Шпаргалка по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам менеджмента"

Содержание работы

1. Основы теории управления: значение ключевых понятий, субъекты и объекты управления, закономерности управления различными системами.
Содержание понятий «менеджмент», «управление», «администрирование», «руководство».
Управление социально-экономическими системами (организациями).
Менеджмент как вид трудовой деятельности, система управления, процесс управления, область научного знания.
Система менеджмента организации.
Объекты и субъекты управления.
Инфраструктура менеджмента.
Социофакторы и этика менеджмента.
Факторы эффективности менеджмента.
2. Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента.
Социально-экономические предпосылки возникновения менеджмента как вида профессиональной деятельности и как науки.
Четыре управленческих революций.
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
Развитие управления в России.
Предпосылки для новой управленческой революции.
Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.
3. Этапы и школы в истории менеджмента.
Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Л. и Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон).
Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер).
Школа человеческих отношений (М.П Фоллетт, Э. Мэйо), хотторнские эксперименты.
Поведенческий подход (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг).
4. Методологические основы менеджмента.
Краткая характеристика организационно-административных, экономических, социально-психологических методов управления.
Механизм управления как совокупность методов и инструментов управления, сложившихся связей между объектами и субъектами управления.
Закономерности управления различными системами.
Процессный, системный, ситуативный подходы к управлению.
5. Природа и состав функций менеджмента.
Краткая характеристика функций управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Их взаимосвязанность, необходимость реализации.
Основные объекты и субъекты реализации названных функций.
Место функций в управлении организацией.
6. Планирование как функция управления. Типы планирования
Содержание планирования, объекты планирования, организация работ по планированию, назначение планирования в деятельности организации.
Типы планирования.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
7. Этапы планирования.
Анализ как обязательное условие успешного планирования.
Целеполагание, требования к формулировкам целей.
Построение системы планируемых действий.
Индикаторы и измерение достижения планируемых результатов.
Временное планирование деятельности учреждения.
8. Методы анализа состояния и перспектив развития организации.
Методы анализа влияния внешней среды на организацию, взаимодействия внешней среды и организации, состояния организации.
Проблемно-ориентированный анализ организации.
ФСА и его роль в определении стратегий организаций.
9. Организационные структуры управления: типы, преимущества и недостатки.
Формы организации системы менеджмента
Механистические и адаптивные структуры.
Краткая характеристика линейной, линейно-функциональной, матричной, штабной структур управления.
10. Организация как функция управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.
Характеристика и содержание функции «организация».
Деятельность руководителя по осуществлению данной функции.
Построение организации, распределение полномочий.
Способы и основания горизонтального разделения труда.
Принципы и основания вертикального разделения труда.
11. Полномочия, виды полномочий. Делегирование полномочий.
Понятие полномочий.
Распределение задач в организации.
Линейные полномочия.
Штабные полномочия.
Делегирование полномочий.
Условия эффективного делегирования.
Ответственность.
12. Мотивация деятельности в менеджменте.
Общее понятие мотивации деятельности персонала.
Соотношение понятий «нужда», «потребность», «мотив», «мотивация», «стимулирование».
Мотивация как функция управления.
Система материального и нематериального стимулирования в организации.
Работа руководителя по созданию системы мотивации работников.
13. Содержательные теории мотивации персонала.
Теория потребностей А. Маслоу.
Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга.
Теория мотивации Д. МакКлелланда.
14. Процессуальные теории мотивации персонала.
Теория справедливости Дж. С. Эдамса.
Теория ожиданий В. Врума.
Модель мотивации Портера-Лоулера.
15. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Виды контроля.
Понятие регулирования и контроля.
Классификация контроля.
Формы контроля.
Предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль.
Классификация контроля по объектам управления.
Способы организации внутреннего и внешнего контроля в организации.
16. Мониторинг и контроль в организации. Принципы контроля. Назначение контроля.
Принципы контроля.
Назначение контроля.
Мониторинг и контроль в организации.
Субъекты контроля в организации.
Планирование мониторинга деятельности и эффективности организации.
Методы организации мониторинговых исследований в организациях.
17. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
Организационные отношения в системе менеджмента.
Группа и команда.
Формирование команды в организации, преимущества и ограничени

Файлы: 1 файл

0788716_CF665_osnovy_menedzhmenta.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

А. Основы Мен-та     А. Основы Мен-та      А. Основы Мен-та

Вопросы А. Основы менеджмента

1. Основы теории управления: значение  ключевых понятий, субъекты и  объекты управления, закономерности управления различными системами.

Содержание  понятий «менеджмент», «управление», «администрирование», «руководство».

Управление социально-экономическими системами (организациями).

Менеджмент  как вид трудовой деятельности, система  управления, процесс управления, область  научного знания.

Система менеджмента организации.

Объекты и субъекты управления.

Инфраструктура  менеджмента.

Социофакторы и этика менеджмента.

Факторы эффективности менеджмента.

2. Природа  управления и исторические тенденции  его развития; условия и факторы  возникновения и развития менеджмента.

Социально-экономические  предпосылки возникновения менеджмента  как вида профессиональной деятельности и как науки.

Четыре  управленческих революций.

Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.

Развитие  управления в России.

Предпосылки для новой управленческой революции.

Разнообразие  моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.

Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

3. Этапы  и школы в истории менеджмента. 

Школа научного управления (Ф. Тейлор, Г. Гантт, Л. и Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон).

Административная (классическая) школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, М. Вебер).

Школа человеческих отношений (М.П Фоллетт, Э. Мэйо), хотторнские эксперименты.

Поведенческий подход (К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг).

4. Методологические  основы менеджмента.

Краткая характеристика организационно-административных, экономических, социально-психологических методов управления.

Механизм  управления как совокупность методов  и инструментов управления, сложившихся  связей между объектами и субъектами управления.

Закономерности управления различными системами.

Процессный, системный, ситуативный подходы  к управлению.

5. Природа  и состав функций менеджмента.

Краткая характеристика функций управления: планирования, организации, мотивации, контроля. Их взаимосвязанность, необходимость  реализации.

Основные объекты и субъекты реализации названных функций.

Место функций в управлении организацией.

6. Планирование как функция управления. Типы планирования

Содержание планирования, объекты  планирования, организация работ  по планированию, назначение планирования в деятельности организации.

Типы планирования.

Стратегические и тактические  планы в системе менеджмента.

7. Этапы планирования.

Анализ как обязательное условие  успешного планирования.

Целеполагание, требования к формулировкам  целей.

Построение системы планируемых действий.

Индикаторы и измерение достижения планируемых результатов.

Временное планирование деятельности учреждения.

8. Методы анализа состояния и  перспектив развития организации.

Методы анализа влияния внешней  среды на организацию, взаимодействия внешней среды и организации, состояния организации.

Проблемно-ориентированный анализ организации.

ФСА и его роль в определении  стратегий организаций.

9. Организационные структуры управления: типы, преимущества и недостатки.

Формы организации системы менеджмента

Механистические и адаптивные структуры.

Краткая характеристика линейной, линейно-функциональной, матричной, штабной структур управления.

10. Организация как функция управления. Вертикальное и горизонтальное  разделение труда.

Характеристика и содержание функции «организация».

Деятельность руководителя по осуществлению  данной функции.

Построение организации, распределение  полномочий.

Способы и основания горизонтального  разделения труда.

Принципы и основания вертикального  разделения труда.

11. Полномочия, виды полномочий. Делегирование полномочий.

Понятие полномочий.

Распределение задач в организации.

Линейные полномочия.

Штабные полномочия.

Делегирование полномочий.

Условия эффективного делегирования.

Ответственность.

12. Мотивация деятельности в  менеджменте.

Общее понятие мотивации деятельности персонала.

Соотношение понятий «нужда», «потребность», «мотив», «мотивация», «стимулирование».

Мотивация как функция управления.

Система материального и нематериального  стимулирования в организации.

Работа руководителя по созданию системы мотивации работников.

13. Содержательные теории мотивации  персонала. 

Теория потребностей А. Маслоу.

Двухфакторная модель мотивации Ф. Герцберга.

Теория мотивации Д. МакКлелланда.

14. Процессуальные теории мотивации  персонала. 

Теория справедливости Дж. С. Эдамса.

Теория ожиданий В. Врума.

Модель мотивации Портера-Лоулера.

15. Регулирование и контроль  в системе менеджмента. Виды  контроля.

Понятие регулирования и контроля.

Классификация контроля.

Формы контроля.

Предварительный контроль, текущий контроль, итоговый контроль.

Классификация контроля по объектам управления.

Способы организации внутреннего  и внешнего контроля в организации.

16. Мониторинг и контроль в  организации. Принципы контроля. Назначение контроля.

Принципы контроля.

Назначение контроля.

Мониторинг и контроль в организации.

Субъекты контроля в организации.

Планирование мониторинга деятельности и эффективности организации.

Методы организации мониторинговых исследований в организациях.

17. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

Организационные отношения в системе  менеджмента.

Группа и команда.

Формирование команды в организации, преимущества и ограничения командного способа совместной деятельности.

Этапы становления команды.

Формальное и неформальной лидерство.

Условия становления неформального  лидерства.

Классификации стилий руководства  К. Левина, решетка Р. Блейка и Д. Моутон, классификация П. Херси и К.Бланшара.

Сравнительная характеристика лидера и руководителя. Формальный и неформальный лидер.

18. Руководство: власть и партнерство. Формы и источники власти. Баланс власти.

Формы власти, имеющие организационную  и личностную основы. Соотношение  понятий «руководитель» и «лидер».

 

 

 

((1.)) Основы теории управления: значение  ключевых понятий, субъекты и  объекты управления, закономерности управления различными системами.

►Содержание понятий «мен-т», «управление», «администрирование», «руководство». Управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие. Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления (физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы). Администрирование - управление, заведование. Администрирование - преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов. Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач.

►Управление социально-экономическими системами (организациями). Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических субъектов и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. Процесс управления организациями представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.

►Мен-т как вид трудовой деятельности, система управления, процесс управления, область научного знания(?). Мен-т как вид управленческой деятельности является частью эффективной системы хозяйствования, способствовает рациональному распределению ресурсов предприятия и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников. Мен-т как вид деятельности является разновидностью трудового процесса и характеризуется такими элементами: -предметом труда (информация); -средствами труда; -трудом (Мен-т как вид управленческой деятельности относится к категории умственного труда и осуществляется в виде нервно-психических усилий); -результатом труда (управление решения). Система управления - систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления являются люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей. Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами Мен-та. Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей.

►Система Мен-та организации. Система Мен-та - это система управления ресурсами (человеческими, финансовы-ми, техническими и пр.) для достижения предопределённых целей.

►Объекты и субъекты управления. Под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. (производство, сбыт, снабжение, качество продукции, маркетинг, виды ресурсов (финансовые, человеческие и др., эффективность производства, отношение к работе). Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. руководители различного уровня -директор, менеджер, совет директоров, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата и т.д.).

►Инфраструктура Мен-та. Инфраструктура Мен-та (структура системы Мен-та) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Инфраструктура Мен-та (структура системы Мен-та): повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг; - ресурсосбережение; – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке; – организационно-техническое развитие производства; – социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды; – методическое обеспечение; – ресурсное обеспечение; – информационное обеспечение; – правовое обеспечение; – стратегический маркетинг; – НИОКР; – организационно-технологическая подготовка производства; – производство; – тактический маркетинг; – сервис выпущенных товаров; – управление персоналом; – разработка управленческого решения; – оперативное управление реализацией решения.

►Социофакторы и этика Мен-та. факторы эффективности Мен-та. Работа в организации, в коллективе содержит как способствующие, так и сдерживающие социальные факторы. К способствующим факторам относится социальная Фасилитация - улучшение деятельности в присутствии других. К сдерживающим факторам относится социальное торможение - ухудшение деятельности в присутствии других. Социальные предубеждения - отрицательные установки в отношении определенных социальных групп, содержащие негативные эмоции и враждебные предубеждения. Социальные стереотипы - схемы, создающиеся в отношении членов каких-либо социальных групп: этнических, тендерных, возрастных и т.д. В основе позитивного влияния социофакторов в Мен-те лежат вопросы этики, представляющие собой учение о морали и нравственности. Факторы эффективности Мен-та. Факторы, можно классифицировать по признакам: По продолжительности влияния факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (стиль управления и др.) и непродолжительное время (прогулы, простои, и т.п.). По характеру влияния различают факторы интенсивные (обеспечивают эффективность Мен-та за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и т.д.) и экстенсивные (предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев и т.д.) По степени формализации количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы. В зависимости от масштаба влияния факторы: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений. По содержанию факторы: -научно-технические (уровень автоматизации труда), -организационные (рациональная структура аппарата управления, трудовая дисциплина), -экономические (система материального поощрения и ответственности), -социально-психологические (мотивация труда), -технические, -физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др. По форме влияния - прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика).

Информация о работе Шпаргалка по "Основам менеджмента"