рынком резервов и в более широком проведении денежно-кредитной политики. Оно служит буфером на рынке резервов, ослабляя неожиданные ежедневные колебания спроса и предложения на резервы. Когда спрос на резервы неожиданно становится высоким или предложение резервов неожиданно падает, банки могут обратиться к услугам резервного окна. Таким образом, доступность окна помогает облегчать напряжение на рынке резервов и уменьшать масштабы неожиданных флуктуаций по ставке федеральных фондов. Кроме того, корректировки основной дисконтной ставки могут быть важны для сигнализации и осуществления сдвигов денежно-кредитной политики Федерального резерва.

      Кроме своей роли в денежно-кредитной  политике, заимствование через дисконтное окно дает возможность отдельным  банкам корректировать свои балансовые отчеты. Структура процентных ставок, размеры которых предписаны кредитами дисконтного окна, изменилась за эти годы. Однако ставка для корректировки кредита, которая является основной дисконтной ставкой, всегда была наиболее существенной для проведения кредитно-денежной политики. Сегодня отдельные, связанные рынком ставки вообще используются для сезонного кредита и пролонгированного кредита. Основная дисконтная ставка, которую каждый банк Федерального резервного банка начисляет по своим ссудам, учреждается Советом директоров банка, при условии пересмотра и определения ее Советом управляющих. Первоначально каждый федеральный резервный банк устанавливает свою дисконтную ставку независимо, с тем, чтобы учесть состояние банковского дела и кредитные условия в своем собственном Округе. За эти годы, однако, переход от региональных кредитных рынков к национальному кредитному рынку постепенно определил национальную дисконтную ставку. В результате этого Федеральный резерв сохраняет однородную структуру учетных ставок во всех резервных банках.

      Основная  дисконтная ставка время от времени  корректируется в соответствие с  изменением рыночных условий с целью  совершенствования проведения операций на открытом рынке и поддержания  доверия к проводимой денежно-кредитной политике. Изменения дисконтной ставки делаются скорее на основании экспертных оценок, нежели автоматически, и могут несколько отставать от изменений в рыночных ставках. Немедленная реакция процентных ставок на изменение дисконтной ставки – эффект объявления – зависит частично от точности, с которой это изменение предсказано. Если ставки скорректировали в ожидании изменения дисконтной ставки, тогда это действительное событие может иметь лишь умеренное воздействие на конъюнктуру рынка. Как правило, самый значительный отклик рыночных ставок на изменение учетной ставки будет в том случае, когда рынок будет рассматривать эту корректировку как сигнал серьезного сдвига в денежно-кредитной политике.

      Имеются три основных типа кредита дисконтного  окна. Это – кредит регулирования, сезонный кредит и пролонгированный кредит.

      • Кредит регулирования помогает депозитным учреждениям удовлетворить свои краткосрочные потребности в  ликвидности. Например, учреждение, в  котором было произведено неожиданно большое изъятие вкладов, может запросить кредит регулирования на срок до начала следующего рабочего дня или на несколько дней до тех пор, пока оно не найдет другие источники финансирования.

      • Сезонный кредит помогает менее крупным  учреждениям в управлении своими потребностями в ликвидности, которые обусловлены регулярными, сезонными колебаниями потребностей в ссудах и депозитах. Это, например, сельскохозяйственные банки, связанные с сезоном весенних посадок.

      Требования, чтобы депозитные учреждения содержали  некоторую долю своих депозитов в резерве в специальных авуарах – третий инструмент денежно-кредитной политики – долго были частью нашей истории национального банковского дела. Однако обоснование этих требований со временем изменилось, поскольку финансовая система страны достаточно развилась, а также накапливались знания о том, каким образом резервные требования затрагивают денежно-кредитную систему. В настоящее время, резервные требования помогают при проведении операций на открытом рынке, помогая гарантировать устойчивый, предсказуемый спрос на резервы. При этом со стороны Федерального резерва возросла степень контроля за краткосрочными процентными ставками.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России