Этика менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет это один из аспектов внешних приличий, это так называемый код, на котором написаны все ожидания социального поведения; этикет в обязательном порядке зиждется на нормах общества, социального класса или группы. Этикет это обычно не писанные нормы, хотя иногда их увековечивают на бумаге

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1
1.1 Понятие этики менеджмента и его сущность………………………………....5
1.2 Основные принципы этики менеджмента……………………………………..8
1.3 Критерии поведения менеджера……………………………………………….9
1.4 История возникновения этики менеджмента………………………………...10
Глава 2
2.1 Внешний вид менеджера………………………………………………………11
2.2 Приветствие, представление и обращение…………………………………...14
2.3 Визитные карточки…………………………………………………………….16
2.4 Этикет телефонного общения…………………………………………………18
2.5 Отношения в коллективе………………………………………………………21
2.6 Правила увольнения…………………………………………………………...23
Глава 3
3.1 Формирование этики менеджмента в России………………………………..25
3.2 Особенности делового этикета в разных странах…………………………...26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА Биктимировой Анастасии МЭ-11-3.docx

— 78.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Национальный  исследовательский технологический  университет

московский государственный институт стали и сплавов

___________________________________________________________________

 

кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

Учебный курс: «Менеджмент»

 

Курсовой проект на тему:
                    «Этика менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнила:

                                                                                                Студентка I курса

                                                                                                Группа МЭ-11-3  

                                                                                                Биктимирова

                                                                                               Анастасия

                                                                                                Владимировна

                                                                                                Проверил:

                                                                                                Касимова Н.А.

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3

Глава 1

    1. Понятие этики менеджмента и его сущность………………………………....5
    2. Основные принципы этики менеджмента……………………………………..8
    3. Критерии поведения менеджера……………………………………………….9
    4. История возникновения этики менеджмента………………………………...10

Глава 2

2.1 Внешний  вид менеджера………………………………………………………11

2.2 Приветствие,  представление и обращение…………………………………...14

2.3 Визитные  карточки…………………………………………………………….16

2.4 Этикет  телефонного общения…………………………………………………18

2.5 Отношения  в коллективе………………………………………………………21

2.6 Правила  увольнения…………………………………………………………...23

Глава 3

3.1 Формирование  этики менеджмента в России………………………………..25

3.2 Особенности  делового этикета в разных  странах…………………………...26

Заключение…………………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общество  всегда делилось на тех, кто управляет  и тех, кем управляют.

До начала XX века люди опирались лишь на собственную интуицию, руководя подчиненными. И только в начале XX века появилось такое понятие как менеджмент - наука управлять.  Основное внимание уделялось тому, как менеджер должен руководить, потому что при грамотном управление предприятие будет работать эффективно и успешно. Также нужно знать, что организация представляет собой единый организм, и при правильном руководстве данный «организм» сможет работать плодотворнее.

Из этого  следует, что менеджер должен правильно планировать и организовывать свою работу.

Очень важно  в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать  профессиональную этику и этикет.

Этика –  это система норм нравственного поведения человека или группы людей, одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этика в широком смысле может пониматься как универсальный закон, который регулирует отношения между частью и целым, а так же регулирующий отношения между частями внутри целого. Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние  проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы  обращения и приветствий, поведение  в общественных местах, манеры и  одежда). Этикет это один из аспектов внешних приличий, это так называемый код, на котором написаны все ожидания социального поведения; этикет в обязательном порядке зиждется на нормах общества, социального класса или группы. Этикет это обычно не писанные нормы, хотя иногда их увековечивают на бумаге. Обычно этикет отражает правила поведения, присущие той или иной традиции, он может служить индикатором ценностей той или иной исторической эпохи

На сегодняшний  день очень важна моральная и  этическая сторона деятельности руководителей (менеджеров). На это существует несколько причин:

-менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров, то его поступки, отклоняющиеся от этических норм, будут служить неким сигналом к тому, что, якобы дозволенно делать то, что на самом деле делать нельзя. Следовательно, его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, непременно, отразится на работе коллектива и фирмы в целом.

-менеджер выполняет воспитательную роль, а значит, формирует отношение подчиненных к тому предприятию, на котором они работают, к тем товарам и услугам, которые производят, к клиенту, друг к другу. Поэтому, как всякий хороший учитель, должен всеми своими поступками создавать правильное отношение ко всему выше перечисленному.

-любой поступок менеджера (как дурной, так и хороший) воздействует на его подчиненных и формирует комплекс этических норм и моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей).

 Главная цель работы выяснить, каким образом связанны понятия менеджмента и этики, а также выявление основных принципов этики менеджера, его моральных принципов, а так же делового этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

1.1Понятие этики менеджмента и его сущность

Если  говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента  — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и прочее. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий  уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.

Выполняя  воспитательную роль, менеджер формирует  культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный» и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и прочее. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя  группами факторов:

1. Комплекс  этических устоев, которыми личность  владеет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, то есть свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал, и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку извне:  это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки «этично — неэтично».

Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Этика — это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние  проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Особое  место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

Этикет  для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации, в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.

В настоящее  время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно  упрощается, становится несравненно  более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и приличных контактах в текущей работе — разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презентаций и т. д.. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никогда не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорится, «на автомате», легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.

Нормы этики  выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.

Даже  закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

Информация о работе Этика менеджмента