Этика и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных принципов этики менеджера, его моральных принципов, а так же делового этикета.
Задачи работы: проанализировать российские и зарубежной особенности этики бизнеса, изучить факторы определяющий этический выбор, рассмотреть ответственность в системе управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 История возникновения и развития этики менеджера
1.2 Назначения деловой этики и её структуры
1.3 Ответственность в системе менеджмента и её роль
в процессе управления
1.4 Факторы формирования этики менеджера в России
2. ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЭРОСЕРВИС»
2.1 Социально-экономическая характеристика предприятия
2.2 Этические нормы в деятельности организации
2.3 Поведение менеджера по персоналу
ООО «Аэросервис» на рабочем месте
2.4 Ключевые роли менеджера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа))).doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 
 
 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  экономики, управления и права

Кафедра «Управление промышленными предприятиями» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Введение в менеджмент»

на тему: Этика и менеджмент 
 
 
 
 

Выполнил:

Ст. гр. МПб-11-2

Веселкова В.В. 

Проверил:

д.т.н, профессор

Щадов И.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ

1.1 История возникновения и развития этики менеджера

1.2 Назначения деловой этики и её структуры

1.3 Ответственность  в системе менеджмента и её  роль

        в процессе управления

1.4 Факторы формирования этики менеджера в России

2. ЭТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО    «АЭРОСЕРВИС»

2.1 Социально-экономическая  характеристика предприятия

2.2 Этические  нормы в деятельности организации

2.3 Поведение  менеджера по персоналу

       ООО «Аэросервис» на рабочем месте

2.4 Ключевые роли  менеджера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и  тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом  понятии «у управление», используя интуицию, как на которую опирались, руководя людьми (подчиненными).

Только  с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как  отдельная наука, название которой - менеджмент.

Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен

управлять своими подчиненными, что бы предприятие  было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном  руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.

Следовательно, менеджер должен правильно планировать и организовывать свою работу.

Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать  профессиональную этику и этикет.

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.

В сфере  экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо  сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие, к понижению уровня жизни.

Экономика управляется не только экономическими законами, но и участвующими в ней  людьми, а это значит, что невозможно исключить из экономических процессов  свободу морального выбора.

Менеджер  – это человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями и ресурсами фирмы так, что бы сохранить ее основный пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их. 

Из этого можно сделать вывод, что этика менеджмента– это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.

Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета.

Другими словами можно сказать, что этика  менеджмента – это наука, рассматривающая  поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна  там, где действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Целью данной работы является выявление основных принципов этики менеджера, его  моральных принципов, а так же делового этикета.

Задачи  работы: проанализировать российские и зарубежной особенности этики  бизнеса, изучить факторы определяющий этический выбор, рассмотреть ответственность в системе управления.

Объект  исследования: российские и зарубежные организации.

Предмет исследования: деятельность, осуществляемая при этическом выборе и роль ответственности  в бизнесе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ЭТИКА  ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1 История возникновения и развития этики менеджера

Выяснить  происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных  требований с разделением общественного  труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества.

Появление профессиональной этики во времени  предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Назначения деловой этики и её структуры

Деловая этика базируется на уважении интересов  не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.

Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации, недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по непрофессиональным признакам и “переманивание мозгов” искажают отношения на рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок.

Основа  современной деловой этики –  социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения  о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и  сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных  иерархических уровнях.

1. Мировой  уровень (гипернормы). Эти нормы  основаны на общечеловеческих  ценностях и зафиксированы в  “Принципах международного бизнеса” – всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли)3.

Особо выделяются моральные обязательства  компаний и предпринимателей по отношению  к следующим категориям лиц:

• покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства);

• работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);

• владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции);

• поставщикам (справедливые и честные отношения  с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения  и излишних судебных разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок и др.);

• конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ  от использования сомнительных средств  достижения конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);

• местному населению (соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские  акции, участие компаний в гражданской  жизни).

Гипернормы  являются главенствующими по отношению  к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам.

2. Макроуровень (в масштабе отрасли или национальной  экономики). Это гипернормы и близкие  к ним этические постулаты,  реализуемые в отраслевых или  национальных кодексах этики  бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро- и микроуровнях.

3. Микроуровень (в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в сфере управления людьми) частные этические проблемы.

Как сделать  эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени, нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению этических решений в практику управления. 
 
 

Информация о работе Этика и менеджмент