Факторинговые операции в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Что такое факторинг? В чём сущность проведения факторинговых операций? Чем удобен факторинг для каждой из сторон процесса? За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны.

Файлы: 1 файл

полный курсовик.doc

— 841.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, положительные  качества факторинга можно охарактеризовать так. (Приложение 1)

Если говорить о преимуществах факторинга для Покупателя, то они не столь очевидны, но все же вот некоторые из них:

 • получение товарного кредита  (отсрочки платежа), если он не  предоставлялся Поставщиком ранее  по причине нехватки оборотных  средств или неприемлемого для  него уровня риска. В случае наличия отсрочки платежа — возможность увеличения ее срока;

 • получение более льготных  цен (скидки и т.д.) за счет  улучшения платежеспособности самого  Поставщика при его расчетах  с контрагентами;

 • расширение ассортимента  продаваемых товаров (услуг), что влечет за собой привлечение новых покупателей и, как следствие, рост продаж и прибыльности бизнеса.

Факторинг — незаменимый  финансовый инструмент для новых  и небольших компаний, а также  для фирм, выбравших банковские лимиты кредитования, потому что факторинг — беззалоговая форма финансирования, для которой не нужно наличие кредитной истории. Это не значит, что факторинг не нужен крупным компаниям.

Преимущества факторинга для Поставщика:

 •   возможность пополнения оборотных средств;

 •   ускорение оборачиваемости оборотных средств;

 • расширение ассортимента, что влечет приток новых Покупателей;

 • предоставление  более льготных условий оплаты  для Покупателей;

 •   рост объема продаж, а значит, и рост прибыли;

 •  улучшение структуры баланса — появляется возможность взять кредит, например, для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров.

Однако при этом факторинг  не лишен и серьезных недостатков, как то:

  • высокий уровень риска факторинговых операций;
  • как следствие, высокая стоимость факторинга;
  • зависимость предприятий-поставщиков от условий, диктуемых финансовыми агентами;
  • ограничения в использовании факторинга в зависимости от типа производства, количества дебиторов предприятия, видов обязательств и т.п.;
  • факторинг выгоден далеко не всем предприятиям, а лишь тем из них, бизнес которых способен быстро расти; и др.

Наиболее часто к  факторингу прибегают предприятия, работающие в пищевой отрасли, фармацевтике, торговле парфюмерией, косметикой, бытовой химией, детскими товарами, горюче-смазочными материалами, автозапчастями.

Факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
  • предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
  • строительные или другие фирмы, работающие с субподрядчиками;
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки;
  • предприятия, заключившие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий.

Согласно требованиям  Гражданского кодекса РФ (ст. 825 ГК РФ) круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов, ограничен. Ими могут быть только банки и иные кредитные организации. Что же касается других коммерческих организаций, то им нужны лицензии на осуществление такого рода деятельности. Однако закон не предусматривает основание и процедуру лицензирования. Операция финансирования под уступку денежного требования обычно трактуется одновременно как комиссионная и как кредитная, причем именно последний аспект играет определяющую роль. Кредитный характер факторинга подтверждается наличием всех признаков кредитной сделки.

Между тем на рынке существуют два типа факторинговых организаций: специализированные факторинговые компании (часть из которых формально имеют банковскую лицензию) и банки, выделившие департаменты (иные структурные подразделения) факторинга. Факторинговые отделы банков работают по стандартной схеме. Отличаться могут требования к клиентам, минимальное количество дебиторов, с которыми сотрудничают поставщики, и размер финансирования. Однако самым важным условием для клиента при работе с факторинговой компанией является наличие ликвидной дебиторской задолженности.

В зависимости от вида задолженности различают факторинг  поставщика и факторинг покупателя.

Предметом факторинга поставщика является дебиторская задолженность  по расчетам с его покупателями. Это наиболее популярная форма факторинга. Покупка долговых обязательств у поставщика позволяет ему разрешить проблему с недостатком денежных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, рационализировать структуру его баланса, снизить риски неплатежа, ускорить денежный оборот.

В основе факторинга покупателя (плательщика) лежит кредиторская задолженность. Договор заключается с предприятием-плательщиком об обязательной оплате факторинговым  подразделением день в день всех или  специально оговоренных денежных претензий к нему. Смысл данной операции состоит в том, что отсутствие кредиторской задолженности перед поставщиками способствует бесперебойной отгрузке необходимого сырья, топлива и других элементов, необходимых для производства. Появившаяся в результате этих затрат задолженность перед факторинговым подразделением банка погашается путем перевода средств за счет плательщика. Следует отметить, что по сравнению с факторингом поставщика факторинг покупателя является более рисковой операцией, поэтому размер комиссионных, взимаемых за проведение операции, должен быть выше. При данном типе факторинга часто используется прогрессивная процентная ставка для погашения задолженности перед факторинговым отделом.

В некоторых  случаях предметом соглашения по факторингу может быть задолженность юридического лица по заработной плате перед работниками. По сути и механизму осуществления такая операция является разновидностью упрощенной формы факторинга плательщика.

 

Организация факторинговых  операций предусматривает несколько этапов:

— формирование факторингового отдела коммерческого банка или  специализированной факторинговой  компании. В первом случае подразделение  банка должно быть достаточно обособленным. Банк наделяет его собственными средствами, величина которых в последующем может увеличиваться за счет прибыли от операций. В состав собственных средств фактор-отдела также входит и резервный (страховой) фонд, предназначенный для экстренного возмещения потребности в средствах по операциям или для компенсации потерь в результате роста риска операций. Кроме того, фактор-отдел привлекает средства юридических и физических лиц, займы, полученные у «родного» банка или других коммерческих банков. Когда же образуется самостоятельная факторинговая компания, то формирование ресурсов определяется ее организационно-правовой формой;

— в штате отдела должны быть разнообразные специалисты; экономисты, специалисты по кредиту, бухгалтеры, специалисты по отраслевым рынкам, экономике предприятия, а также  работники службы безопасности банка;

— фактор-отдел вырабатывает требования к клиентам. В частности, при факторинге поставщика, клиент должен отвечать следующим критериям: его продукция или услуги, виды работы должны быть высокого качества и пользоваться устойчивым спросом на рынке; производство должно динамично расти и иметь хорошие перспективы; он должен иметь опытный управленческий персонал; хорошую организацию бухгалтерского учета и отчетности; постоянных торговых партнеров на основе договоров; важно отсутствие чрезмерной дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе перед бюджетом и банками;

— определяются характерные признаки лиц и виды задолженности, при  наличии которых фактор-отдел  от работы отказывается. К их числу  относятся: клиенты с низкими  платеже- и кредитоспособностью; клиенты, осуществляющие компенсационные или бартерные сделки; предприятия с большим числом мелких дебиторов или высоким уровнем просроченной дебиторской задолженности; клиенты, предлагающие в качестве предмета факторинга долговые обязательства физических лиц или требования к бюджетным организациям; предприятия, производящие узкоспециализированную продукцию. Во всех перечисленных случаях риск фактор-отдела резко возрастает и не может быть компенсирован даже повышенным комиссионным вознаграждением;

— прорабатывается типовой договор по факторингу, в котором оговариваются условия соглашения с клиентом: вид факторинга; срок сделки; вид долговых обязательств как предмет договора; размер платы по факторингу; применяемые санкции при нарушении договора; условия прекращения договора (по взаимному соглашению сторон, при неплатежеспособности клиента, по желанию одной из сторон);

— определяются возможные формы  факторинга, которые в данных условиях целесообразно предложить клиентам.

Сторонами договора факторинга согласно ст.824 являются Финансовый агент (как правило, банк) и Клиент (поставщик).

 

 

Рисунок 2 —  Процесс движения кредитных  ресурсов при факторинге

 

1. Заключается, либо  уже действует договор купли-продажи  (договор поставки) между Клиентом  и Дожником (покупатель по договору  поставки) на условиях отсрочки  платежа; 

2. Заключается основной договор финансирования под уступку денежного требования (договор факторинга) между Клиентом и Финансовым агентом, по которому передается данный договор поставки, а также могут быть переданы в течение действия договора факторинга договора поставки по другим Должникам Клиента;

3. Клиент письменно  уведомляет Должника о произведенной  уступке денежного требования  и об изменении платежных реквизитов: оплата должна осуществляться  не на расчетный Клиента, а  на специальный факторинговый  счет Финансового агента;

4. Клиент осуществляет  поставку продукции (оказание  услуги, производства работ) Дожнику; 

5. Клиент предоставляет  Финансовому агенту накладную  (либо акт приема-передачи услуг  или работ) и счет фактуру  по поставленной продукции (оказанной  услуге, произведенной работе);

6. Финансовый агент  выплачивает в день поставки, как правило от 80% до 95% от стоимости  поставленной продукции (оказанной  услуге, произведенной работы);

7. Должник осуществляет  оплату Финансовому агенту в  назначенный срок;

8. Финансовый агент выплачивает остаток (от 5 до 20% от стоимость поставленной продукции) за вычетом факторинговой комиссии сразу же после оплаты Должником.

 

В ходе факторинговой  операции с конкретным клиентом необходимо выделить следующие стадии:

1. Предварительная оценка финансового состояния клиента и его партнеров. Анализу подлежат кредитоспособность самого клиента (на основе его бухгалтерских балансов и отчетности); платежеспособность его должников; качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ, услуг; уровень рентабельности и динамика прибыли; размер и источники формирования оборотных средств клиента, в том числе и собственных.

 

2. Анализ объема и  качества долговых обязательств, представляемых клиентом. Его цель  — определить число плательщиков  клиента и роль каждого из них в обороте его задолженности; вид долговых обязательств и той доли, которая не будет учитываться в факторинговых операциях; наличие сезонных колебаний в объемах производства и продаж у клиента факты отказа от платежа по долговым обязательствам и их причины.

 

3. Определение лимитов  кредитования в зависимости от условий оборота средств клиента уровня риска, потенциальных сроков погашения ссуды, вида факторинга и других факторов. Лимит кредитования определяется прежде всего установленным размером предварительной оплаты (до 80% от суммы долговых обязательств). Однако реальная величина предварительной оплаты при факторинге с правом регресса может уменьшаться с учетом:

—  суммы выписанных долговых обязательств по каждому плательщику, превышающей установленные для него пределы;

—  средств на покрытие обязательств в связи с отказами от платежа;

—  суммы средств  по обязательствам, срок которых превысил установленный в договоре период погашения, и др.

 

4. Расчет платы по  факторингу. Производится с использованием нескольких составляющих, величина каждой из которых зависит от ряда факторов (Приложение 3).

5. Заключение договора  по факторингу, в котором, кроме условий соглашения, отмечается ответственность клиента за своевременное предоставление фактор-отделу или компании информации о задолженности покупателей, об их финансовом состоянии, оборачиваемости средств в расчетах, а также его обязанность перечислять комиссионное вознаграждение в установленные в договоре сроки. В свою очередь, фактор-отдел или компания обязуются в договорные сроки оплатить передаваемые долговые обязательства и все расходы, связанные с перечислением средств.

Информация о работе Факторинговые операции в коммерческих банках