Культура и этика современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 18:55, реферат

Описание работы

Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя. 1

Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

    Современный менеджмент  представляет  собой  систему  идей и  приемов эффективного  построения и управления организациями.

 

    Этика - это слово французского  происхождения, означающее манеру  поведения. К нему относятся  правила учтивости и вежливости, принятые в любом обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя. 1

 

    Этика изучает нравственное  значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь  серьёзной  философской наукой, становится  одновременно жизненной позицией  как общества в целом, так  и отдельных его членов.

 

    Есть  комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

 

    Этика деловых отношений  занимается анализом взаимоотношений  деловых партнёров с позиции  толкования нравственных оценок  причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

 

    В сфере экономических  отношений  говорить о роли  этики труднее  всего, ибо  сама природа этих отношений  основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие, к понижению уровня жизни.

 

    Экономика управляется  не только экономическими законами, но и участвующими в ней   людьми, а это значит, что невозможно  исключить из экономических процессов  свободу морального выбора. Моральные и этические принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и этических ориентиров.

 

    Но  сегодня фирмы,  стремящиеся к  развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента, или философии предпринимательства. Философия предпринимательства находит отражение в его культуре. Одна из характерных черт менеджмента предпринимательского стиля, вырастающая из мелкого бизнеса, - это создание и поддержание определенной культурной среды фирмы, дающей всем занятым на ней чувство единства и причастности к важному и полезному делу.

 

    Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная  культура.

 

    Это, прежде всего,  честность и вытекающее из  нее доверие друг к другу   участников предпринимательских  операций; это обязательность, ответственность, уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики деловых отношений, способствование успеху других. Это правопослушность, сдержанность и умеренность, умение справиться с необузданными желаниями и устремлениями, видеть и соблюдать разумные пределы; и наконец, культура поведения в самом непосредственном смысле этого слова, знание и соблюдение основных правил служебной, деловой этики.

 

    Конечно, трудно надеяться,  что каждый предприниматель будет  в полной мере обладать всеми указанными качествами. Идеальных людей не бывает и какие-то отступления, отклонения, упущения неизбежны. Главное состоит в том, чтобы меры отклонений была невелика, чтобы отход от принципов этики предпринимательства носил характер исключений. Все это объясняет необходимость и актуальность изучения данной проблемы, рассмотрения соответствующих теоретических основ деловой этики и ее структура, а так же изучение роли ответственности в процессе управления.

 

    Таким образом, этика  бизнеса является быстро развивающейся областью науки  и практики управления и предпринимательства, возникшей в ответ на возрастание  динамизма внешней среды бизнеса.

 

     Цель  данного курсового  проекта –  проанализировать  процесс содержания и  управления  культурой и этикой на примере конкретной организации СПК «Медяна»  Пильненского района.

 

       В качестве  источников для  написания   курсового проекта  использовались  учебники, пособия,  издания периодической  печати, а  также различные  нормативные, плановые и отчетные  материалы, данные годовых отчетов хозяйства за последние три года.

 

 

 

 

    Глава 1. Теоретическая   основы формирования и функционирования  культуры и этики  в организации

 

    1.1.Основные  понятия  культуры  и этики на современном   этапе

 

    Организации, как и люди, обладают своей культурой, Если она высока, с такой организацией все хотят сотрудничать или даже в нее войти. Низкая же культура отпугивает партнеров, не позволяет получать нужных результатов, затрудняет управление. В главе рас сказывается, что собой представляет организационная культура и из каких элементов она состоит; какие основные задачи решает; в каких формах, по мнению современных специалистов, существует. 2

 

    Со  словом «культура»  мы сталкиваемся буквально   на каждом шагу. Оно произошло  от латинского cultura, что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие». Культура выражается в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных благах.

 

    Особой  разновидностью  культуры является организационная. Под ней понимается совокупность коллективно-разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации. Она проявляется в манере их действий и внешней атрибутике, например, интерьерах, одежде и пр.

 

    Культура  организации в целом формируется как в результате взаимодействия культуры каждого из ее участников, так и под влиянием внешних условий (исторических и национальных традиций, религии, культуры других стран и народов. Считается, что сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

 

    Механизм  формирования  управленческой культуры может  быть представлен следующим   образом:

 

    формирование  знаний, управленческих  концепций, проектов, программ и  т.д.;

 

    развитие  управленческих отношений;

 

    мотивация творческой  деятельности в сфере  управления;

 

    утверждение уважения  в обществе к общественным  институтам, государству, законам,  морали, праву;

 

    разработка  и внедрение  управленческих технологий, которые  оптимизируют сам процесс  управления и объединяют в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

 

    Подчеркнем, что в управленческой  культуре особое значение имеют  рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, установок, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи управления, а затем найти адекватные методы их решения, не может быть эффективного управления.

 

    Культура  организации  - явление сложное. 3

 

    Во-первых, она состоит  из культур отдельных  подразделении или направлений  и форм деятельности (субкультур). Они могут подчиняться общей культуре; могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить (так называемые контр культуры). Правомерно, например, говорить о культуре предпринимательства, культуре управления и пр.

 

    Во-вторых, культуры различаются  по своей силе.

 

    Сила  культуры определяется  глубиной ее проникновения, широтой  распространения и степенью охвата  членов организации, ясностью  провозглашаемых  ценностей и  норм. С этой точки  зрения выделяются: 4

 

    Бесспорная  культура, обладающая  небольшим количеством основных  ценностей и норм, которых требуется  неукоснительно придерживаться. Она  не допускает неконтролируемого  внешнего влияния на них (но  позволяет ими манипулировать изнутри) и характеризуется закрытостью. Закрытость проявляется в нежелании видеть собственные недостатки, «выносить сор из избы», в стремлении сохранить показное единство. Бесспорная культура подавляет членов организации, препятствует их инициативе, творчеству.

 

    Слабая  культура практически  не содержит общеорганизационных  ценностей и норм; у каждого  элемента организации они свои, причем, зачастую, противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры  легко поддаются внутреннему  и внешнему влиянию и изменению. Такая культура разъединяет людей, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ослаблению организации.

 

    Сильная культура открыта  влиянию как изнутри, так и  извне. Открытость предполагает  гласность, свободу диалога между всеми участниками организации и посторонними лицами. Она содержит разумное количество ценностей и норм, активно впитывает все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее.

 

    По  отношению к организации  культура выполняет  ряд важных функций.

 

    Охранная состоит в  создании барьера от нежелательных  внешних воздействий. Она реализуется  через различные запреты, ограничивающие  нормы. Люди и организации,  неукоснительно их придерживающиеся, могут в самых трудных условиях сохранить свою репутацию, а порой и жизнь, например, отказываясь от употребления спиртного в служебной обстановке.

 

    Интегрирующая (объединяющая) функция культуры заключается  в формировании у людей чувства  единства, принадлежности к организации, гордости за нее. В организации с высоким уровнем культуры многие стремятся попасть на работу, что облегчает решение кадровых вопросов.

 

    Регулирующая функция  поддерживает необходимые правила  и нормы поведения членов организации,  их взаимоотношения, контакты с внешним миром. Это является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

 

    Адаптивная функция облегчает  взаимное приспособление людей  друг к другу и к организации.  Людям, придерживающимся одинаковых норм поведения, участвующим в одних и тех же ритуалах, прошедшим через общие обряды легче понять друг друга и приспособиться к требованиям организации.

 

    Ориентирующая функция  культуры направляет деятельность  организации и ее участников  в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.

 

    Наконец, культуре свойственна  функция формирования имиджа  организации, то есть ее образа в глазах окружающих.

 

    Культура  помогает управлять  людьми (вежливая , просьба руководителя  будет быстрее  и с большей  готовностью выполнена, чем грубый  приказ): Фирмы, обладающие высоким  уровнем производственной культуры, обычно получают большую прибыль. Понятно, что каждый человек купит прежде всего изящную, добротно  сделанную вещь в красивой упаковке или воспользуется услугой тех, кто окружит его вежливостью и вниманием. 5

 

    Сегодня в нашей стране, к сожалению, организационная   культура заимствовала с Запада лишь внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня), оформление офисов, новые названия должностей (различного рода менеджеры вместо руководителей и т.д.), в то время как стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы.

 

    В России, как отмечают  исследователи, зависимость  между  прибыльностью  предприятия и  культурой не стала еще столь  очевидной, как на Западе. Это  приводит к деловому эгоизму  большинства российских руководителей и предпринимателей, безразличию к интересам потребителей, стремлению в первую очередь к личному обогащению и, в конечном счете, дорого обходится обществу.

 

    Организационная культура - совокупность коллективно  разделяемых  ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации.

 

    Объединяет  в одно  целое культуры различных   подразделений, групп, сфер деятельности.

 

    Функции (основные задачи) организационной культуры:

 

    -. охранная - препятствует  проникновению  в организацию чуждых взглядов, ценностей, норм;

 

    - интегрирующая  - объединяет  действия всех членов  организации; 

 

    - регулирующая - обеспечивает  поддержание правил  и норм  поведения; 

 

    - адаптивная - облегчает  вхождение в организацию  новичков;

 

    - ориентирующая  - направляет  действия членов  организации  в необходимое русло; 

 

    - мотивирующая - побуждает  людей активно участвовать   в делах организации; 

 

    - формирующая  имидж  - создает благоприятный образ  организации в глазах окружающих.

 

    Культура, как уже говорилось, складывается  из субъективных  элементов, проявляющихся в поведении  людей, и объективных, накладывающих  отпечаток на материальные условия  деятельности организации .

 

    К объективным элементам  культуры можно отнести символику организации, товарную марку, товарный знак, оформление интерьеров, окраску стен, мебель, внешний вид сотрудников. С этим все сталкивались на практике, поэтому их понимание трудности не представляет.

Информация о работе Культура и этика современного менеджмента