Факторинговые операции в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Что такое факторинг? В чём сущность проведения факторинговых операций? Чем удобен факторинг для каждой из сторон процесса? За последние несколько лет финансовая политика российских банков заметно изменилась. Потеряв возможность зарабатывать "быстрые " деньги на фондовом рынке, банки были вынуждены заняться активной кредитной деятельностью.
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны.

Файлы: 1 файл

полный курсовик.doc

— 841.50 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Учёт факторинговых операций

Вопрос, который  возникает при необходимости  отражения фактором приобретенной  дебиторской задолженности других лиц, связан с отражением разницы  между суммой приобретенной задолженности  и суммой кредита, предоставленного клиенту. Ответ, который лежит на поверхности (зачислять ее в состав финансовых доходов отчетного периода, т. е. на кредит счета 733) не приемлем уже хотя бы потому, что не вся эта сумма будет признана доходом. Ибо при благополучном исходе операции (т. е. если фактор инкассирует все долги до единого, – что он очень будет стараться сделать) эта сумма будет рано или поздно уменьшена последующими факторинговыми выплатами клиенту, а фактору останется лишь некий процент, обусловленный договором факторинга. Этот процент гораздо меньше дисконта, хотя и значительно превышает, как правило, тот процент, который начисляется клиентам за обычный кредит, особенно если факторинг предоставляется без права регресса, – но не об этом речь. Дисконт по факторингу – это резерв, связанный с возможным риском, который берет на себя фактор.

 Поэтому  фактор сначала зачисляет сумму  такого (временного) дисконта на  счет соответствующего резерва  – 474, а затем, по мере поступления  оплаты от дебиторов, уменьшать  этот резерв одновременно с  признанием доходов по процентам.  Если же, в конце концов, не вся сумма будет взыскана с дебиторов, – остаток резерва будет зачислен в убытки. Разумеется, в том случае, если к клиенту не будет применено право регресса.

 Что  касается учета приобретенной  дебиторской задолженности, то  ее, по мнению автора, следует  зачислять не на счет 377, как это может показаться правильным лишь на первый взгляд, а на счет текущих финансовых инвестиций, т. е. на счет 35. Притом, независимо от условий факторинга: с правом регресса он проводится или без такового. Разница лишь в том, что право регресса означает предоставление клиенту кредита, а факторинг без права регресса означает самую настоящую покупку у него долговых прав. И в том и в другом случае факторинг означает осуществление фактором инвестиций с целью получения инвестиционного дохода – процента по факторингу.

В случае, когда договор факторинга заключен без права регресса, а зарезервированных  средств оказывается недостаточно, чтобы взыскать неуплаченную сумму  с клиента, то убытки от проведения факторинговой операции начисляются  через соответствующий счет расходов отчетного периода – 952 «Прочие финансовые расходы».

Для банка  сумма вознаграждения по договору факторинга подлежит обложению НДС, поэтому  клиенту выдается счет-фактура, НДС  по которой может быть в последствии  принят к вычету в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ.

Сумма финансовых услуг в виде вознаграждения банку  по договору факторинга в бухгалтерском  учете включается в состав операционных расходов (согласно п. 11 ПБУ 10/99). Вознаграждение банку в целях налогообложения прибыли включается в состав внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

В бухгалтерском  учете продавца операции по факторингу отражаются следующими проводками:

1) Дебет 62 Кредит 90

- отражена  задолженность за проданные товары;

2) Дебет 90 Кредит 68

- отражена  сумма НДС по проданным товарам; 

3) Дебет 76 Кредит 91.1

- отражена  уступка банку денежного требования;

4) Дебет 91.2 Кредит 62

- списано  денежное требование, уступленное  банку; 

5) Дебет 51 Кредит 76

- перечислены  банком денежные средства по договору факторинга;

6) Дебет 91.2 Кредит 76

- отражена  сумма вознаграждения банка; 

7) Дебет 19 Кредит 76

- отражен  НДС с суммы вознаграждения  банка; 

8) Дебет 68 Кредит 19

- НДС с  суммы вознаграждения принят  к вычету.

 

Если покупатель не оплачивает свою задолженность банку, то банк обращается за погашением к клиенту.

В этом случае бухгалтерские проводки в учете  поставщика выглядят следующим образом:

1) Дебет 76 "Расчеты с банком" Кредит 51

- возврат  банку ранее перечисленные денежные средства в размере 70-90 % от суммы по договору факторинга;

2) Дебет 76.2 "Расчеты по претензиям" Кредит 76 "Расчеты с банком"

- отражена  претензия к покупателю за  неоплаченный товар. 

 

Основная  идея, лежащая в основе данных проводок, факторинг - не кредит, а продажа банку дебиторской задолженности. Соответственно, продажа задолженности должна сопровождаться ее уменьшением и получением денежных средств.

Для банка  сумма вознаграждения по договору факторинга подлежит обложению НДС, поэтому  клиенту выдается счет-фактура, НДС по которой может быть в последствии принят к вычету в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ.

 

Сумма финансовых услуг в виде вознаграждения банку  по договору факторинга в бухгалтерском  учете включается в состав операционных расходов (согласно п. 11 ПБУ 10/99). Вознаграждение банку в целях налогообложения прибыли включается в состав внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

В бухгалтерском  учете продавца операции по факторингу отражаются следующими проводками:

1) Дебет 62 Кредит 90

- отражена  задолженность за проданные товары;

2) Дебет 90 Кредит 68

- отражена  сумма НДС по проданным товарам; 

3) Дебет 76 Кредит 91.1

- отражена  уступка банку денежного требования;

4) Дебет 91.2 Кредит 62

- списано  денежное требование, уступленное банку;

5) Дебет 51 Кредит 76

- перечислены  банком денежные средства по  договору факторинга;

6) Дебет 91.2 Кредит 76

- отражена  сумма вознаграждения банка; 

7) Дебет 19 Кредит 76

- отражен  НДС с суммы вознаграждения  банка; 

8) Дебет 68 Кредит 19

- НДС с  суммы вознаграждения принят  к вычету.

 

Если покупатель не оплачивает свою задолженность банку, то банк обращается за погашением к  клиенту.

В этом случае бухгалтерские проводки в учете  поставщика выглядят следующим образом:

1) Дебет 76 "Расчеты с банком" Кредит 51

- возврат  банку ранее перечисленные денежные  средства в размере 70-90 % от  суммы по договору факторинга;

2) Дебет 76.2 "Расчеты по претензиям" Кредит 76 "Расчеты с банком"

- отражена  претензия к покупателю за  неоплаченный товар.

 

Основная  идея, лежащая в основе данных проводок, факторинг - не кредит, а продажа банку дебиторской задолженности. Соответственно, продажа задолженности должна сопровождаться ее уменьшением и получением денежных средств.

В случае неисполнения ненадлежащего исполнения Дебитором обязательств по своевременной уплате денежных средств, банк вправе обратиться к Поставщику по договору поручительства с требованием об исполнении обязательств.

 

Глава 2. Анализ рынка факторинговых операций коммерческих банков в Российской Федерации

Практической частью работы  является «Анализ факторинговых операций коммерческих банков в Российской Федерации».

Это связано с тем, что актуальность факторингового обслуживания для кредитных организаций в нынешних условиях подкрепляется высоким спросом. В этих условиях для поставщиков товарный кредит (факторинг) является единственной возможностью существенно нарастить объём продаж.

 

2.1  Рынок  факторинговых услуг коммерческих  банков в России 2008-2012гг.

Рынок факторинговых  услуг коммерческих банков в 2008 году

В 2008 году для рынка  факторинга, как и для экономики  в целом, настали сложные времена: впервые за последние пять лет  темпы роста рынка резко замедлились.

Доля факторинга в  ВВП России за 2008 год составила 1,44%. Снижение доли факторинга в ВВП связано с тем, что данный инструмент кредитования является более динамичным и гибким относительно банковского кредитования. При ухудшении макроэкономической ситуации в стране факторинг «свернулся» быстрее, чем другие сегменты финансовых услуг. Годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг 602 млрд рублей. Положительный прирост – заслуга относительно успешной работы Факторов в первом полугодии 2008 года. Более быстрая оборачиваемость вложенных средств стала дополнительным преимуществом Факторов по сравнению с другими кредиторами.

Рынок факторинговых  услуг коммерческих банков в 2009 году

Темпы прироста объемов  рынка в 2009 году относительно 2008 года отрицательны – минус 40%. Во 2 полугодии 2009 года объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели 1 полугодия. Факторинг, несмотря на небольшое увеличение среднего срока сделки, который в 2009 году составлял 67 дней, является по-прежнему одним из наиболее прибыльных краткосрочных инструментов размещения для банков. Главной проблемой развития рынка факторинга остается сокращение базы потенциальных клиентов.

В начале 2009 года сужение  клиентской базы было основано на ужесточении  требований к клиентам и дебиторам  со стороны Факторов, а поставщики приходили за факторингом как за спасательным кругом. В таких ситуациях поставщиков не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинга на пике кризиса и отказах Факторов в предоставлении финансирования, стараются опираться преимущественно на собственные средства. Высокая доля заемных средств в пассивах на пике кризиса оказалась одной из главных причин неустойчивости финансового положения поставщиков.

Рынок факторинговых  услуг коммерческих банков в 2010 году

Темп прироста объема рынка факторинга в 2010 году относительно 2009 года составил 37,5%. При этом если в 1 полугодии 2010 года темп прироста рынка достиг только 17%, то во 2-м – уже 55%. Рынок факторинга вплотную приблизился к 500 млрд рублей, но не превысил показатели ни 2008-го, ни 2007 года. Отчасти это связано с медленным восстановлением спроса населения и оборота розничной торговли, отчасти – со вступлением в силу в 2010 году Закона о торговле, закрепившего максимальные отсрочки платежа по продовольственным товарам. Для некоторых поставщиков скоропортящихся продуктов питания факторинг вообще потерял актуальность, а в целом Закон о торговле, по оценкам «Эксперта РА», «съел» около 10% рынка. И в 1-м, и во 2-м полугодии 2010 года рост рынка факторинга сопровождался снижением доходов Факторов. В целом за год факторинговое вознаграждение снизилось на 10-15%.

Главная причина падения  маржинальности факторинга заключается  в обострении ценовой конкуренции. В 2010 году многие Факторы в первую очередь озаботились размещением  избыточной ликвидности, и, возможно, недооценили риски. Особенно агрессивную политику проводили универсальные коммерческие банки. Они использовали факторинг как «приманку» при привлечении клиентов на комплексное обслуживание в банк, рассчитывая покрыть возможные убытки от факторинга за счет других, более доходных продуктов. Для повышения рентабельности банки и факторинговые компании старались увеличить либо маржинальность услуги в ущерб доле рынка, либо объемы уступленных требований за счет новых каналов продаж (например, продажи факторинга через другие коммерческие банки). Эта тенденция получила свое развитие уже в 2010 году.

Рынок факторинговых  услуг коммерческих банков в 2011 году

Объем рынка факторинга по итогам 2011 года достиг рекордных 880 млрд рублей. Темпы прироста в 2011-м относительно 2010 года составили 77% (что сопоставимо с ростом рынка в 1 полугодии 2008 года). Высокие темпы прироста рынка в 1 полугодии 2011 года (80%) на фоне сжатия ликвидности и закрытия алкогольного рынка во 2 полугодии сократились до 74%. С одной стороны, на фоне ухудшения ситуации с ликвидностью в экономике более консервативным стал подход банков к выдаче новых ссуд и пролонгации действующих кредитов. Банки больше заинтересованы в факторинге как инструменте краткосрочного размещения, который позволяет контролировать процентные риски и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции на рынке факторинга его стоимость и стоимость кредита стали сопоставимы как следствие агрессивной ценовой политики ряда Факторов. По мнению большинства Факторов, рост факторинговых ставок со второй половины 2011 года происходил медленнее, чем рост стоимости пассивов Факторов, поэтому маржинальность факторинга не выросла. Примечательно, что лидеры рынка не предоставили данные о размере факторингового вознаграждения, полученного ими в 2011 году, поэтому не представляется возможным привести динамику показателя.

Рынок факторинговых  услуг коммерческих банков в 2012 году

Объем рынка факторинга по итогам 1 полугодия 2012 года составил 610 млрд рублей. Темпы прироста рынка в 1 полугодии 2012 года относительно аналогичного периода прошлого года составили 70%, снизившись с 80% за аналогичный период прошлого года. Более высокие темпы прироста рынка в 1 полугодии 2011 года связаны эффектом низкой базы. В 2012 году многие Факторы стали смещать приоритеты с объемных показателей на рентабельность, подорожало и банковское фондирование. Это привело к заметному (на 2-2,5 п. п.) росту ставок на рынке факторинга. Факторинг дорожал даже чуть быстрее, чем банковские ссуды, но поставщики не вернулись обратно к кредитам. В 1 полугодии 2012 года объем уступленных требований вырос на 70% (по отношению к аналогичному периоду 2011 года), что лишь немногим ниже прошлогодних темпов. На фоне сохранения высокой конкуренции на рынке Факторы осваивают новые отрасли, увеличивают объем предоставляемого финансирования. Отношение объема финансирования, фактически предоставленного Фактором клиентам под уступку денежного требования, под которое предоставлено финансирование, выросло с 90,8% (в  1 полугодии 2011 года) до 94,6% (в 1 полугодии 2012 года). (График 1)

Информация о работе Факторинговые операции в коммерческих банках