Факторинговые операции в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Что такое факторинг? В чём сущность проведения факторинговых операций? Чем удобен факторинг для каждой из сторон процесса? За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны.

Файлы: 1 файл

полный курсовик.doc

— 841.50 Кб (Скачать файл)

Мировой финансовый кризис сильно повлиял на развитие российского  факторингового рынка. Многие фактор-фирмы испытывают дефицит денежных средств. Повышение стоимости финансовых ресурсов для банков и факторинговых компаний повлекло за собой ряд существенных изменений.

Во-первых, это вызвало  повышение ставок на услуги факторинговых  компаний. Но спрос на факторинговое финансирование продолжает расти. В условиях кризиса для многих предприятий стоимость услуги отошла на второй план, гораздо важнее сейчас имеет возможность получения финансирования.

Во-вторых, многие факторинговые  компании и банки пересмотрели подходы к управлению возможными рисками, что привело к ужесточению процедур принятия решений по предоставлению финансирования. Как отмечает Председатель Правления Банка НФК (ЗАО) Трейвиш М.И.: «Главная негативная тенденция 2006-2007 годов состояла в нездоровом росте, активный рост портфелей Факторов за счет явного пренебрежения возможными рисками. Но когда возникли ресурсные ограничения, Факторам пришлось переосмыслить подход к развитию бизнеса.»

М.И. Трейвиш считает, что благодаря кризису ликвидности «российскому рынку факторинга удалось избежать краха через два-три года». Ранее фактор-фирмы заботились в основном об увеличении объемов, теперь большую роль играют улучшения качественных показателей: риск-менеджмент, качественное IT-обеспечение и т.д.

Другая серьезная проблема, которая может стать перед  Факторами – кризис у тех или  иных крупных дебиторов (торговых сетей). Обычно Факторы с большим интересом  принимают на обслуживание клиентов, передающих на обслуживание дебиторскую  задолженность крупных компаний, чья деловая репутация и стабильность вызывает у них мало сомнений, тем самым экономя на создании эффективной системы оценки и управления рисками. Тем не менее, как показывает практика, даже крупные компании могут сталкиваться с серьезными проблемами, вызванными в т.ч. изменениями макроэкономической ситуации в мире. Предсказывать наличие подобных проблем у конкретных компаний практически не возможно.

Крупные налоговые претензии  были предъявлены в 2008 году крупным  сетям магазинов «Эльдорадо», «Арбат престиж» и др. Российский сотовые ритейлеры переживает сейчас не лучшие времена. Начиная с весны 2008 г., на этом рынке стал очевидным кризис перенасыщения, который привел к увеличению кредиторской задолженности у всех игроков сотовой розницы.

Финансовые трудности  возникают не только у дебиторов, но и у самих факторов. Лидер  российского рынка факторинга ЗАО  «ФК «Еврокоммерц» 11 декабря 2008 года допустила технический дефолт по выплате купонного дохода по облигациям серии 02 за третий купонный период в размере 239, 34 млн. рублей. Как сообщает пресс-служба факторинговой компании, 19 декабря «Еврокоммерц» компания сообщила о невозможности исполнить свои обязательства по данной выплате. Одновременно компания допустила технический дефолт по выплате купонного дохода держателям облигаций серии 01 и 03 на общую сумму 201, 650 млн. рублей.

Причиной неисполнения обязательств является недостаток финансовых средств, возникший в результате досрочного предъявления к компании требований о возврате выданных ранее кредитов, а также снижения объема сбора дебиторской задолженности.

Многие фактор-фирмы  в настоящее время ищут дополнительные источники финансировнаия. Московский Кредитный Банк получил от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) кредитную линию в размере 20 млн долларов США на финансирование факторинга.

Проанализировав все  вышесказанное можно сказать, что  даже в условиях сложившихся на мировом  финансовом рынке в настоящее  время, факторинг остается одним  из наиболее динамично развивающихся продуктов и в России, один из наиболее активно развивающихся секторов мировой экономики. Предприятия могут рассчитывать на получение финансирования по большей части у факторинговых компаний и компаний, предоставляющих услуги по ABL-финансированию. ABL (Asset Based Lending) является одним из способов финансирования бизнеса, позволяющим получить больше денежных средств, чем при обращении к традиционным банковским кредитам.

В России повышается региональная и отраслевая диверсификация на рынке  факторинга, увеличивается доля денежных требований, уступленных предприятиями малого и среднего бизнеса, увеличиваются сроки факторинговых сделок, продолжают развиваться такие продукты, как факторинг без права регресса и реверсивный факторинг, проявляются новые продукты (предпоставочный факторинг), развивается партнерская модель ведения факторингового бизнеса.

Мировой кризис ликвидности  существенно повлиял на увеличение стоимости факторингового финансирования, факторинговые компании стали больше внимания уделять оценке своих рисков.

В последнее время  возникают финансовые трудности  как у крупных предприятий, торговых сетей, так и у факторинговых  компаний и банков. Предсказывать  наличие подобных проблем у конкретных компаний в настоящее время практически  не возможно.

 

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Восемь лет подряд российский рынок факторинга развивается  впечатляющими темпами - не менее 100% в год. В настоящее время факторинг  является одной из самых динамично  развивающихся финансовых услуг. В своем развитии российский факторинг избежал кризисов и всего того, от чего пострадали многие другие секторы российской экономики.

На российском рынке  факторинга появляются новые услуги. Одина из ведущих факторинговых  компаний – Банк Национальная факторинговая компания (Закрытое Акционерное Общество) в начале 2008 года объявила о запуске совершенно нового для России продукта – «Предпоставочный факторинг».

Суть данного продукта заключается в том, что факторинговая  компания финансирует заказы, то есть выплачивает денежные средства под уступку будущих денежных требований. Предпоставочный факторинг предполагает выплату финансирования в момент, когда отгрузки товара только ожидаются.

Предпоставочный факторинг  является принципиально новым продуктом, поскольку предполагает финансирование по категорию «будущих активов».

Схема работы по этому  продукту очень проста: клиент факторинговой  компании получает от своих покупателей  заказы на поставку товаров в будущем, передает заказы факторинговой компании и получает от фактора денежные средства.

Рисунок 5.Схема работы по продукту «Предпоставочный факторинг»

 

1. Передача заказа  дебитором на осуществление поставки  в будущем. 

2. Передача фактору  заказа, подтверждающего возникновение  будущего требования.

3. Перечисление клиентом фактору финансирования.

4. Оплата клиентом  вознаграждения фактора на основании  выставленного счета. 

5. Отгрузка товара (осуществление  поставки) клиентом согласно заказу.

6. Погашение клиентом  фактору суммы полученного финансирования.

Зарубежный опыт показывает, что факторинг может служить  эффективным источником финансирования лизинговой деятельности. В России такое взаимодействие еще не получило широкого распространения.

В Федеральном законе «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.1998 года в п.1 ст.18 говориться: «Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга или свои интересы, вытекающие из этого договора». То есть лизинговые компании могут использовать услуги факторинга для рефинансирования лизинговой деятельности.

Факторинг может служить  эффективным источником финансирования лизинговых операций наряду с другими  инструментами, такими как банковский кредит, выпуск долговых ценных бумаг, использование векселей.

М.В. Леднев в статье «Использование факторинга для рефинансирования лизинговой деятельности» рассматривает возможные способы использования факторинга для финансирования лизинговых операций.

Во-первых, возможна передача лизинговой компанией рисков неплатежа, возникающих в результате лизинговой сделки, фактору. В данном случае речь идет о факторинге без регресса с финансированием или без в зависимости от потребностей лизинговой компании.

Сначала лизинговая компания предоставляет фактору все необходимые  документы для расчета величины кредитного лимита на лизингополучателя, и только после проведения фактором анализа лизингополучателя устанавливается кредитный лимит.

На следующем этапе  лизинговая компания заключает договор  лизинга и уступает права требования лизинговых платежей фактору и (при необходимости) получает от фактора финансирование. Фактор оказывает необходимый в конкретной сделке набор услуг:

 

· управление дебиторской  задолженностью;

· оценку финансового  состояния лизингополучателя;

· учет лизинговых платежей;

· мониторинг состояния предмета лизинга.

Рисунок 6. Передача лизинговой компанией рисков неплатежа Фактор-фирме (факторинг без регресса)

 

В процессе реализации такой  сделки лизингополучатель осуществляет лизинговые платежи фактору. В случае неплатежа со стороны лизингополучателя фактор становится собственником требований и самостоятельно осуществляет меры по взысканию просроченной задолженности вплоть до судебного разбирательства. Поскольку фактор принимает риск неплатежа на себя, то он выплачивает лизинговой компании недополученные ею лизинговые платежи.

В данном случае роль лизинговой компании сводится к роли посредника, который выступает лишь в качестве организатора лизинговой сделки. Большая  часть прибыли от сделки в этом случае достается фактору, который  берет достаточно высокую плату за принятие на себя риска неплатежа лизингополучателей. Впрочем, для лизинговых компаний с небольшим уровнем ликвидности использование факторинга без регресса может стать эффективным инструментом снижения рисков и получения финансирования (при необходимости).

Аналогичным образом  осуществляется применение факторинга с регрессом как способа рефинансирования лизинговых платежей. Только в этом случае при существенной просрочке  платежа лизингополучателем фактор уступает требования обратно лизинговой компании, таким образом снимая с себя кредитный риск.

Поскольку срок договора лизинга обычно составляет не менее 3-5 лет, фактору при покупке соответствующих  денежных требований целесообразно  принимать во внимание не номинальную, а дисконтированную их стоимость, рассчитанную с учетом изменения стоимости денег во времени.

Однако иногда возникают  ситуации, требующие реализации более  сложных схем, например когда лизинговая компания не обладает достаточным количеств  средств для закупки оборудования или техники — так называемого будущего предмета лизинга. В таком случае приходится прибегать к привлечению заемных средств, чаще всего в виде банковского кредита.

Получив одобрен сделки от фактора, лизинговая компания обращается в банк для получения дополнительных финансовых ресурсов на закупку оборудования у поставщика. После передачи оборудования лизингополучателю лизинговая компания уступает права требования по договору лизинга фактору и получает от него финансирование, которое идет на оплату банковского кредита. Фактор свою очередь получает платежи от лизингополучателя. Подобная схема достаточно легко модифицируется с учетом особенностей конкретных сделок и может включать новых участников, например страховые компании.

Существует ряд объективных  причин, объясняющих, почему на данный момент рефинансирование лизинговых операций с помощью факторинга реализуется лишь в единичных сделках и не имеет широкого применения:

 

· недостаточный объем  ликвидности для предоставления среднесрочного и долгосрочного  финансирования;

· отсутствие методик  риск-менеджмента (уровень оценки рисков пока не соответствует уровню рисков, присутствующих в экономике страны на данный момент);

· отсутствие опыта осуществления  управления дебиторской задолженностью и коллекторской деятельности;

· нехватка профессиональных кадров.

В России начинает развиваться  партнерская модель ведения факторингового бизнеса, которая весьма распространена в Европе.

Благодаря такому сотрудничеству факторинговая компания получаетвозможность  увеличить обороты за счет использования ресурсов партнера. Коммерческий банка расширяет свой продуктовый ряд новым востребованным на рынке продуктом и, опираясь на профессионализм и опыт команды факторинговой компании, начинает продавать готовый продукт, получая свою часть дохода от каждой операции в рамках совместного проекта. Подобное сотрудничество фактора и коммерческого банка представляется важным элементом в процессе развития факторинга в России.

Резюмируя все вышесказанное  можно заключить, что факторинг  остается одним из наиболее динамично развивающихся продуктов в России.

В настоящий момент наблюдаются  следующие тенденции развития российского  рынка факторинга: повышается региональная и отраслевая диверсификация, увеличивается  доля денежных требований, уступленных  предприятиями малого и среднего бизнеса, увеличиваются сроки факторинговых сделок, продолжают развиваться такие продукты, как факторинг без права регресса и реверсивный факторинг.

Мировой кризис ликвидности  существенно повлиял на увеличение стоимости факторингового финансирования. Одновременно с этим повышается спроса на этот вид услуг. В условиях финансового кризиса факторинг становиться своеобразной альтернативой банковскому кредитованию.

На российском рынке  факторинга проявляются новые продукты, например, предпоставочный факторинг. Развивается партнерская модель ведения факторингового бизнеса, за последние два года было заключено несколько важных соглашений, в том числе и международного значения.

Ранее развитие факторинга в России имело ярко выраженный количественный характер, сейчас участники рынка начинают заботиться о качестве предоставляемых услуг, что предполагает использование качественного программного обеспечения.

Информация о работе Факторинговые операции в коммерческих банках