Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Деньги, кредит, банки".

Файлы: 1 файл

Ф и К итог.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Первоначально внебюджетные фонды  появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета. Гос.власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались.

Основное отличие таких целевых  фондов от бюджетных средств состоит в строго определенных целях их использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас. К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.

Преимущества в.ф: автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания  дефицита государственного бюджета  позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов; их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Социально-экономическая  сущность и роль внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Специальные фонды в зависимости от правового статуса подразделяются на государственные и местные. К государственным специальным фондам относятся фонды, находящиеся в распоряжении центральных органов власти и имеющие общегосударственное значение. К ним относятся валютные фонды государства, центральные дорожные фонды, инвестиционные фонды, пенсионные фонды и некоторые другие. Местные специальные фонды представляют собой в основном фонды, созданные для кредитования различных мероприятий.

По направлениям использования  специальные фонды подразделяются на следующие группы: социальные фонды;  экономические фонды; научно-исследовательские  фонды; кредитные фонды; фонды  личного и имущественного страхования;  военно-политические фонды; межгосударственные фонды.

17. Государственный кредит

 

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности (рисунок 1.1.).

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

 Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный кредит (вид кредитных займов заёмщиком в которых выступает государство, а кредитором – частные лица). Его получение происходит путём размещения государственных долговых обязательств. Используется чаще всего для покрытия дефицита государственного бюджета.


Отличительная особенность государственного кредита — участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:

1)  приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного характера;

2)  коммерческих банков и других кредитных учреждений в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита — дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводительными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов — их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста.

В мировой практике государственный кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.

 

18. Финансы предприятий  как звено финансовой системы  РФ

Финансы предприятий различных  форм собственности в совокупности являются составным звеном финансовой системы РФ. Их функционирование обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости и направлено на достижение общих целей эффективного развития производства. Финансам предприятий присущи те же черты, что и категории финансов в целом. Здесь формируются финансовые потоки, отражающие созданный ВВП, подлежащий в дальнейшем перераспределению через бюджетную систему в производственную и социальную сферы, сферу домашних хозяйств и др.

 Финансы предприятий это экономическая категория, особенность которой заключается в сфере ее действия и присущих ей функциях. Они выражают денежные распределительные отношения, без которых не может совершаться кругооборот общественных производственных фондов.

Финансы предприятий представляют собой систему экономических  отношений, связанных с формированием  и использованием денежных фондов и  накоплений на общегосударственные  цели, финансирование затрат самих  предприятий, так же - это совокупность денежных отношений, возникающих у конкретных хозяйствующих субъектов, связанных с формированием денежных доходов и накоплений и использованием их на выполнение обязательств и развитие.

Особенности финансов предприятий  определяются организационно-правовой формой; формой собственности; масштабами деятельности; сферами вложения капитала предприятий.

В зависимости от форм собственности  финансы предприятий подразделяют на финансы государственных предприятий  и финансы субъектов негосударственных  форм собственности (частные, кооперативные, совместные предприятия).

Гражданский кодекс РФ по организационно-правовому  признаку разделяет предприятия  и организации на коммерческие и  некоммерческие.

Финансы предприятий выполняют  распределительную и контрольную  функции.

Распределительная функция проявляется в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Этот процесс происходит путем получения предприятиями денежной выручки за реализованную продукцию и использования ее на возмещение израсходованных средств производства, образование валового дохода. Финансовые ресурсы предприятия также подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Результатом распределения является формирование и использование целевых фондов денежных средств (фонда возмещения, оплаты труда и др.), поддержание эффективной структуры капитала. Основным объектом реализации распределительной функции выступает прибыль предприятия.

Под контрольной функцией финансов предприятий следует понимать внутренне присущую им способность объективно отражать и тем самым контролировать состояние экономики предприятия, отрасли и всего народного хозяйства с помощью таких финансовых категорий как прибыль, рентабельность, себестоимость, цена, выручка, амортизация, основные и оборотные средства.

Контрольная функция финансов предприятий  способствует выбору наиболее рационального  режима производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода на предприятии и в народном хозяйстве.

Контрольная функция финансов реализуется  по следующим основным направлениям:

- контроль за правильностью  и своевременностью перечисления  средств в фонды денежных средств  по всем установленным источникам  финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;

- контроль за целенаправленным  и эффективным использованием  финансовых ресурсов.

 

19 Формы коммерческих организаций  и принципы их финансовой деятельности

Коммерческие организации в  качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Коммерческие организации создаются в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий,

Хозяйственные товарищества и общества. Ими признаются коммерческие организации  с разделенным на доли (вклады) учредителей  уставным капиталом. Имущество, созданное  за счет вкладов учредителей, а также  наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (командитного товарищества).

Акционерным обществом является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО может быть открытым или закрытым.

Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью является учрежденное одним или  несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Особенности финансов производственных кооперативов. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной  деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньги, кредит, банки"