Факторинговые операции в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Что такое факторинг? В чём сущность проведения факторинговых операций? Чем удобен факторинг для каждой из сторон процесса? За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны.

Файлы: 1 файл

полный курсовик.doc

— 841.50 Кб (Скачать файл)


    СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое факторинг? В чём сущность проведения факторинговых операций? Чем удобен факторинг для каждой из сторон процесса? За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.

В нашей стране факторинговые  операции впервые стали применяться  с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов — на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

Около 70% клиентуры и  оборотов факторингового рынка в  России связано с торговлей, прежде всего - с оптовой. Финансирование закрывает торговым предприятиям кассовые разрывы в оплате и отсрочки платежей.

В результате, некоторые банки, несмотря на существующие проблемы, все же развивают новый вид кредитования - факторинговое обслуживание.

Предприятия - производители  товаров сразу же оценили достоинства  факторинга. Преимущества заключения договора факторинга для поставщика очевидны. Такой вид кредитования позволяет им мгновенно решать проблемы ликвидности, увеличения скорости оборота средств и проблемы управления дебиторской задолженностью.

Впрочем, факторинговые  операции выгодны прежде всего самим  банкам. Факторинг является и одним  из наиболее перспективных видов  банковских услуг. Это рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Факторинг позволяет более мобильно управлять финансовыми потоками, банки расширяют круг своих операций, постоянных клиентов, получают за проводимые факторинговые операции материальное вознаграждение (проценты по кредиту и плату за обслуживание).

Наконец, необходимо отметить, что факторинг имеет большое  значение и во внешнеторговой деятельности, открывая уникальные возможности как для предприятий, импортирующих товары в Россию, так и для российских предприятий - экспортеров.

Наряду с минимизацией валютных рисков факторинг открывает  уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом Для таких импортеров факторинг - способ избежать дорогостоящего кредитования и повысить эффективность использования собственных средств.

Кроме того, велика роль и экспортного факторинга для  нашей страны. Опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного факторинга по сравнению с другими формами расчетов в международной торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров.

Сейчас на долю факторинговых  операций приходится лишь около 1% всего кредитного рынка. Активно занимаются этим видом кредитной деятельности всего несколько банков. По каким же причинам столь перспективная банковская услуга в России пока что не нашла столь широкого применения, как на Западе?

Во-первых, тормозящим моментом является несовершенство правовой базы, почти полное отсутствие отработанной методики совершения факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

Во-вторых, существует ряд проблем, связанных с макроэкономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране. Немногие из коммерческих банков проводят факторинговые операции, хотя и имеют эти операции в спектре своих услуг.

В-третьих, для повышения  качества банковских услуг банкам необходимо решить внутренние проблемы, связанные  с организацией их деятельности (процедуры и функции, организация информационных потоков, повышение качества учета и отчетности), с управлением (обеспечение ликвидности, анализ комиссий) и с подготовкой квалифицированных кадров. Как уже было отмечено, факторинг не нашел пока широкого распространения в России, но в целом он, на мой взгляд, имеет большое будущее.

Проблемы, связанные с  развитием факторинга, приобретают  в последние годы большое значение для российской деловой практики и нуждаются в глубоком изучении. Вследствие относительной новизны этого вида экономических отношений для российского бизнеса и отсутствия нормативной базы, соответствующей быстрорастущим потребностям их развития,  стала очевидной необходимость комплексного исследования факторинга. Принципы факторинговых отношений, заложенные в Гражданском кодексе РФ, к сожалению, имеют множественную трактовку, и не ограничены четкими рамками права, что обусловило многочисленные дискуссии по поводу их реализации как среди экономистов, так и юристов. Исходя из этого, актуально определить качество законодательного обеспечения факторингового бизнеса и пути его совершенствования.

Главная цель данной курсовой работы - рассмотреть факторинговые операции и проблемы их развития в современных условиях. Исходя из поставленной цели, рассмотрим следующие задачи:

- рассмотреть факторинг, как услугу кредитной организации;

- рассмотреть виды факторинговых операций;

- провести анализ ранка  факторинговых услуг в коммерческих  банках в России в настоящее  время;

- рассмотреть перспективы развития факторинговых операций в коммерческих банках Российской Федерации.

 

 

Глава 1. Факторинг, как услуга кредитной организации

Факторинг (от англ. factor - агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В настоящее время в мировой практике факторинг развился в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание.

Востребованность услуги факторинга обусловлена следующими причинами:

      • Отсутствие возможности получения банковского кредита;
      • Периодически возникающие долги;
      • Недостаток оборотных средств;
      • Недостаточно совершенная система финансового менеджмента.

Также есть целый ряд  других причин. Стоит отметить, что  финансирование сделки факторинговой  компанией чрезвычайно выгодно для всех ее участников. Во-первых, увеличивается оборот капитала поставщика; во-вторых, на его расчетный счет деньги будут поступать даже тогда, когда у покупателя финансовые затруднения; в-третьих, благодаря факторинговой сделке можно избежать появления сомнительных долгов. Кроме того, улучшаются условия для ведения производственной деятельности, как продавца, так и покупателя.

В Российской Федерации факторинг законодательно закреплен в следующих нормативных  документах:

 

1. Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43, ст. 824 – 833);

2. Федеральный  закон РФ «О банках и банковской  деятельности» 395 – 1  от 02.12.1990г.;

3. Налоговый  кодекс РФ (гл. 25, ст. 265, 269, 271);

4. Положение  ЦБ РФ № 54-П от 31.08.1998г. «О  порядке предоставления кредитными организациями денежных средств и их возврата»;

5. Положение  ЦБ РФ № 254-П от 26.03.2004г «О  порядке формирования кредитными  организациями резервов на возможные  потери по ссудам, ссудной и  приравненной к ней задолженности»;

6.   Конвенция  УНИДРУА по международным факторным операциям.

 

1.1 Факторинговые  операции. Сущность, условия проведения  и участники факторинговых операций

Факторинг (factor - в переводе с английского «агент, посредник») является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Участниками факторинга являются:

 

— факторинговый отдел коммерческого банка или специализированная факторинговая компания, которые организуют операцию;

—   поставщик продукции;

—   покупатель продукции.

Предметом договора факторинга является требование денежное, уступаемое для  приобретения финансирования (Гражданский  кодекс РФ, ст.826). Требование может и существующим (задолженность перед клиентом) и будущим требованием. С точки зрения экономики предпочтительнее требование существующее.

Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь, вследствие задержки платежа, и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам.

Т.е. в крации, основная цель факторингового обслуживания — обеспечить Клиенту возможность заниматься основной деятельностью — продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов и сбору дебиторской задолженности.

В основе факторинга лежит  покупка банком (факторской компанией) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (70-90%) отфактурованных поставок и  оплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

В соответствии с конвенцией о международном факторинге, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет какому-либо из следующих четырех признаков:

  1. Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований.
  2. Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации.
  3. Инкассирование его задолженности.
  4. Страхование поставщика от кредитного риска (кредитные, валютные, процентные и ликвидные риски).

 

Коммерческий банк, оказывая факторинговые услуги, сам осуществляет управление дебиторской задолженностью, освобождает при этом клиента от кропотливой работы, связанной с анализом. В процессе проведения факторинговых операций коммерческий банк работает только лишь с клиентами (поставщиками), а взаимодействие с покупателями (дебиторами) заключается только в уведомлении их об изменившихся реквизитах для оплаты счетов, которые выставлены им. Требование, которое уступается имеет характер отношений кредитных, потому что оно всегда обусловлено отсрочкой (рассрочкой) платежа, которая предоставлена должнику клиентом.

Факторинг, в отличие от других форм кредитования обладает своими особенностями, преимуществами и отличиями, потому что они  обладают различной природой и сориентированы на то, чтобы удовлетворять различные  потребности поставщиков. Одно из наиболее важных отличий факторинга от овердрафта и кредита заключается в том, что факторинг направлен на успехи продаж в будущем, кредит с овердрафтом – на успехи предприятия в прошлом (на активы, заработанные вчера). Даже рост продаж в несколько раз не является ограничивающим фактором для финансирования в факторинговых рамках.

Конечно, нельзя сказать, что факторинг решает все проблемы Поставщика. Многие потенциальные клиенты  факторинговых компаний пытаются сравнивать факторинговые и кредитные операции. Это чрезвычайно некорректное сравнение, но для снятия вопросов о различии этих двух продуктов стоит привести их сравнительную характеристику. (Приложение 2)

Под факторингом  подразумевается осуществление  финансирования на действительный срок кредита товарного, возврат товарного кредита проводится покупателями. Поставщик также обладает возможностью следить непосредственно за финансированием, состоянием задолженности простроченной, платежами покупателей при помощи отчетов,  которые предоставляет ему банк. Размеры кредиторской задолженности клиентов не увеличиваются в процессе получения финансирования в пределах факторинга от коммерческого банка. Организации, остаются «чистыми» от долгов, при этом могут при необходимости претендовать на финансирование дополнительное. Примером может служить финансирование дополнительное в форме овердрафта или кредитной линии. Товары, оборудование, запасы сырья, а также иные активы для обеспечения данных кредитов сохраняют за собой залоговую функцию.

Факторинг, как инструмент финансового менеджмента для организаций и предприятий РФ, имеет множество положительных сторон, которые показаны на рис.1.

 


 

 

Информация о работе Факторинговые операции в коммерческих банках