Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам менеджмента"

Содержание работы

1. Основы теории управления: значение ключевых понятий, субъекты и объекты управления, закономерности управления различными системами.
Содержание понятий «менеджмент», «управление», «администрирование», «руководство».
Управление социально-экономическими системами (организациями).
Менеджмент как вид трудовой деятельности, система управления, процесс управления, область научного знания.
Система менеджмента организации.
Объекты и субъекты управления.
Инфраструктура менеджмента.
Социофакторы и этика менеджмента.
Факторы эффективности менеджмента.
2. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
Социально-экономические предпосылки возникновения менеджмента как вида профессиональной деятельности и как науки.
Четыре управленческих революций.
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
Развитие управления в России.
Предпосылки для новой управленческой революции.
Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
3. Этапы и школы в истории менеджмента.
Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Л. и Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон).
Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер).
Школа человеческих отношений (М.П Фоллетт, Э. Мэйо), хотторнские эксперименты.
Поведенческий подход (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг).
4. Методологические основы менеджмента.
Краткая характеристика организационно-административных, экономических, социально-психологических методов управления.
Механизм управления как совокупность методов и инструментов управления, сложившихся связей между объектами и субъектами управления.
Закономерности управления различными системами.
Процессный, системный, ситуативный подходы к управлению.
5. Природа и состав функций менеджмента.
Краткая характеристика функций управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Их взаимосвязанность, необходимость реализации.
Основные объекты и субъекты реализации названных функций.
Место функций в управлении организацией.
6. Планирование как функция управления. Типы планирования
Содержание планирования, объекты планирования, организация работ по планированию, назначение планирования в деятельности организации.
Типы планирования.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
7. Этапы планирования.
Анализ как обязательное условие успешного планирования.
Целеполагание, требования к формулировкам целей.
Построение системы планируемых действий.
Индикаторы и измерение достижения планируемых результатов.
Временное планирование деятельности учреждения.
8. Методы анализа состояния и перспектив развития организации.
Методы анализа влияния внешней среды на организацию, взаимодействия внешней среды и организации, состояния организации.
Проблемно-ориентированный анализ организации.
ФСА и его роль в определении стратегий организаций.
9. Организационные структуры управления: типы, преимущества и недостатки.
Формы организации системы менеджмента
Механистические и адаптивные структуры.
Краткая характеристика линейной, линейно-функциональной, матричной, штабной структур управления.
10. Организация как функция управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Характеристика и содержание функции «организация».
Деятельность руководителя по осуществлению данной функции.
Построение организации, распределение полномочий.
Способы и основания горизонтального разделения труда.
Принципы и основания вертикального разделения труда.
11. Полномочия, виды полномочий. Делегирование полномочий.
Понятие полномочий.
Распределение задач в организации.
Линейные полномочия.
Штабные полномочия.
Делегирование полномочий.
Условия эффективного делегирования.
Ответственность.
12. Мотивация деятельности в менеджменте.
Общее понятие мотивации деятельности персонала.
Соотношение понятий «нужда», «потребность», «мотив», «мотивация», «стимулирование».
Мотивация как функция управления.
Система материального и нематериального стимулирования в организации.
Работа руководителя по созданию системы мотивации работников.
13. Содержательные теории мотивации персонала.
Теория потребностей А. Маслоу.
Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга.
Теория мотивации Д. МакКлелланда.
14. Процессуальные теории мотивации персонала.
Теория справедливости Дж. С. Эдамса.
Теория ожиданий В. Врума.
Модель мотивации Портера-Лоулера.
15. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Виды контроля.
Понятие регулирования и контроля.
Классификация контроля.
Формы контроля.
Предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль.
Классификация контроля по объектам управления.
Способы организации внутреннего и внешнего контроля в организации.
16. Мониторинг и контроль в организации. Принципы контроля. Назначение контроля.
Принципы контроля.
Назначение контроля.
Мониторинг и контроль в организации.
Субъекты контроля в организации.
Планирование мониторинга деятельности и эффективности организации.
Методы организации мониторинговых исследований в организациях.
17. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
Организационные отношения в системе менеджмента.
Группа и команда.
Формирование команды в организации, преимущества и ограничени

Файлы: 1 файл

0788716_CF665_osnovy_menedzhmenta.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

►Механизм управления как совокупность методов и инструментов управления, сложившихся связей между объектами и субъектами управления. Механизм управления организацией состоит из принципов управления, т.е. набора правил, по которым осуществляется управление(1. Принцип эффективности, 2. Принцип социальной ответственности. 3. Принцип ориентации на потребителя или маркетинг. 4. Принцип системности); целей управления, т.е. направлений деятельности; методов управления, или способов достижения целей (экономические, организационно-административные и социально-психологические), и функций управления, определяющих виды управленческой деятельности (- Планирование - определение будущего желаемого состояния объекта управления,- Организация - размещение элементов объекта управления, - Контроль - сопоставление фактического состояния объекта управления с планируемым, выявление расхождений, их оценка и регулирование объекта управления с целью устранения существенного расхождения, - Стимулирование - поощрение и наказание работников в зависимости от результатов их трудовой деятельности.).

►Закономерности управления различными системами. Закономерность - необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры. Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы). В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами: -субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами; -объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд. Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в случае, если объект управления выполняет команды СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у СУ потребности и возможности управлять ОУ, вырабатывая для этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти команды выполнять. Данные условия являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления управления. То есть рассматривать вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

►Процессный, системный, ситуативный подходы к управлению. Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения. В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта). В соответствии с этим критерием все процессы подразделяют на три группы: -основные, которые связаны непосредственно с производством продукции; -обеспечивающие процессы осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и ДР.); -управленческие процессы включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения. Все перечисленные процессы взаимосвязаны между собой и образуют единую систему. Системный подход. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. Ситуационный подход к управлению. Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод.

 

 

 

((5.)) Природа и состав функций Мен-та.

►Краткая характеристика функций управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Их взаимосвязанность, необходимость реализации. Планирование. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Организация. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления. В настоящее время для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Контроль. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Их взаимосвязанность, необходимость реализации. Процесс Мен-та отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Этот цикл управления является универсальным по. отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н. Качество выполнения предыдущего этапа - необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее время в состав связующих процессов все чаще ученые относят и процесс целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.

►Основные объекты и субъекты реализации названных функций. Объекты планирования - что нужно планировать. Планирование касается всех действий, задач и ресурсов организации. Насколько объёмным будет план, зависит от его вида и руководителя. Рассмотрим основные объекты планирования: (Результаты работы организации, Затраты организации, Действия компании). Объектом планирования могут быть действия на оптимизацию затрат. Данные объекты зависимы от запланированных показателей. Нематериальные объекты: Имидж, доверие клиентов или лояльность персонала к компании. Контроль. Объектами контроля являются предприятия и организации. Субъектами контроля могут быть руководители организаций, отделы технического контроля, государственные органы.

►Место функций в управлении организацией. Основные функции Мен-та характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция Мен-та представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

 

 

 

((6.)) Планирование как функция управления. Типы планирования.

►Содержание планирования, объекты планирования, организация работ по планированию, назначение планирования в деятельности организации.

Планирование как основная функция Мен-та представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия,-обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т. д. Организация планирования. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел. В его функции входят: - разработка структуры обязательных для предприятия планов и направление их для утверждения руководящим органам предприятия; - организация работы по составлению планов, вид которых утвержден руководством предприятия, подготовка материалов и исходных данных во всех отделах и службах предприятия, участвующих в плановой работе; - составление технико-экономических прогнозов по важнейшим направлениям деятельности предприятия; - разработка нормативных плановых документов (виды и структура планов) для структурных и функциональных подразделений предприятия; - согласование планов всех подразделений предприятия; - контроль за выполнением планов предприятия в целом и его отдельных структурных и функциональных подразделений. Планово-экономический отдел взаимодействует с плановыми бюро структурных подразделений, а также с другими функциональными подразделениями предприятия: главной бухгалтерией, отделами главного технолога, главного механика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, и др., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

►Типы планирования: текущее, перспективное, краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное, перспективное. 1. Текущее планирование ориентировано на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка, на каждом данном этапе развития. 2. Перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач. 3. Краткосрочное (оперативное).Оперативное планирование затрагивает уровень конкретных задач и заданий: кто и что в ближайшее время должен делать, когда и как. Оперативный план оперирует с количествами, нормами, процедурами, сроками выполнения и затратами. В нем указываются конкретные дела, которые должны быть сделаны за определенный период времени. 4. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом. Бывает рассчитано на более короткий период. Горизонт среднесрочного планирования равнялся трех лет, соответственно пятилетние планы перешли в разряд долгосрочных. 5. Долгосрочное (стратегическое) заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

►Стратегические и тактические планы в системе Мен-та. Стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала); тактическое (условий хозяйственных операций – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.). Стратегическое планирование включает в себя три основных этапа: – анализ внешней и внутренней среды; – формулировка миссии (смысла существования) и целей организации; – разработка стратегии. Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план. Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

 

 

 

(((7.))) Этапы планирования.

►Анализ как обязательное условие успешного планирования.

Этапы планирования: 1Общая оценка ситуации и определение целей, 2Формулировка целей и задач на основе прогнозов внешних и внутренних переменных, 3Определениедействий, 4Установление очередности действий, 5Определение необходимых ресурсов, 6Пересмотр плана, 7Подготовка плана конкретных действий и рабочего графика, 8Мониторинг и контроль; коррекция плана в случае необходимости

Анализ как обязательное условие успешного планирования. Анализ – разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, планирования и оперативного управления реализацией решения по развитию объекта.

►Целеполагание, требования к формулировкам целей.

Целеполагание - практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления ид

А. Цели должны содержать сроки их выполнения. Б. Цели должны быть краткими. В. Д. Цели должны быть гибкими. Е. Цели должны быть приемлемыми.

►Построение системы планируемых действий.

Планирование  действий устанавливает конкретные решения и действия, которые должны быть приняты и выполнены в  определенные моменты времени.

Этап планирования действий разбивается на шесть стадий: 1.Определение основных задач и  мер, необходимых для достижения целей. 2.Установление имеющих определяющее значение взаимосвязей между основными  видами деятельности. 3.Уточнение ролей и взаимоотношений и делегирование соответствующих полномочий для выполнения каждого вида деятельности. 4.Оценка затрат времени для каждой основной операции и подоперации. 5.Определение ресурсов, необходимых для каждой операции. 6.Проверка сроков и коррекция планов действий.

►Индикаторы и измерение достижения планируемых результатов.

►Временное планирование деятельности учреждения. Временное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганта и т.д.)

График  Гантта. Диагра́мма Га́нта (англ. Gantt chart, также ленточная диаграмма, график Ганта) - это популярный тип столбчатых диаграмм (гистограмм), который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Используется в приложениях по управлению проектами.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"