Банковские карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проведение анализа состояния рынка пластиковых карт в Брянской области и выявление перспектив его развития. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования пластиковых карт
- провести анализ операций с пластиковыми картами в ГУ ЦБ по Брянской области;
- предложить пути совершенствования расчетов с использованием пластиковых карт на территории Брянской области.

Файлы: 1 файл

БАНКОВСКИЕ КАРТЫ.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

БАНКОВСКИЕ КАРТЫ

Введение

В условиях развития мирохозяйственных  связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и  развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных  форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном  мире. Одним из инструментов безналичных  расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью  платежных карт показывает степень  интегрированности банковской системы  и общества. Достаточно сказать, что  безналичная оплата товаров и  услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре  всех денежных операций.

Если сравнивать банковские карты с депозитными счетами, как механизм привлечения средств  населения, то карточки менее эффективны, потому что процентная ставка на остаток  по карточному счету может быть значительнее ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к картам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобство пользования, автоматическое предоставление банковского кредита, возможность отсрочить погашение долга, регулярное получение полной информации о произведенных операциях.

Введение расчетной системы  на основе банковских карт имеет преимущества и для банка:

- преодоление пространственных ограничений по привлечению и обслуживанию клиентуры;

- привлечение новых корпоративных и частных клиентов;

- увеличение оборотных средств;

- сокращение накладных расходов.

Настоящая дипломная работа призвана обобщить финансовую основу и перспективу развития расчетов пластиковыми картами.

Целью дипломной работы является проведение анализа состояния рынка  пластиковых карт в Брянской области и выявление перспектив его развития. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы использования пластиковых карт;

- провести анализ операций с пластиковыми картами в ГУ ЦБ по Брянской области;

- предложить пути совершенствования расчетов с использованием пластиковых карт на территории Брянской области.

Объектом исследования является Главное управление Банка России по Брянской области.

Предмет - финансово-экономические процессы, связанные с функционированием рынка пластиковых карт.

Методы исследования: сравнение, графический, табличный, монографический, динамический.

При написании дипломной  работы использовались такие источники  информации как:

1. действующее законодательство  РФ;

2. нормативные документы  Банка России;

3. учебная литература, составляющая  теоретическую базу работы;

4. материалы специальных  изданий по изучаемой проблеме;

5. практическую основу  работы составляют аналитические  материалы, предоставленные отделом  платежных систем и расчетов  Главного управления Центрального  банка Российской Федерации по  Брянской области за период 2006-2008 гг.

Дипломная работа выполнена  на 86 листах машинописного текста. Включает 3 раздела, 8 подразделов, 20 таблиц, 17 рисунков и приложения.

1. Теоретические  основы использования пластиковых  карт в РФ

1.1 Сущность, значение и  виды пластиковых карт

В нашу страну первые кредитные  карточки проникли вместе с иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними была возложена  на специальный отдел Госкоминтуриста  СССР.

Сегодня независимые коммерческие банки России, имея полную свободу  действия в отношении пластиковых  карт, предлагают своим клиентам карты  как международных, так и российских систем. В силу сложившихся обстоятельств  в России в основном выпускаются  не кредитные, а дебетовые карточки. Для того чтобы получить подобную карту, клиенту банка необходимо положить на специальный счет определенную договором сумму. В процессе пользования  картой с этого счета будут  списываться соответствующие суммы. Кроме того, клиент платит за получение  самой карты, за ее обслуживание, а  также определенную комиссию при  обналичивании.

В целом, спектр предлагаемых банками карточек достаточно широк. Крупнейшие российские банки ведут  свою деятельность по предоставлению карточек в трех направлениях:

- работа с международными расчетными системами в качестве принципиальных членов или же партнеров последних.

- выпуск пластиковых карточек российских систем: STB, Union Card.

- предоставление клиентам собственных карточек со своим логотипом и полным обслуживанием.

Многие банки предпочитают диверсифицировать свою деятельность и сочетают выпуск международных  карт, с членством в российских платежных системах. Карты международных  платежных систем имеют неоспоримое  преимущество перед российскими, так как их принимают по всему миру.

Карты российских систем работают пока лишь в пределах страны, однако, учитывая небольшой срок их существования  и темпы развития, можно предположить, что выход на мировой уровень - дело времени.

Еще в начале 90 гг. о российском рынке банковских карт говорить не приходилось. Круг резидентов - держателей карт был очень мал, количество точек обслуживания исчислялось немногими десятками. Подавляющее большинство карт составляли карты зарубежных эмитентов. Российские платежные системы были в лучшем случае в стадии замысла. [12, С. 15]

Ныне ситуация изменилась коренным образом. На территории России действуют десятки локальных, региональных и межрегиональных платежных  систем, не говоря уже о ведущих  международных. Количество держателей карт российских платежных систем исчисляется  в совокупности многими сотнями  тысяч. Десятки тысяч точек приема на территории всей страны работают с  банковскими картами национальных и международных платежных систем.

В ходе развития пластиковых  карт возникли разные виды пластиковых  карт, различающихся назначением, функциональными  и техническими характеристиками.

Пластиковые карты выполняют  функции одновременно депозитного, расчетного, кассового и кредитного инструмента.

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм, 53.9 мм, 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из сказанного выше видно, что основная функция пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.

Существует много признаков, по которым можно классифицировать платежные карты:

1. По материалу, из которого  они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее время практически  повсеместное распространение получили пластиковые карты. Однако для идентификации  держателя карты часто используются бумажные (картонные) карты, запаянные  в прозрачную пленку. Это ламинированные карты. [21, С. 72]

2. На основании механизма  расчетов:

- двусторонние системы - возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т.д.);

- многосторонние системы - предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, а также компании, выпускающие карты туризма и развлечений (например, American Ехрress).

3. По виду проводимых  расчетов:

- кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд.

- дебетовые карты предназначены для получения наличных в банковских автоматах или для оплаты товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карты в банке. Дебетовые карты не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете. [10, С. 613]

4. По категории клиентуры,  на которую ориентируется эмитент:

- обычные карты;

- серебряные карты;

- золотые карты;

Обычные карты предназначены  для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).

Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карта (Gold) предназначена  для наиболее состоятельных богатых  клиентов.

5. По характеру использования:

- индивидуальная карта, выдаваемая отдельным клиентам банка, может быть «стандартной» или «золотой»;

- семейная карта, выдаваемая членам семьи лица, заключившего контракт, который несет ответственность по счету;

- корпоративная карта выдается юридическому лицу, на основе этой карты могут выдаваться индивидуальные карты избранным лицам (руководителям, главному бухгалтеру или ценным сотрудникам).

6. По принадлежности к  учреждению-эмитенту:

- банковские карты, эмитент которых - банк или консорциум банков;

- коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм;

- карты, выпущенные организациями, чьей деятельностью непосредственно является эмиссия пластиковых карт и создание инфраструктуры по их обслуживанию.

7. По сфере использования:

- универсальные карты - служат для оплаты любых товаров и услуг;

- частные коммерческие карты - служат для оплаты какой-либо определенной услуги (например, карты гостиничных сетей, автозаправочных станций, супермаркетов).

8. По территориальной  принадлежности:

- международные, действующие в большинстве стран;

- национальные, действующие в пределах какого-либо государства;

- локальные, используемые на части территории государства;

- карты, действующие в одном конкретном учреждении. [10, С. 620]

9. По времени использования:

- ограниченные, каким-либо, временным промежутком (иногда с правом пролонгации);

- неограниченные (бессрочные).

10. По способу записи  информации на карту:

- графическая запись;

- эмбоссирование;

- штрих-кодирование;

- кодирование на магнитной полосе;

- чип;

- лазерная запись (оптические карты).

Самой ранней и простой  формой записи информации на карту  было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая, самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация об ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских картах был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование - нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков. Это позволило значительно быстрее оформлять операцию оплаты картой, делая оттиск на ней слипа.

Штрих-кодирование - запись информации на карту с помощью штрих-кодирования. Применялась до изобретения магнитной полосы и в платежных системах распространения не получила. Карты со штрих-кодами, подобные тем, которые наносятся на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты.

Магнитные карты имеют  тот же самый вид, что и обыкновенные пластиковые карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная  полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. Способы записи и чтения аналогичны способам, используемым в бытовом  магнитофоне. Магнитная полоса может  хранить около 100 байт информации, которая  считывается специальным считывающим  устройством. Информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный  характер, а стоимостные показатели отсутствуют. На лицевой стороне  карты указываются:

- имя держателя;

- номер его банковской карты;

- шифр его отделения банка;

- наименование банка;

- символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида;

- голограмма - фирменный знак платежной системы. Цель нанесения голограммы - сделать внешний вид карты более привлекательным и защитить от подделки; впервые голограмму применили в системе Mastercard в 1985 г.;

- срок пользования карточкой (от полугода до двух лет).

Существует много национальных и международных стандартов на магнитные  карточки. Наибольшее распространение  получил стандарт с трехдорожечной магнитной полосой.

Магнитная запись является одним из самых распространенных способов нанесения информации на пластиковые  карты. С магнитными картами на сегодняшний  день работают такие транснациональные  компании, как VISA, МаstегСагd, Еurоpay, American Ехрrеss, Diners Club.

Магнитные карты нельзя считать  идеальным платежным средством, так как они имеют множество  недостатков:

- плохие эксплуатационные характеристики (информацию на магнитном носителе легко можно разрушить);

- отсутствует возможность надежного обновления информации, что не позволяет хранить на карточке информацию о состоянии счета клиента;

- необходимость обслуживания карты в режиме on-line, что повышает издержки эксплуатации подобной системы;

- слабая защита от мошенничества (эти карточки легко украсть, подделать либо путем производства фальшивок, либо скопировав информацию с них).

Ряд причин сдерживает распространение  карт с магнитной полосой на российском рынке:

- низкий уровень и нерегулярность доходов населения в сочетании с высокими темпами инфляции делает невозможным для массового клиента поддерживать приличные неснижаемые остатки либо страховые депозиты на счетах;

Информация о работе Банковские карты