Шпаргалки по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:37, шпаргалка

Описание работы

Менеджмент-самостоятельный вид деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях намеченных целей , путем рационального испытания материалов и трудовых ресурсов.
Решающей задачей менеджмента является: в начале сделать желаемое возможным, а потом реальным.
Основными задачами менеджмента является :
1.сделать людей способными к совместному действию
2.постановка простых, четких и видимых задач
3.предприятие и каждый работник могут развить, как свои потребности, так и свои возможности
4.персонал

Файлы: 1 файл

Menedzhment.docx

— 172.02 Кб (Скачать файл)

Первый  этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.

Второй  этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте с принципиально новыми подходами., А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. 
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений". На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений. 
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.  
Пятый этап развития управленческой мысли .Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации.  
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией  
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: 

·  возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;

·  усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;

·  усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

 

  1. Различные подходы к управлению организацией (процессуальный, системный, ситуационный).

Подходы (методология) к управлению включают в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

1.Процессный подход

Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим  определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту  позволил увидеть взаимосвязь и  взаимозависимость функций управления.

Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление  многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению  функций.

Качество выполнения предыдущего  этапа - необходимое условие обеспечения  качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость  функций.

Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс  принятия решений.

В организации протекает  множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая  базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить  дополнительный вклад по отношению  к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы:1.основные, которые связаны непосредственно с производством продукции;

2.обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.);3.управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения.Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

2.Системный подход

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов  анализа. Применение системного подхода  тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад  в это научное направление  сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление  и описание ее неразрывной связи  с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

3.Ситуационный  подход к управлению

Системный под ход к  управлению не дает ответа на вопрос о  том, почему предприятия со сходным  строением и в одной и той  же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие  свою продукцию на одних и тех  же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций  с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих  целей. Ситуационный подход концентрируется  на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней среды.

 

  1. Эталонные и базовые стратегии развития фирмы.

 

Наиб. распр-е, выверенные практикой и широко освещенные стратегии бизнеса обычно наз. базовыми или эталонными. Они отраж-т 4 различ. подхода к росту фирмы и связаны с изм-ем состояния продукта, рынка, отрасли, положения фирмы в отрасли или технологии.

1 группа - стратегии концентрированного  роста

Стратегии, связ-е с изм-ем продукта или рынка и не затрагивают другие 3 эл-та. В этом случае фирма пытается улучш. свой продукт или начать проз-ть новый, не меняя при этом отрасли. Также фирма пытается улучш. свое положение на рынке или перейти на новый. Типы:

-стратегия усиления позиций  на рынке;

-стратегия развития рынка;

-стратегия развития продукта.

2 группа  – стратегии интегрированного  роста

Стратегии, кот. предполагают добавления новых структур. Осущ-ся, если фирма нах-ся в сильном бизнесе, но не может осущ-ть стратегию концетрир. роста. Типы:

-стратегия обрат. вертик. интеграции (за счет усиления контроля или приобретения  поставщиков)

-стратегия вперед идущей  вертик. интеграции (за счет приобрет-я или усиления контроля над структурами, нах-ся м/у фирмами и конеч. потребителем)

3 группа  – стратегии диверсифицированного  роста

Реализ-ся, если фирма не может дальше развиваться на данном рынке с данным продуктом и в данной отрасли. Типы:

-стратегия центрированной  диверсификации (поиск и исп-е заключенных в сущ-щем бизнесе доп. возможностей для пр-ва нов. продуктов)

-стратегия горизонт. диверсификации (поиск возмож. роста на сущ-щем рынке за счет новой продукции, треб-щей нов. технологий)

-стратегия конгломеративной дивесфикации (фирма расшир-ся за счет пр-ва технологически не связ-х с уже произ-мыми новых продуктов, кот. реализ-ся на нов. рынках)

4 группа  – стратегии сокращения

Реализ-ся, если фирма нужд-ся в перегруппировке сил после длит-го роста или в связи с необ-тью повыш-я эф-ти, когда наблюд-ся спады и кардин- изм-ия в эк-ке. Типы:

-стратегия ликвидации;

-стратегия «сбора урожая»  (отказ от долгосроч. перспективы в пользу макс. получения прибыли в корот. срок)

-стратегия сокращения (фирма  закрывает или продает одно  из своих подразделений)

-стратегия сокращения  расходов (поиск возмож-х уменьш. издержек)

На практике фирма может  осущ-ть сразу неск. стратегий-комбинированная стратегия.

 

  1. Система стратегического управления.

Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.Процесс  стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

4 основных вида управленческой деятельности:

1.распределение  ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

2.адаптация к  внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

3.внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

4.осознание организационных  стратегий. Эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

Основные направления, по которым реализуется стратегия, следующие:

- инновация и инвестиция

- рост доли рынка

- достижение удовлетворенности  трудом и коллективом

- получение прибыли в  основном за счет оборота нематериальных  активов

- профилактика кризиса  за счет повышения устойчивости  экономической системы даже в  условиях роста неопределенности  и ошибок персонала.

Объектом стратегического  управления является стратегический процесс, который включает следующие этапы:

1) исследование внутренней и внешней среды фирмы, в рамках кот-рой она действует (стратегический анализ);

2) определение миссии, постановка целей, формулирование стратегий и рассмотрение альтернатив, и окончательный выбор и составление соответствующих стратегических планов (стратегическое планирование);

3) разработка новой организационной структуры и системы управления, практическая деятельность по достижению поставленных целей, оценка ее результатов, корректировка дальнейших шагов.                                                                             Все задачи стратегического управления тесно взаимосвязаны и решаются в комплексе, наряду с текущими проблемами. Это требует от людей гибкости, адаптивности, предпринимательского типа поведения, деловитости, энтузиазма, компетентности, умения ставить цели, организовывать деле в соответствии с ними.Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу.Основой построения системы управления являются люди, системы информационного обеспечения, рынок. Персонал организации является ее основой, представляет ее главную ценность и источник ее благополучия.Критерием эффективности стратегического управления является своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения.

 

  1. Стадии процесса мотивации.

Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.

Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашёл возможность и предпринял какие-то шаги для её устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы:

Информация о работе Шпаргалки по "Менеджменту"