Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в изучении и сравнительном анализе денежно-кредитных систем России и США.
Задачами дипломной работы являются:
• Исследование сущности и структуры денежно-кредитной системы государства.
• Изучение устройства денежно-кредитной системы США и России.
• Исследование современной денежно-кредитной политики России и США.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ США ____ 5
Денежно-кредитная система США _______________________________ 5
Сущность денежно-кредитной политики США ____________________ 13
ГЛАВА 2. УСТРОЙСТВО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ _25
2.1. Сущность денежно-кредитной системы и ее особенности в России ___ 25
2.2. Денежно-кредитная политика России и состояние денежно-кредитной сферы в 2005-2006 гг. _______________________________________________ 47

ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ США И РОССИИ __________________________________________________ 64

3.1. Анализ факторов независимости центральных банков США и России _ 64
3.2. Сравнительный анализ механизма страхования вкладов _____________ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ____

Файлы: 1 файл

диплом оля.doc

— 442.50 Кб (Скачать файл)

      Очевидно, что независимость - это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является стабильность национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно - а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, - то высокая инфляция становится хронической. Межстрановые исследования показывают, что в странах с независимыми ЦБ инфляция действительно в среднем ниже.

      Независимость не означает бесконтрольности. В случае, когда ни законодательная, ни исполнительная власти вообще не вмешиваются в деятельность ЦБ, что побуждает сотрудников Центрального банка заботиться об ограничении инфляции? Если благосостояние сотрудников ЦБ зависит от его прибыли, то, в полном противоречии с существующим законодательством («получение прибыли не является целью деятельности Банка России»), ЦБ будет заботиться именно об извлечении максимальной фактической (необязательно балансовой) прибыли, а не об устойчивости рубля. Как предоставить Центробанку необходимые стимулы, в то же время сохранив его независимость и избежав конфликта интересов? Наиболее эффективным решением в современной макроэкономике считается инфляционное таргетирование (inflation targeting): формально установленные границы, в которых ЦБ должен поддерживать инфляцию, и четко определенные требования к раскрытию информации. В случае серьезного отклонения от принятых целей, руководство ЦБ может быть, вообще говоря, уволено. Таким образом, инфляционное таргетирование обеспечивает независимость ЦБ в его действиях, но и подконтрольность в выборе и собственно достижении целей.

      В последнее время все больше и  больше Центральных банков переходят  к работе по этой схеме. Однако Федеральная  резервная система США является исключением, цели ее деятельности законодательство определяет достаточно размыто. Как показывают исследования деятельности ФРС, де-факто различные председатели придерживаются примерно одной и той же политики, однако формально эта политика не задана. Многие американские экономисты критикуют эту систему за то, что она ставит экономику в слишком сильную зависимость от личных качеств человека, возглавляющего ФРС. Впрочем, это заставляет американскую политическую и профессиональную элиту особенно тщательно подходить к выбору председателя, так что, в конце концов, эту должность занимает исключительно квалифицированный экономист с огромным опытом работы и незапятнанной репутацией.

      Укрепление  независимости Центрального банка  не означает сокращения его отчетности. Так, в США глава ФРС на регулярной основе отчитывается перед конгрессом.

      Установленная законом независимость Центрального банка позволяет стране воспользоваться  создаваемыми ею преимуществами в интересах  всех граждан, уменьшить инфляционный налог на население, сильнее всего снижающий уровень жизни его наименее обеспеченных слоев. Очевидно, что выступать против независимости ЦБ означает лишать народы России преимуществ, создаваемых независимостью Центрального банка, а в нынешних условиях - вообще зачеркнуть возможность обуздания инфляции и выхода из кризиса с минимальными издержками для народного хозяйства и населения страны.

      В этом смысле Россия очень похожа на Америку: в системе с неопределенными  целями денежной политики могущество председателя ЦБ сравнимо с возможностями премьер-министра. Впрочем, в России ситуация осложняется тем, что, в отличие от развитых стран, даже если ЦБ независим от правительства, он может зависеть от частных лиц и компаний или секторов экономики. В России нет дополнительных ограничений, гарантирующих, что Центральный банк будет преследовать интересы не отдельных групп, а экономики в целом. Более того, само сосредоточение в руках ЦБ и денежной политики, и регулирования банков способствует тому, что Центральный Банк склонен поддерживать интересы банковской системы, даже если они идут вразрез с деятельностью по ограничению инфляции. В США (как и в Европе и в Великобритании) денежная политика и регулирование банковской системы разделены. Если внимательно изучить историю деятельности Банка России, то можно обнаружить ряд эпизодов, когда ЦБ манипулировал инструментами денежной политики в интересах коммерческих банков. Поэтому при определении будущего Центрального банка должен стоять вопрос о том, как обеспечить независимость ЦБ не только и не столько от правительства, но и от других экономических агентов.

3.2.  Сравнительный анализ механизма страхования вкладов

 

      С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство.

      Ранее существовавшая система конкурсного  управления показала ограниченные возможности  арбитражных управляющих - индивидуальных предпринимателей при банкротстве  кредитных организаций. Основная мотивация  их деятельности (получение прибыли), а также силы и средства, которыми они располагают, не соответствуют публичному характеру, сложности и большому объему работы конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

      Рассмотрим  роль Агентства по страхованию вкладов.

      Агентство по страхованию вкладов создано  в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

      Возможности корпоративного конкурсного управляющего адекватны целям и задачам, которые  реализуются при банкротстве  кредитных организаций. Не имея коммерческих целей, располагая собственным имуществом в размере, достаточном для выполнения возложенных на него задач, действуя в силу Федерального закона и принимая на себя всю полноту ответственности за проведение процедуры банкротства, Агентство способно:

      – консолидировать и своевременно перераспределять имеющиеся в его распоряжении трудовые и материальные ресурсы для решения задач конкурсного производства;

      – добиваться всеми предусмотренными действующим законодательством  способами возврата незаконно полученных и (или) удерживаемых активов ликвидируемых  кредитных организаций;

      – сокращать сроки проведения процедур банкротства и оптимизировать расходы  на конкурсное производство, в том  числе за счет специализации и  масштабов деятельности конкурсного  управляющего, безвозмездного выполнения им своих полномочий;

      – обеспечивать привлечение к установленной федеральными законами ответственности лиц, виновных в доведении кредитной организации до банкротства;

      – действовать независимо в пределах предоставленных полномочий, пресекать  любые попытки оказания неправомерного воздействия на конкурсного управляющего со стороны отдельных кредиторов, а также собственников, менеджмента и должников ликвидируемой кредитной организации.

      В соответствии с Федеральным законом  ликвидируемая кредитная организация  в ходе конкурсного производства открывает в Агентстве счет. В этой связи Банк России открывает Агентству счет для целей осуществления функций конкурсного управляющего, который должен работать в режиме, аналогичном режиму работы корреспондентского счета кредитных организаций. Наличие этих счетов позволяет Агентству в режиме реального времени контролировать проведение всех расчетов при банкротстве кредитных организаций, а также обеспечивать в рамках осуществления мероприятий по финансированию конкурсного производства рациональное использование временно свободных денежных средств этих кредитных организаций.

      Временно  свободные денежные средства ликвидируемых  кредитных организаций, аккумулированные на счете Агентства в Банке  России, являются его активами и  могут быть размещены и (или) инвестированы им в доходные финансовые инструменты.

      Ликвидируемые кредитные организации, чьи денежные средства аккумулированы на счетах в  Агентстве, получают доход в виде фиксированного процента. Процент устанавливается  в размере 0,1 ставки рефинансирования Банка России. Эти средства входят в конкурсную массу и в любой момент могут быть использованы для целей конкурсного производства.

      Размещение  и инвестирование временно свободных  денежных средств ликвидируемых  кредитных организаций, аккумулированных на счете Агентства в Банке России, открытом для осуществления функций конкурсного управляющего, производится Агентством на финансовом рынке в соответствии с порядком, установленным Советом директоров Агентства для размещения и инвестирования временно свободных денежных средств Агентства (за исключением средств фонда обязательного страхования вкладов). Такой подход позволяет пополнить конкурсную массу, а также компенсировать часть расходов Агентства на проведение конкурсного производства. Агентство отвечает своим имуществом за полную сохранность денежных средств ликвидируемых кредитных организаций, аккумулированных на счетах в Агентстве.

      Полномочия  конкурсного управляющего реализуются  Агентством наряду с установленными Федеральным законом «О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» полномочиями страховщика, предусматривающими, в частности, обеспечение выплаты вкладчикам ликвидируемой кредитной организации страхового возмещения с последующим обеспечением возврата Агентству выплаченных сумм из конкурсной массы кредитной организации.

      Совмещение  выполнения Агентством полномочий страховщика  и конкурсного управляющего не влечет за собой конфликта интересов, поскольку  деятельность Агентства во всех ее сферах направлена, прежде всего, на обеспечение защиты прав и законных интересов кредиторов - физических и юридических лиц, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации. Дополнительной гарантией отсутствия в этих отношениях конфликта интересов является предусмотренный Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» порядок, согласно которому в делах о банкротстве права требования к кредитным организациям, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, представляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 года № 548 таким органом является Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Минфина России.

      Совмещение  полномочий страховщика и конкурсного  управляющего расширяет возможности  Агентства как конкурсного управляющего в обеспечении расчетов с вкладчиками. Такие расчеты с согласия вкладчиков могут производиться банками - агентами, через которых Агентством осуществлялись выплаты страхового возмещения. Реализация принципа «единого расчетного окна» может способствовать ускорению и упрощению расчетов с вкладчиками. Совмещая указанные полномочия, Агентство будет иметь достоверные и полные сведения о состоянии активов ликвидируемых кредитных организаций, стоимости и сроках их продажи.

      Наибольшее  значение, как элемент мирового опыта, имеет система гарантирования вкладов  в форме страхования, созданная  в США. Американская система гарантирования была основана в обстановке острейшего банковского кризиса и массовых банкротств банков и других сберегательных институтов, что было связано с мировым экономическим кризисом. Для страхования вкладов в коммерческих и сберегательных банках была основана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД) – Federal Deposit Insurance Corporation, а для страхования вкладов физических лиц в специализированных сберегательных учреждениях – Федеральная корпорация страхования вкладов в ссудо-сберегательных ассоциациях (которая в 1989 г. была объединена с ФКСД).

      Хотя  страхователь стремится в первую очередь обеспечить защиту вкладчиков, а не учреждений, тем не менее, ФКСВ оценивает учреждения, которые она  страхует, – их надежность, обоснованность и управленческие кадры. Зарегистрировавшись в органах штата или федерации, банки должны получить от ФКСВ страховой сертификат и показать предшествующую деятельность и опыт руководства, способность удовлетворять потребность общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСВ, банк не может начать свою деятельность. ФКСВ во все возрастающей степени контролирует не только средства учреждения, но и разрешение новых видов деятельности, одобренных властями федерации и штатов. Это создает противоречие, как и положение ФКСВ о страховании квазибанков (финансовых учреждений, которые могут принимать вклады, но не являются традиционными банками). Страховые фонды штатов действовали много лет. Они замедлили рост после кризиса в 1985 году затронувшего банковские и ссудно-сберегательные учреждения, которые были застрахованы штатами и осуществляли инвестиции через обанкротившихся дилеров по правительственным ценным бумагам. ФКСВ является предопределяющим страхователем средств на счетах.

Информация о работе Сравнительная характеристика денежно-кредитных систем США и России