Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является: Определить сущность японской модели менеджмента на примере японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Ltd в г.Саратове.
Задачи:
Рассмотреть основные предпосылки формирования японской системы управления;
Раскрыть характеристику японской модели менеджмента;
Изучить японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Ltd., а также использование японской модели менеджмента в г. Саратове на примере данной японской компании.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки формирования японской модели менеджмента…………….5
Характеристика японской модели менеджмента…………………………....13
Использование японской модели менеджмента в управлении «Nissan Motor Co. Ltd» в Саратове……………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….52
Список использованной литературы…………………………………………...55

Файлы: 1 файл

Сущность японской модели менеджмента.docx

— 152.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

Саратовский институт

 

Кафедра экономики и менеджмента 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Менеджмент»

На тему: «Сущность японской модели менеджмента (на примере Nissan Motor Co. Ltd)»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса, очной формы обучения,

Торгово – экономического факультета

Специальность: Экономика  и управление на предприятии (торговли)

Новаковская С.А.

Номер зачётной книжки: 10020

Научный руководитель: к.э.н., доц. Курилин А.Г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Предпосылки формирования  японской модели менеджмента…………….5

  1. Характеристика японской модели менеджмента…………………………....13
  2. Использование японской модели менеджмента в управлении «Nissan Motor Co. Ltd» в Саратове……………………………………………………………...43

Заключение……………………………………………………………………….52

Список использованной литературы…………………………………………...55

Приложение……………………………………………………………………...57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Менеджмент в Японии, как  и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру, традиции, а так же идеи, заимствованные из опыта других стран, которые впоследствии преобразовались в черты, характерные только японскому менеджменту.

Экономический подъём, который  произошёл в Японии в послевоенное время, уже на протяжении долгого  времени вызывает неизменный интерес у менеджеров и бизнесменов по всему миру. Экономисты отмечают, что Япония на пути своего восстановления, превратилась в серьёзного конкурента промышленно – развитым странам. На пути к этому состоянию Япония прошла немало фаз развития, среди которых традиционно выделяют широкомасштабное освоение технологий, борьба за повышение качества и производительности труда и наконец, создание многонациональных корпораций.

Не смотря на то, что японская система управления начала зарождаться  ещё с давних времён, особое развитие она получила в период послевоенной разрухи. Путь, который прошла японская промышленность, впечатляет своими масштабами и сроком восстановления, и первое, о чем следует упомянуть, говоря о причинах такого подъема, это высокие  технологические инновации и  создание роботизированного производства.

Ключевым фактором успеха японской системы управления является создание «великой системы взаимоотношений  человека и организации». Другими словами, японская система, сущность которой менеджерам многих стран до сих пор не по силам понять и изучить, заставляет переосмыслить роль человека в организации. Все достижения японского менеджмента, так или иначе, связаны с созданием максимально комфортных условий работы для сотрудников компании.

О великом японском менеджменте  в настоящее время известно не только промышленно – развитым странам, но так, же и странам с переходной экономикой, к которой относится Россия. В России о новых моделях японского менеджмента стало известно сравнительно недавно. Стратегия данного менеджмента открывает большие возможности российскому бизнесу переориентировать процесс производства с акцентом на человека, как главный актив и ценность предприятия. России сейчас важно совершить прорыв в экономике и вернуться в статус по - настоящему великой державы. Всё это необходимо для того, чтобы быть конкурентоспособными и уверенно пребывать и побеждать на мировом рынке, чтобы стать не только сильной, но и богатой страной.  Поэтому изучение лишь западного опыта ведения бизнесом является недостаточным для развития страны.

Изучая и постигая современную  систему управления в Японии, опыт западных стран совместно с отечественными методами управления, России удастся  выйти на новый уровень развития и в разы повысить свои экономические, социальные и политические показатели.

Целью данной курсовой работы является: Определить сущность японской модели менеджмента на примере японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Ltd в г.Саратове.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные предпосылки формирования японской системы управления;
  2. Раскрыть характеристику японской модели менеджмента;
  3. Изучить японского автопроизводителя Nissan Motor Co. Ltd., а также использование японской модели менеджмента в г. Саратове на примере данной японской компании.

Рассмотрение деятельности японской компании на российском рынке (в данном случае на рынке г. Саратова) позволит всецело выявить эффективность  использования японского менеджмента в стране, а так же определить экономические результаты от ведения такого рода бизнеса в России.

 

  1. Предпосылки формирования японской модели менеджмента.

Японскую  систему управления можно рассматривать как совокупность заимствованных идей и культурных традиций.  Поэтому, чтобы  понять японский менеджмент на современном этапе, необходимо рассмотреть некоторые предпосылки формирования, которые можно разделить на две группы:

  1. Черты традиционной культуры Японии.
  2. Заимствованные идеи управления других стран.

В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно-технического прогресса, тесно переплетаются  традиционные, национальные и современные  формы организации труда. Для того чтобы понять особенности  утвердившихся в Японии форм совместной деятельности необходимо обратиться не только к общим принципам управления, а так же к закономерностям развития крупного общественного производства и научно – технического прогресса, но и к историка – культурным и этническим истокам, которые существенно повлияли на характер и формы организационной управленческой деятельности.

Один из крупнейших исследователей в области японского менеджмента У. Оучи, обращает внимание на то, что японцы представляют собой крупную этническую однородность, выражающуюся в общности языка, литературы, истории, традиций, системы целостных ориентаций, верований. Он утверждает, что в самой среде работающих в различных сферах деятельности людей сложилось следующее:

    • предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными;
    • происходит совмещение интересов индивидуума с интересами группы;
    • предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт;
    • принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей.

 Именно эти черты как утверждает У. Оучи, стали истоками таких важнейших элементов управления как, система японского патернализма, системы пожизненного найма, системы коллективного принятия решений. Предпочтение групповых интересов перед индивидуальными является составной частью традиций большой семьи и клана. В Японии большая семья является особым социальным инструментом. Некоторые ученые характеризуют семью как домохозяйство, составляющее наименьшую экономическую единицу. В основе отношений, внутри большой семьи, лежат традиционные конфуцианские догмы. На практике можно увидеть прямое воплощение конфуцианских традиций в управлении предприятием: это корпоративиское сознание, идея «фирма – одна семья», совпадение должностных и возрастных иерархий, дифференциация заработной платы в зависимости от возраста и стажа [16].

 Зарубежные  исследователи системы японского  менеджмента считают, что теоретическая концепция управления японскими предприятиями базируется на некоторых религиозных принципах, которые  были заимствованы из различных религий, распространенных на Японских островах (Конфуцианство, Дзэн). Считается, что  из Конфуцианства была заимствована концепция, по которой, при управлении трудовыми ресурсами необходимо использовать в определённых пропорциях гуманизм и авторитаризм, и строить  принципы управления по образу идеальной  конфуцианской семьи, следующей  пяти принципам:

  • почтительность детей  к родным;
  • верность, повиновение;
  • доброта;
  • преданность своему хозяину.

Конфуцианство  строго определило рамки политической и экономической деятельности. Оно требовало неукоснительного выполнения определённых правил, регламентирующих сферу общественной жизни и поведения людей. Основой во взаимоотношениях людей и целью нравственного самосовершенствования, являлось понятие «жень»  (гуманность) и «сяо» (сыновья, почтительность). «Жень» и «Сяо» требовали соблюдения определённых морально-этических норм: беспрекословного подчинения старшим по возрасту и положению, почитание предков, строгого соблюдения семейных и прочих традиций. Чётко регламентированные правила определяли отношения между хозяином и слугой, отцом и детьми, старшими и младшими, а так же между друзьями. Кроме того правилами определялись взаимоотношения внутри и между различными группами, социальной и экономической общностью и государством. Известно, что когда японцы заимствовали конфуцианство из Китая, они изменили порядок принципов, преданность хозяину встало на первое место. Отсюда исследователи делают вывод о том, что этот принцип лежит в основе и пожизненного найма, и стремлении трудиться с полной отдачей сил [16].

Рассматривая  первую группу предпосылок формирования японской философии менеджмента, необходимо упомянуть об эре Токугавы, когда японская культура после продолжительного процесса ассимиляции китайских традиций достигла, наконец, своего классического выражения. Например, Ситеи Ямомото в своей книге «Дух японского капитализма» обратился к личности Сойзана  Судзуки1, влияние идей которых обнаруживается и в современной управленческой мысли. Всё учение Судзуки было направлено на разрешение конфликтных ситуаций, с которыми сталкивались крестьяне и ремесленники в повседневной жизни. Его знаменитый афоризм переводится приблизительно так: «Когда мы втягиваемся в мирские дела, мы продолжаем придерживаться религиозных обычаев». Его учение, отражающее лучшие традиции дзен-буддизма, до сих пор сохраняется в сознании  японца. Японский исследователь А. Йосино2 отмечает: «Эра Токугавы завещала современной Японии, как способность быстрых преобразований, так и дисциплину, и порядок в неизменном движении по пути совершенствования». Ведь дзэн-буддизм, по словам Д.Судзуки, — это “кристаллизация всей философии, религии и самой жизни Дальнего Востока, и в особенности Японии” [16].

Смысл дзэн – интуитивное  проникновение в природу вещей, то есть постижение самой сущности человека. Его первое условие –  « прозрение в познании собственной  природы», позволяющее человеку определить направление своего движения, точки  концентрации своих усилий. По словам К. Г. Юнга3 - «Дзэн требует ума и силы воли, как всё великое и всё, чему должно осуществиться». Бесконечная вера в способность человека проникнуть в самые основы жизни, в глубине вещей и составляет суть дзэн.

Для японского общества на протяжении столетий характерен своего рода культ труда, превращение работы и службы, не рассчитанных на похвалу  и рекламу, в религиозный идеал. Для менеджера такой комплекс приёмов является настоящей ценностью, с помощью которых  воспитывается  способность персонала полностью  отдаться делу, сосредоточиться на том, что бы достичь положительного эффективного результата. С давних времён дзэн рассматривал повседневный труд в качестве одного из условий  достижения просветления и прозрения. С другой стороны, дзэн предполагает, что постигнутое путём спокойных  размышлений обязательно должно быть воплощено в жизнь. В общении  между людьми важным становиться  стремление самостоятельно понять собеседника, взглянуть на мир его глазами  и хотя бы на некоторое время представить себя на его месте [16].

Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила  перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической  жизни. Всё это дало для основания второй группы предпосылок формирования японского менеджмента. Под влиянием американской оккупационной администрации, будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Это не даёт основания предполагать, что до 1945 года в Японии не было системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики [6, с 128].

В начале девятнадцатого века промышленная революция привела  к массовому производству товаров  и создала современную промышленную организацию. Новые компании, в которых резко возрос производственный потенциал, потребовали и новой системы управления. Появилась необходимость накопления знаний об управлении, его природе и механизмах влияния на производственный процесс. Важные изменения происходили и в системе экономического образования. Во многих учебных заведениях открываются кафедры торгово-промышленного управления и научного менеджмента. Резкие изменения происходили и в производственной организации. В 1924 г. корпорация «Ford» создает дочернее предприятие в Японии и начинает сборку автомобилей. Прослеживается и влияние американской теории управления, основными темами которой является: исследования форм оплаты труда, распределения прибылей, консультаций между управляющими и рабочими, фабричных комитетов, фабричной гигиены, промышленной психологии и прочее.

Таким образом, в 1912—1926 гг. были внедрены американские принципы научного менеджмента, которые быстро завоевали популярность среди японцев-менеджеров. Это привнесло элементы менеджмента в такие области науки, как: наука о коммерции; экономика коммерции; теория промышленного управления, в которых ранее слабо были отражены вопросы управленческого контроля. Объекты изучения также поменялись: от изучения торговли к изучению промышленности, от организации работы к изучению управленческого контроля, к развитию теории предприятия. Типичным объектом стал промышленный капитал (промышленные предприятия), актуальными стали вопросы, предметом исследования которых является: производство и контроль, а так же немаловажным стало появление  дороги к современной науке об управлении.

Информация о работе Японский менеджмент