Формирование финансовой стратегии организации на примере ОАО «МДМ Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:32, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обобщение основных инструментов разработки и формирование финансовой стратегии организации.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования финансовой стратегии;
проанализировать формирование финансовой стратегии коммерческого банка на примере ОАО «МДМ Банк»;
разработать финансовую стратегию ОАО «МДМ Банк».
Объектом исследования является финансовая стратегия МДМ Банка.

Содержание работы

Введение
. Теоретические основы формирования финансовой стратегии
.1 Стратегическое финансовое планирование: теория и практика (зарубежный и отечественный опыт)
.2 Понятие финансовой стратегии, ее виды и роль в развитии организации. Взаимосвязь финансовой стратегии и финансовой политики
.3 Цели, задачи, этапы разработки финансовой стратегии организации
. Научно-практический инструментарий формирования финансовой стратегии коммерческого банка
.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МДМ Банк». Обоснование необходимости формирования стратегии развития ОАО «МДМ Банк»
.2 Анализ внутренней и внешней среды организации. Основные проблемы финансовой деятельности организации и возможные пути их решения
.3 Методические подходы к разработке финансовой стратегии с учетом ее характера
. Разработка финансовой стратегии ОАО «МДМ Банк»
.1 Основные параметры финансовой стратегии банка
.2 Оценка эффективности финансовой стратегии банка
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 104.30 Кб (Скачать файл)

Банк принимает активное участие в жизни общества. В  стремлении способствовать постоянному  и гармоничному развитию экономической  и финансовой структуры края постоянно  участвует в проектах своих клиентов. Банк имеет одни из самых высоких  кредитных рейтингов среди российских частных банков: Standard & Poors (B+), Fitch Ratings (BB-) и Moodys (Ba2).

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это:

поддержание ликвидности  и обеспечение прибыльности;

создание инвестиционных возможностей.

ОАО «МДМ Банк» подает финансовую отчетность ежедневно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно. Вся отчетность составляется по стандартам МСФО и  РПБУ. Рассмотрим анализ балансового  отчета (табл. 4).

 

Таблица 4 - Анализ балансового  отчета за 2008 - 2010 гг., млн. руб.

№ п/пНаименование показателя (млн. руб.)2008 г.2009 г.Измене-ние (+,-), млн. руб.Измене-ние 2009/2008, %2010 (на 01.10.2010 г.)Из-мене-ние (+,-), млн. руб.Измене-ние 2010/ 2009, %1Уставный капитал179442072413134,542070-2Эмиссионный доход141983185217654124,3318520-3Переоценка зданий314331430-31430-4Переоценка финан-совых  активов, имеющихся в нали-чии  для продажи(1566)3981964125,440-358-89,95Накопленные  курсовые разницы3264239729,8335-88-20,86Нераспределенная прибыль2317921785-1394-6,02336015757,27Итого капитала41074615762050249,96270311271,8

По данным табл. 4 имеют  нестабильную динамику уставный капитал, эмиссионный доход; переоценка финансовых активов и курсовая разница демонстрируют  прирост. Нераспределенная прибыль  демонстрирует уменьшение. Показатель переоценки зданий не меняется на протяжении всего анализируемого периода.

В 2010 году неизменными становятся следующие показатели: уставный капитал, эмиссионный доход, переоценка зданий. Переоценка финансовых активов и  курсовая разница показывают отрицательную  динамику. Увеличивается нераспределенная прибыль. Это связано с интеграцией  банков и становлением единой финансовой политики. Выводы по табл. 4 подтверждаются рис. 3.

 

Рисунок 3 - Показатели балансового  отчета ОАО «МДМ Банка» за 2008 - 2010 гг.

 

Ликвидность банка (англ. bank liquidity) - способность банка обеспечить своевременное и полное исполнение своих обязательств.

Управление ликвидностью банка направлено на предотвращение и устранение как недостатка, так  и излишка ликвидности. Недостаточная  ликвидность может привести к  неплатежеспособности банка, а чрезмерная может неблагоприятно повлиять на его  доходность. Рассмотрим показатели ликвидности (табл. 5).

 

Таблица 5 - Показатели ликвидности  ОАО «МДМ Банк» за 2008 - 2010 гг.

№ п\пНаименование показателяНормативное  значениеФактическое значение2008 г.2009 г.2010 г.1Достаточность собственных  средств (капитала) банка (Н1)Не менее 10,016,116,516,92Показатель мгновенной ликвидности банка (Н2)Не менее 15,048,0348,268,43Показатель текущей  ликвидности банка (Н3)Не менее 50,0128,1237,289,14Показатель долгосрочной ликвидности банка (Н4)Не более 120,076,169,991,65Показатель максимального  размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиковНе  более 25,0Максимальное 18,4 Минимальное 1,0Максимальное 19,9 Минимальное 1,1Максимальное 11,4 Минимальное 1,8

Показатель достаточности  капитала МДМ Банка остается высоким  на протяжении долгого периода. Высокая  достаточность капитала Банка, а  также значительная доля капитала в  его структуре в случае благоприятного развития ситуации в экономике открывают  банку большие возможности для  будущего развития, как путем органического  роста, так и через сделки по слияниям и поглощениям. В случае негативного  сценария высокий уровень капитализации  надежно защищает интересы вкладчиков и инвесторов. Следует также отметить, что даже в кризисный период 2009 г Банк обладал достаточной ликвидностью для выплаты всех вкладов населения  в течении одного дня. Ликвидная  позиция полностью покрывает  все предстоящие публичные долговые выплаты.

Положительными аспектами  финансовой деятельности МДМ Банка  являются:

достаточный запас финансовой устойчивости;

обеспеченность денежными  средствами, отвлеченными из производительного  оборота собственными оборотными средствами, т.е. прослеживается стремление Банка  сохранять свое финансовое положение;

отсутствие проблем с  текущей ликвидностью банка;

осуществление сбалансированного  управления активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения  и размещения ресурсов;

высокий уровень обеспеченности и защищенности банковских операций при неблагоприятном изменении  конъюнктуры рынка и накоплений банковских рисков;

высокий уровень защищенности вкладчиков банковским капиталом;

рост уровня иммобилизации  банковского капитала в инвестициях  в другие юридические лица;

эффективность использования  активов банка;

ликвидный баланс;

достаточный уровень основного  капитала;

рост уровня защищенности капитала от риска и инфляции за счет вложений средств в недвижимость и ценности;

рост способности обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к активам Банка.

В тоже время в финансовой деятельности МДМ Банка были выявлены недостатки, которые сводятся к следующему:

определенная степень  зависимости от заемных средств, не достаточный уровень собственных  средств, то есть Банк не использует потенциал  роста по валюте баланса;

низкая обеспеченность средств  клиентов наличными денежными средствами и высоколиквидными активами;

свободными (неиммобилизованными) собственными средствами, размещенными в активных операциях, могут быть покрыты привлеченные средства;

снижение возможности  кредитной организации вернуть  привлеченные средства в случае невозврата кредитов.

Таким образом, во внутренней среде выявлены следующие ключевые проблемы:

недостаточно хорошо развита  корпоративная культура;

неэффективна система  стимулирования и мотивации сотрудников;

необходимо более глубокое изучение рынка для выдвижения максимально  конкурентоспособной продукции;

недостаточно эффективна система ценообразования;

работа банка обеспечивает стабильность, но не прибыльность.

Внешняя среда - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и  перспективы организации, на эффективность  ее деятельности. Внешняя среда организации  включает следующие элементы:

Потребители (физические и  юридические лица).

Конкуренты (Банки, кредитные  организации).

Центральный банк Российской Федерации.

Каждый элемент оказывает  влияние на банк (табл. 6).

 

Таблица 6 - Анализ внешней  среды ОАО «МДМ Банк»

ЭлементХарактеристикаПроблемыПотребителиНа 01.01.2011 банк обслуживает около 3 млн. физических лиц, а также свыше 15 000 корпоративных клиентов и предприятий  малого и среднего бизнеса.Допущение  просрочки платежей. Мошеннические  действия. Недовольство обслуживанием. Уход к конкурентам.КонкурентыГлавными конкурентами являются ОАО «Мой Банк. Новосибирск», ОАО УРАЛСИБ, ЗАО ВТБ 24, ОАО Банк Левобережный, Муниципальный  банк.У конкурентов более качественное обслуживание, широкий спектр продуктов  и услуг. Но менее популярный бренд, меньшая сеть филиалов и доп. подразделений.Центральный  Банк РФГлавный банк страны. Центральный  орган нормативно - правового регулирования  банковской системы. Давления на Банк не оказывает.Большое количество нормативно - правовых актов. Ужесточение требований.

На рынке сейчас представлено огромное количество коммерческих банков, каждый из которых предлагает расширенный  спектр услуг как для розничных, так и для корпоративных клиентов. В связи с этим МДМ Банк предоставляет  свои услуги в 160 городах европейской  части России, Урала и Сибири, где он располагает сетью из 332 точек продаж и свыше 2000 банкоматов. Основные направления деятельности банка - это корпоративные, розничные  банковские услуги, частное банковское обслуживание с акцентом на операциях  с низким уровнем риска и комиссионных услугах. Среди коммерческих банков ведется очень жесткая конкурентная борьба. Для МДМ Банка сосредоточенность  на «домашних регионах» и в  выбранных секторах экономики, сбалансированные потоки доходов от корпоративного и  розничного направлений бизнеса, а  также клиентоориентированная модель являются лучшими средствами для  достижения максимальной эффективности.

Рассмотрим внешнюю среду  на основе SWOT-анализа (табл. 7).

 

Таблица 7- Матрица SWOT-анализа  ОАО «МДМ Банка»

Сильные стороныСлабые стороныВнутренняя  средаВысокая ликвидность. Надежность банка. Динамичное реагирование на рыночные изменения. Широкая сеть точек продаж и клиентского обслуживания. Узнаваемый бренд. Концентрация на определенном секторе  клиентов.Неквалифицированный персонал, плохое качество обслуживания. Сотрудники не замотивированы в развитии банка. Неэффективное ценообразование.ВозможностиУгрозыВнешняя средаВхождение в число банков предлагающих инновационные услуги. Расширение продуктового ряда. Акцент на качестве обслуживания.Сложность  возврата просроченных платежей. Выход  на рынок крупных конкурентов. Ужесточение  нормативного регулирования.

Из проведённого SWOT-анализа  видно, что для выхода на более  высокий уровень банк должен предложить новые услуги для юридических  и физических лиц. Освоить рынки  услуг, ещё не распространённые среди  других банков, что позволит привлечь большее количество клиентов в банк. А так же руководство банка  должно начать более плотно работать с сотрудниками, пересмотреть мотивацию  персонала.

Поскольку финансовая деятельность является ключевой для банка, финансовая устойчивость отслеживается руководством особенно. Ранее были сделаны выводы о проблемах финн устойчивости. В  качестве основных мероприятий, направленных на улучшение финансовой устойчивости кредитной организации предлагаются следующие направления:

. Обслуживание корпоративных  клиентов - для достижения установленных  целей по наращиванию масштабов  бизнеса Банка первоочередной  задачей Банка на рынке обслуживания  корпоративных клиентов является  радикальное расширение клиентской  базы за счет развития активных  продаж, модернизации существующих  и развития новых продуктов.  Для решения данной задачи  должны быть установлены различные  подходы, учитывающие специфику  отдельных целевых сегментов.

Для увеличения клиентской базы сегмента необходимо обеспечить построение новых бизнес-процессов и продуктов, обеспечивающих минимизацию себестоимости  стандартных массовых услуг.

Уже сейчас наблюдается четкое разделение зон влияния банков на клиентский рынок. Рыночная ниша местных  региональных банков будет сосредоточена  на предприятиях среднего и малого бизнеса, а также на частных предпринимателях.

Переход Банка на обслуживание предприятий среднего и малого бизнеса, а также повышение качества управления финансами на предприятиях приводят к снижению среднего остатка на расчетных  счетах. Это означает, что перед  Банком стоят задачи по привлечению  на расчетно-кассовое обслуживание значительного  числа клиентов.

Успешность развития данного  направления будет определяться решением следующих основных задач:

развитие эффективной  системы отношений с корпоративными клиентами на основе института менеджеров и работы клиентского комитета;

обеспечение индивидуального  подхода к обслуживанию VIP-клиентов путем закрепления персональных менеджеров;

разработка сложно структурированных  продуктов и индивидуальных систем обслуживания, учитывающих уникальные потребности крупных корпоративных  клиентов;

развитие современных  способов обслуживания, в том числе  технологий дистанционного оказания услуг;

повышение производительности и объема, предоставляемых банком услуг, за счет увеличения количества обрабатываемых документов в автоматическом режиме до 95 %;

стимулирование открытия расчетного счета при продаже  кредитов малому и среднему бизнесу, факторинга, лизинга, других кредитных  продуктов, зарплатного проекта  и т.д.;

дальнейшее расширение сети продающих площадок Банка и установка  приоритетов в обслуживании на универсальность, удобство и качество обслуживания;

максимальное вовлечение сети филиалов и дополнительных офисов в процесс обслуживания действующих  и привлечения новых клиентов;

существенное увеличение клиентской базы путем наращивания  объемов активных продаж с помощью  проведения маркетинговых акций, рассылок, специальных предложений и т.д.;

участие в тендерах на предоставление расчетно-кассового обслуживания, осуществляемых бюджетными организациями в части  хозяйственных расходов, крупными отраслевыми  компаниями, имеющими расширенную филиальную сеть и т.д.

. Кредитование крупных  корпоративных клиентов - в настоящее  время, крупные московские банки  и банки с иностранным участием  практически полностью захватили  рынок крупных корпоративных  клиентов. В сравнении с региональными  банками они имеют большие  ресурсные возможности, более  привлекательную процентную политику. При этом крупные клиенты по-прежнему  являются объектами внимания  Банка в вопросах прямого и  синдицированного кредитования.

Меры, необходимые для  достижения успешности в данном направлении:

сокращение доли крупных  и низкодоходных кредитов в портфеле Банка;

повышение эффективности  действий, направленных на удержание  и обслуживание уже привлеченных клиентов за счет предложения им желаемых услуг и предвосхищения их финансовых потребностей;

сосредоточение основных усилий на высокодоходных конкурентоспособных  операциях, являющихся альтернативой  классическому кредитованию, таких  как факторинг и лизинг;

Информация о работе Формирование финансовой стратегии организации на примере ОАО «МДМ Банк»