Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:56, шпаргалка

Описание работы

Сущность менеджмента. Менеджмент как наука, искусство и практика управления. Основные школы менеджмента.
Сущность и структура основных фондов. Оценка стоимости основных фондов, способы и порядок переоценки
Формула определения экономической рентабельности активов. Регулирование экономической рентабельности.

Файлы: 1 файл

госы.docx

— 947.69 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в автоматизированном производстве управление структурой издержек имеет все же больше возможностей, чем при использовании преимущественно прямого труда рабочих. При наличии широкого вы-\6opa полезно решить, что выгоднее иметь: высокие переменные издержки и низкие постоянные, или наоборот. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, преиму- щества и недостатки есть у любого варианта, и выбор бу-' дет зависеть от финансовых целей предприятия, его исходного положения и обстоятельств.

в основе стандартного операционного анализа лежит линейный принцип. Это лимитирует данный вид анализа релевантным диапазоном. А что, если выйти за эти пределы? Ведь в жизни, действительно, по мере наращивания выпуска и сбыта затраты на единицу продукции сперва уменьшаются до определенного уровня, а затем нарастают, и, кроме того, зачастую производитель вынужден снижать цену реализации. Так получается, во-первых, потому, что экономия на масштабе имеет свой предел, перейдя который она превращается в перерасход, и, во-вторых, потому, что трудно «впихнуть в рынок» все возрастающее количество товара без относительного снижения цены — включаются ограничения со стороны платежеспособного спроса и конкуренции. Все это дает нам следующую картину:




 


 

 

Рис. 8. Поведение суммарных затрат и выручки от реализации при выходе за пределы релевантных диапазонов


 

 

 

 

 

 

 

 

Фирма имеет прибыль лишь на отрезке [X1X2], для которого кривая выручки оказывается выше кривой затрат. X] и Хз — по роговые количества товаров. Как видим, неизбежно прохождение не одного, а по крайней мере двух порогов рентабельности, если, конечно, не ограничиться производством количества товар! Х2, для которого прибыль (т. е. разница между выручкой и себе/ггои-мостью) наибольшая. Именно для точки Х2 предельная выручка и предельные затраты максимально приближены друг к другу, в полном соответствии с маржиналистской теорией. Затем масса прибыли начинает убывать, пока не превращается в убыток. Вновь в полный рост встает проблема окупаемости затрат.

 

9.2 Взаимодействие спроса и предложения. Пути удовлетворения колеблющегося спроса при совокупном планировании

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Для  более полного понимания характера взаимодействия системы «спрос - цена - предложение» рассмотрим понятие рыночного равновесия, под  которым имеется в виду ситуация, когда спрос и предложение равны друг другу, а цена равна стоимости (при простом товарном производстве) или цене производства ( в условиях  свободной конкуренции). Для иллюстрации понятия рыночного равновесия используем графики так называемых кривых спроса и предложения, широко используемых в западной экономической литературе и весьма наглядно отображающих некоторые рыночные процессы.

На рис. 1 кривая спроса dd показывает, какое количество товара потребители приобрели бы при различных уровнях цены  p. При этом подразумевается, что все прочие факторы спроса остаются неизменными, т.е. не меняется ни общий размер доходов потребителей, ни цены конкурирующих товаров. Иными словами, в данном случае речь идет об отрицательной зависимости спроса от цены, обозначенной на рис. 1 пунктирной линией B.

       

рис. 1

Как  видим на графике, при возрастании цены (например, от уровня p до p1) спрос сокращается  (с уровня q до q1). При более высоких ценах из числа потребителей выбывают фирмы с наименьшим свободным денежным капиталом, т.е. компании, которые и ранее функционировали на грани банкротства.

Более сильные в финансовом отношении фирмы сокращают закупки товара, частично переключаясь на ставший относительно более дешёвым товар – субститут. При снижении цены (с p до p2) спрос соответственно возрастает (с q до q4).

Кривая предложения ss иллюстрирует прямую зависимость последнего от цены. На графике видно, что повышение цены (например, с p до p1) приводит к росту предложения (с q до q1) в результате увеличения загрузки производственных мощностей, открытия новых предприятий, появления на рынке в качестве продавцов компаний, деятельность которых при прежнем уровне цен была бы убыточной, а также в результате роста предложения из запасов. При снижении цены соответственно наблюдается противоположная картина.

Следует иметь в виду, что совокупность точек на кривых dd и ss отражает не реальные спрос, предложение и цену. А лишь их потенциальные возможные величины. Фактически значения будут стремится к точке пересечения кривых E, в которой как спрос, так и предложение равны одинаковому (q) количеству единиц товара, т.е. находится в состоянии равновесия. Действительно, при уровне цены p1 предложение q2  будет выше спроса q1. В этих условиях часть товара, предлагаемого к продаже, не будет покупаться, что через механизмы конкуренции между поставщиками неизбежно приведёт к падению цены. На практике она, видимо, снизится ниже уровня равновесия (например, до p2). В результате спрос  q4 превысит предложение q3, т.е. на рынке возникнет дефицит товара, преодолеваемый в условиях свободной конкуренции через рост цен.

Противоречия между ценой, предложением и спросом разрешаются в точке E, которой соответствует уравновешенная, так называемая конкурентная цена p. Точка равновесия не является чем-то исключительно устойчивым. Фактически она находится в постоянном движении, обусловленным смещением самих кривых спроса и предложения по плоскости, ограниченной осями координат. Экономический смысл этих смещений заключается в том, что «прочие равные условия», принятые в предыдущем примере за неизменные, в реальной действительности постоянно меняются. Они являются результатом воздействия на спрос и предложение многочисленных факторов «внешнего характера» (помимо цены), что в свою очередь приводит к изменениям уровня цен. Для иллюстрации сказанного рассмотрим вариант роста спроса, обусловленный, например, увеличением совокупности платёжеспособности компаний – потребителей (рис. 2)

 

рис. 2

Новая кривая означает, что в связи с появлением у потребителей дополнительного денежного капитала они при каждом значении цены способны приобрести больше, чем раньше, количество товара. В силу того, что положение кривой предложения осталось в данном примере неизменным (т.е. предложение не подверглось воздействию «внешних» факторов), на рынке произошло нарушение равновесия. Новое равновесие должно установится в точке Е0 (цена р1 и количество q1), которая соответствует пересечению кривых изменившегося спроса и «неизменного» предложения. В данном случае одновременно действует как связь «цена – спрос» (повышение цены ограничивает рост закупок), так и связь «спрос – цена» (увеличение платёжеспособного спроса приводит к удорожанию товара). При этом роль последней превалирует, что выражается в росте продаж, происходящем вопреки повышению цен. В то же время здесь присутствует и отрицательная связь «цена – спрос», препятствующая достижению уровня закупок товара, равного q2 (что выше реального показателя q1).

Рост цен стимулирует увеличение поставок товара продавцами. В приведенном выше анализе рисунок 2 положение кривой предложения означает,  что продажи товара увеличиваются не за счет резервов, связанных с уменьшением издержек производства.

Наоборот, в данной ситуации становится выгодным производить товар с большими, чем ранее, затратами на единицу продукции, в связи с чем на рынке увеличивается доля предприятий с относительно низкой производительностью труда, и издержки в среднем по отрасли возрастают.

Рассмотрим далее противоположную ситуацию, когда «инициатором» нарушения равновесия выступает предложение. Это может происходить при росте производительности труда (например: в результате начала промышленной эксплуатации, новых, более богатых месторождений).

рис. 3

 

На рисунке 3 данный процесс иллюстрируется сдвигом кривой предложения вправо вниз к точке нового равновесия, которому соответствуют более низкая цена и возросший уровень продаж. В процессе движения кривой от ss к s1s1 обостряется конкурентная борьба, разоряются производители с наиболее высокими затратами труда и капитала на единицу продукции.

При этом, однако, их уход с рынка с лихвой компенсируется ростом продаж продукции с предприятий, на которых повысилось производительность труда. В результате устанавливается более низкая уравновешивающая цена, отражающая сократившиеся общественно необходимые затраты на производство данного товара.

Специальных примеров, иллюстрирующих последствия для рынка противоположных процессов, т.е. снижение спроса и предложения, видимо, не требуется. Для их понимания достаточно представить кривые d1d1 и s1s1 соответственно на рисунке 2 и 3 не как конечный результат, а как исходный пункт происходящих изменений.

При анализе обще хозяйственной конъюнктуры вводятся понятия совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос – это внутренний спрос плюс экспорт (внешний спрос). Внутренний спрос представляет собой потребность страны в потребительских товарах, в инвестируемом оборудовании и товарах текущего производственного потребления (сырьё, полуфабрикаты, энергия, компоненты).

Факторами совокупного спроса являются личное потребление, отражающее потребности населения в предметах потребления краткосрочного и длительного пользования; валовые инвестиции, характеризующие спрос на элементы основного капиталы; общий уровень текущего производства, определяющий спрос на сырьё и полуфабрикаты; физический и объем и структура экспорта, отражающие внешний спрос на продукцию данной страны.

Личное потребление определяется размером вновь созданной стоимости её распределением между различными классами и слоями общества. Совокупная заработная плата рабочих и служащих определяет их покупательную способность на самые массовые продукты личного потребления. Совокупные доходы фермеров, предпринимателей, торговцев и банкиров определяют размеры их личного потребления, накопления и затраты на расширенное воспроизводство, т.е. спроса на средства и орудия производства.

Структура спроса на средства производства в значительной мере определяется делением прибавочной стоимости на предпринимательский доход, ссудный процент, ренту и торговую прибыль, а так же соотношением между I и II подразделениями. Размеры платёже способного спроса изменяются в зависимости от уровня цен. Общей закономерностью является расширение спроса при понижении цен и сокращение спроса пре повышении цен на товары. Особо важное значение приобретает изучение спроса населения на продовольственные товары, масштабы и структура которого варьируется в зависимости от уровня доходов. В целях изучения реакции спроса на продовольствие в зависимости от уровня доходов вводится понятие эластичности спроса по доходам.

 

10.2 Стратегии инвестиционной деятельности фирмы. Методы, оценки эффективности инвестиционных проектов.

Для оценки эффективности инвестиционных проектов и их отбора для финансирования в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства РФ от 15 июля 1993 г. N 683 разработаны методические рекомендации, основанные на широко применяемой в современной международной практике методологии ЮНИДО, адаптированной к условиям перехода к рыночной экономике. ЮНИДО - организация ООН по промышленному развитию. В работе по созданию методики ЮНИДО принимали участие ведущие международные финансовые институты. Разработчиками методических рекомендаций обобщены основные положения отечественных методик по оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. Рекомендации ориентированы на оценку реализуемости и эффективности инвестиционных проектов в процессе их разработки, обоснование целесообразности участия в реализации проектов российских и иностранных инвесторов, в том числе федеральных и региональных органов государственного управления, экспертиз и сравнения инвестиционных проектов.

Для оценки эффективности инвестиций используется система показателей:

- приведенные затраты;

- срок окупаемости (payback period);

- рентабельности (profitability index);

- показатели, позволяющие учесть  изменение стоимости денег во  времени (NPV, IRR, RIRR);

- другие критерии.

Важное значение для оценки проектов имеют показатели, характеризующие ликвидность и финансовую устойчивость предприятия, эффективность использования капитала (оборачиваемость активов).

Срок окупаемости - это период, измеряемый в месяцах, кварталах или годах, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

Рентабельность, как известно, определяется путем отношения финансового результата к затратам.

Расчет чистой приведенной стоимости (net present value - NPV) инвестиционного проекта основан на понятии чистого денежного потока и свойстве денег изменять свою стоимость во времени. Чистый денежный поток текущего интервала планирования формируется как разность между поступлениями денежных средств от текущей деятельности (главным образом, выручкой от реализации товаров) и платежами текущего периода.

Для выяснения сущности изменения стоимости денег во времени введем понятия процедур вычисления сложных процентов и дисконтирования.

Зададим вопрос: какова величина будущего дохода (Дк) соответствует нынешнему вкладу (Дн) при условии, что вклад производится на срок т периодов (лет, месяцев); норма доходности вклада (годовая, месячная) равна i. .

Для оценки будущего дохода на вклад через т периодов используется выражение: „

Выражение 8.6. 1 называется формулой сложных процентов и позволяет объяснить крылатое выражение "время-деньги".

Например, 2 000 т.р. вкладывается на четыре года из условий ежегодного дохода по норме 12% годовых. Тогда сумма по истечении четырех лет составит:

Дк = 2000 * (1+ 0,12)4 = 3 147 (т.р.).

Коэффициент (1 + i)T называется коэффициентом приращения.

Сумма,  полученная инвестором (кредитором) за предоставление средств, равна:

За счет инфляции покупательная способность денег снижается в соответствии с темпом инфляции. Для вычисления величины будущего дохода на вклад с учетом инфляции используется выражение:

где f - коэффициент инфляции.

Существует много задач, связанных с расчетом настоящей и будущей стоимости накоплений при условии равных периодических (например, ежегодных) вкладов. Формула для решения этих задач имеет вид:

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"