Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам менеджмента"

Содержание работы

1. Основы теории управления: значение ключевых понятий, субъекты и объекты управления, закономерности управления различными системами.
Содержание понятий «менеджмент», «управление», «администрирование», «руководство».
Управление социально-экономическими системами (организациями).
Менеджмент как вид трудовой деятельности, система управления, процесс управления, область научного знания.
Система менеджмента организации.
Объекты и субъекты управления.
Инфраструктура менеджмента.
Социофакторы и этика менеджмента.
Факторы эффективности менеджмента.
2. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
Социально-экономические предпосылки возникновения менеджмента как вида профессиональной деятельности и как науки.
Четыре управленческих революций.
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
Развитие управления в России.
Предпосылки для новой управленческой революции.
Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
3. Этапы и школы в истории менеджмента.
Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Л. и Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон).
Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер).
Школа человеческих отношений (М.П Фоллетт, Э. Мэйо), хотторнские эксперименты.
Поведенческий подход (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг).
4. Методологические основы менеджмента.
Краткая характеристика организационно-административных, экономических, социально-психологических методов управления.
Механизм управления как совокупность методов и инструментов управления, сложившихся связей между объектами и субъектами управления.
Закономерности управления различными системами.
Процессный, системный, ситуативный подходы к управлению.
5. Природа и состав функций менеджмента.
Краткая характеристика функций управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Их взаимосвязанность, необходимость реализации.
Основные объекты и субъекты реализации названных функций.
Место функций в управлении организацией.
6. Планирование как функция управления. Типы планирования
Содержание планирования, объекты планирования, организация работ по планированию, назначение планирования в деятельности организации.
Типы планирования.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
7. Этапы планирования.
Анализ как обязательное условие успешного планирования.
Целеполагание, требования к формулировкам целей.
Построение системы планируемых действий.
Индикаторы и измерение достижения планируемых результатов.
Временное планирование деятельности учреждения.
8. Методы анализа состояния и перспектив развития организации.
Методы анализа влияния внешней среды на организацию, взаимодействия внешней среды и организации, состояния организации.
Проблемно-ориентированный анализ организации.
ФСА и его роль в определении стратегий организаций.
9. Организационные структуры управления: типы, преимущества и недостатки.
Формы организации системы менеджмента
Механистические и адаптивные структуры.
Краткая характеристика линейной, линейно-функциональной, матричной, штабной структур управления.
10. Организация как функция управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Характеристика и содержание функции «организация».
Деятельность руководителя по осуществлению данной функции.
Построение организации, распределение полномочий.
Способы и основания горизонтального разделения труда.
Принципы и основания вертикального разделения труда.
11. Полномочия, виды полномочий. Делегирование полномочий.
Понятие полномочий.
Распределение задач в организации.
Линейные полномочия.
Штабные полномочия.
Делегирование полномочий.
Условия эффективного делегирования.
Ответственность.
12. Мотивация деятельности в менеджменте.
Общее понятие мотивации деятельности персонала.
Соотношение понятий «нужда», «потребность», «мотив», «мотивация», «стимулирование».
Мотивация как функция управления.
Система материального и нематериального стимулирования в организации.
Работа руководителя по созданию системы мотивации работников.
13. Содержательные теории мотивации персонала.
Теория потребностей А. Маслоу.
Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга.
Теория мотивации Д. МакКлелланда.
14. Процессуальные теории мотивации персонала.
Теория справедливости Дж. С. Эдамса.
Теория ожиданий В. Врума.
Модель мотивации Портера-Лоулера.
15. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Виды контроля.
Понятие регулирования и контроля.
Классификация контроля.
Формы контроля.
Предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль.
Классификация контроля по объектам управления.
Способы организации внутреннего и внешнего контроля в организации.
16. Мониторинг и контроль в организации. Принципы контроля. Назначение контроля.
Принципы контроля.
Назначение контроля.
Мониторинг и контроль в организации.
Субъекты контроля в организации.
Планирование мониторинга деятельности и эффективности организации.
Методы организации мониторинговых исследований в организациях.
17. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
Организационные отношения в системе менеджмента.
Группа и команда.
Формирование команды в организации, преимущества и ограничени

Файлы: 1 файл

0788716_CF665_osnovy_menedzhmenta.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

((2)) Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития Мен-та.

►Социально-экономические предпосылки возникновения Мен-та как вида профессиональной деятельности и как науки. Как профессиональная деятельность. Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, связаны с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников. Как наука. Первое значительное проявление интереса к Мен-ту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Ф.У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания Мен-та наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы.

►Четыре управленческих революций. Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке и в древних Шумере, Египте и Аккаде. В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. Вторая управленческая революция наступила приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами жизни общества, который является ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития управленческой мысли. Третья управленческая революция получила название «производственно-строительная» и началась примерно через тысячу лет после смерти Хаммурапи. В эпоху правления царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.) развивалась система производственного контроля на текстильных мануфактурах и в зернохранилищах. Значительные достижения в управленческих инновациях можно обнаружить в Древнем Риме. Самые знаменитые из них – система терр-го упр-ия Диоклетиана (243 – 316 гг. н.э.), а также администр-ая иерархия Римской католической церкви. В период третьей управленческой революции произошло выделение группы людей профессионально, занимающихся управлением в сфере производства и строительства. Четвертая управленческая революция практически совпадает во времени с великой индустриальной революцией XVIII – XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Важнейшей характеристикой этой революции в области управления является то, что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и от сферы непосредственного производства, и зарождение профессионального управления.

►Влияние национально-исторических факторов на развитие Мен-та. Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим мотивам: – в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями; – опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах; – менеджер может найти работу за границей.

►Развитие управления в России. XVI в. процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. XVIII в В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др. Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах, подчеркивали роль государства в руководстве хозяйственными процессами. XVIII в Екатерина II в целях совершенствования управления создано «Учреждение для управления губерний Российской империи». При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. 1861 г. при Александр II управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств. В советский период В развитие науки и практики управления вложили свой вклад А.И. Берг, В.М. Глушков, С.Р. Струмилин, и др. 1941 - 1945 непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю. В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой. 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

►Предпосылки для новой управленческой революции. Развитие менеджмента - это эволюционный процесс, который характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в обществе, экономике, культуре, всей системе политических, социально-экономических и духовных отношений, соответствующих определенной стадии развития человеческой цивилизации.

►Разнообразие моделей Мен-та: американский, японский, европейский и др. В американской школе Мен-та большое внимание уделяется коммуникационным процессам, координации и прогнозированию как планированию в организации. В американской школе Мен-та содержатся следующие функции: 1) планирование; 2) организация; 3) связующие процессы; 4) обеспечение эффективности деятельности организации. В японской школе Мен-та основа эффективности жизнедеятельности любой организации ассоциируется с высококвалифицированным и активным персоналом. В японской школе Мен-та основные функции представлены в виде цикла: 1) планирование; 2) организация работы; 3) оперативное руководство; 4) мотивация; 5) координация; 6) контроль. В европейской (немецкой) школе Мен-та большое значение придается целеполаганию, наличию достаточных объемов информации, принятию обоснованных решений. В европейской (немецкой) школе Мен-та цикл функций представлен в виде: 1) определение цели; 2) получение информации; 3) планирование; 4) принятие решений; 5) реализация; 6) контроль.

►Перспективы Мен-та: возможное и вероятное. Однозначно, развитие идет в сторону универсальности. Менеджмент должен быть универсальным. Предприятиям нужны универсальные солдаты бизнеса, которые могут решать комплексно вопросы планирования, организации и контроля. И чем меньше сотрудников в отделе менеджмента, тем выше их заработная плата и социальные гарантии. Еще одной особенностью современного менеджмента можно назвать высокую степень саморазвития персонала, необходимую для успешной работы в компании. Постоянное развитие экономики мира толкает владельцев компаний на выделение средств на повышение квалификации персонала.

 

 

 

((3)) Этапы  и школы в истории Мен-та.

►Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Л. и Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон).

Школа научного управления (1885-1920) связана  с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии  Гилбрет, Генри Гантта. Создатели  школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать  многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимлирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функци обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

►Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер). Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер). Представители классической (1920-1950) школы, а именно - А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена; порядок. Место - для всего, и все - на своем месте; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.

►Школа человеческих отношений (М.П Фоллетт, Э. Мэйо), хотторнские эксперименты. Упрощенное, механистическое представление о природе поведения человека в организации являлось серьезным недостатком классических организационных теорий. Альтернативой классическим теориям стала концепция человеческих отношений, разработанная Г. Мюнстербергом (1863–1916), Э. Мэйо (1880–1949), М.П. Фоллет (1868–1933) и др. Основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений стал перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми. Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Э. Мэйо. Он ввел понятие социальной системы, основанной на взаимном сотрудничестве. Социальное влияние рассматривается здесь как мера побуждения к действиям с целью удовлетворения социальных запросов. Именно человеческий фактор уже определяет конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому затраты на человека стали рассматривать не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Важным моментом исследований Э. Мэйо стали так называемые Хотторнские исследования, выявившие большую важность влияния неформальных факторов организационного поведения на производительность труда. В организациях были обнаружены отдельные самостоятельные группы, обладавшие собственными нормами и целями, которые зачастую не совпадали с объявленными нормами и целями организации, явно или скрытно отстаивавшие свои групповые цели. Эти социальные группы получили название неформальных, а основным источником их образования была определена чрезмерная специализация рабочих. Таким образом, представители школы человеческих отношений поставили под сомнение классический принцип максимально возможного разделения труда и инициировали поиски средств, которые позволили бы уменьшить дисфункциональные последствия чрезмерной специализации.

►Поведенческий подход (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг). Рaзвитиe пoвeдeнчecкиx oтнoшeний. Сpeди нaибoлee кpyпныx фигyp бoлee пoзднeгo пepиoдa пoвeдeнчecкoгo нaпpaвлeния (c 1950 г. пo нacтoящee вpeмя) тaкиe yчeныe, кaк К. Аpджиpиc, Р. Лaйкepт, Д. Мaк-Гpeгop, Ф. Гepцбepг. Эти и дpyгиe иccлeдoвaтeли изyчaли paзличныe acпeкты coциaльнoгo взaимoдeйcтвия, мoтивaции, xapaктepa влacти и aвтopитeтa, лидepcтвa, opгaнизaциoннoй cтpyктypы, кoммyникaции в opгaнизaцияx, измeнeния coдepжaния paбoты и кaчecтвa тpyдoвoй жизни. Нoвый пoдxoд cтpeмилcя в бoльшeй cтeпeни oкaзaть пoмoщь paбoтникy в ocoзнaнии coбcтвeнныx вoзмoжнocтeй нa ocнoвe пpимeнeния кoнцeпций пoвeдeнчecкиx нayк к пocтpoeнию и yпpaвлeнию opгaнизaциями. Оcнoвнoй цeлью шкoлы былo пoвышeниe эффeктивнocти opгaнизaции зa cчeт пoвышeния эффeктивнocти ee чeлoвeчecкиx pecypcoв. Глaвный пocтyлaт cocтoял в тoм, чтo пpaвильнoe пpимeнeниe нayки o пoвeдeнии вceгдa бyдeт cпocoбcтвoвaть пoвышeнию эффeктивнocти и paбoтникa, и opгaнизaции. Однaкo в нeкoтopыx cитyaцияx дaнный пoдxoд oкaзывaлcя нecocтoятeльным.

 

 

 

((4)) . Методологические основы Мен-та.

►Краткая характеристика организационно-административных, экономических, социально-психологических методов управления. Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Организационно-административные - это методы, с помощью которых менеджер как субъект власти воздействует на персонал. Это методы принуждения. В свою очередь, они подразделяются на группы: Методы организационно-стабилизующего воздействия (штатное расписание, положение о внутреннем трудовом распорядке, должностные инструкции, производственные инструкции, планы работ и т.п.). Методы распорядительного воздействия (приказ, распоряжение, указание, контроль и т.п.). Методы дисциплинарного воздействия (поощрения, взыскания). Методы организационно-административного воздействия обеспечивают четкость, организованность, согласованность, ответственность и трудовую дисциплину. Экономические методы управления - предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Они включают: Экономическое планирование (использование экономических показателей в оценке результатов труда). Экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы оплаты труда). Хозрасчет (хозяйственная самостоятельность подразделений и организации в целом). Источники финансирования (бюджетные и внебюджетные). Ценообразование. Экономико-математические методы: (экономическое прогнозирование и программирование; математическое моделирование; управление запасами; исследование операций и др.). Социально-психологические методы - совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах: Планирование социального развития коллектива. Повышение производственной и творческой активности сотрудников. Создание благоприятного психологического климата. Сплочение трудового коллектива. Управление конфликтами. Формирование групп (команд). Сохранение и развитие традиций. Изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников. Управление мотивацией сотрудников.

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"