Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация, насыщение рынков усиливают давление на организации со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше .

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 155.45 Кб (Скачать файл)

Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде.

Сбор информации о компонентах макроокружения следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней "вторичной" информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.

Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении "слабых сигналов" каких-либо изменений во внешней среде.

После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.

На этапе анализа собранной информации при помощи методов экстраполяции, структурно-аналитических и экспертных методов следует определить состояние внешней среды и выявить открывающиеся для предприятия возможности и угрозы.

Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.

Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке необходимо проводить прогнозирование внешней среды. При этом также могут быть использованы методу экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы. Заключительным этапом анализа внешней среды является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия и его подразделениям.

Он должен содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.

Для эффективного приведения в действие данной схемы анализа на ОАО "Связьинвест" необходимо создать и соответствующие организационно-экономические предпосылки. Для этого сначала следует определить организационную форму проведения анализа внешней среды. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т. п. Вместе с тем, ОАО "Связьинвест" должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды, а именно отдел маркетинга. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия, а также наладить информационное взаимодействие таким образом, чтобы не происходило дублирование работ и, в то же время, не возникали информационные пробелы по каким-либо направлениям.

Это, прежде всего, касается взаимодействия специализированного подразделения с юридическим и финансово-экономическим отделами.

Со снабженческими и сбытовыми подразделениями должен быть налажен свободный обмен информацией. А отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию. Деятельность по исследованию внешней среды должна осуществляться при активной поддержке руководства. Оно должно предоставлять отделу маркетинга открытый доступ к информационным ресурсам предприятия, в том числе конфиденциальным, а также самим снабжать его информацией, полученной по своим каналам.

Для решения разовых, нетипичных задач по сбору и анализу информации о внешней среде (в том числе при первоначальной организации исследований и для формирования базы данных), а также при разработке прогнозов кроме постоянно действующих специалистов отдела маркетинга им могут оказать большую помощь специально созданные временные проблемные группы. Они должны работать в тесном контакте с отделом маркетинга, от которого должны получать необходимую методическую помощь и информацию. Организация исследования внешней среды на комплексной и регулярной основе требует также соответствующего финансового обеспечения. При этом все затраты на проведение анализа следует рассматривать как инвестиции в информацию, способствующую выработке оптимальных стратегических решений, а также своевременному устранению опасностей и использованию возможностей, выгоды от которых могут иметь долговременный характер. Поэтому необоснованное сокращение финансовых ресурсов на этот вид деятельности может отрицательно сказаться на качестве стратегических и оперативных управленческих решений.

Вывод: Таким образом, осуществив организацию анализа внешней среды можно заранее быть готовыми к изменениям в видах продукции, рынках, поставщиках, в области ценообразования, законодательных актов и т.д. Это позволит избежать убытков для предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
         ОАО «Связьинвест»  постоянно испытывает воздействие  внешней среды. Результаты и эффективность  деятельности предприятия в значительной  степени определяются его внешней  средой. Воздействие внешней среды  на предприятие является, во-первых, многофакторным, во-вторых, динамичным  и, в-третьих, неопределенным.

Вся совокупность факторов внешней среды может быть дифференцирована на две группы: факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды)

На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций, в т.ч. и для ОАО «Связьинвест». В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) предприятию необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самому активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ внешней среды организации.

В настоящий момент подразделения ОАО «Связьинвест» имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимания осуществлению анализа вешней среды.

А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении.

Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Володько В.Ф., Основы  менеджмента: учебное пособие, 3 издание, Минск, 2012

2. Волков О.И., Девяткин О.В., Экономика предприятия (фирмы), 3 издание, Минск, 2013

3. Бизнес-план предприятия  ОАО «Связьинвест» на 2014

4. Гиляровская Л.Т., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие, издательство Проспект, 2011

5. Глушаков В.Е., Общий менеджмент: учебное пособие – Минск: РИВШ, 2 издание, 2011

6. Гражданкина Е.В., Экономика малого предприятия, издательство «ГроссМедиа», 2012

7. Дураков И.Б., Управление персоналом: учебник для студентов вузов – Москва: ИНФРА-М, 2012

8. Большаков А.С., Менеджмент. – М.: «Проспект»- 2010

9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

10. Абчук В.А., Менеджмент. – М.:-«ДРОФА» -2013

11. Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации. М., 2014

12. Смирнов Э. А. Основы теории организации. М., 2013

13. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2012

14. Михайлина Г.И., Управление  персоналом: учебное пособие по  специальности «менеджмент организации», Москва, 2013

15. Ягунова Н., Оценка деятельности  персонала как основа построения системы управления // Проблемы теории и практики управления, 2014

16. Анализ хозяйственной  деятельности предприятия: учебник, Минск, Экоперспектива, 2012

17. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998г.№62 //Консультант Плюс: Беларусь(Электронный ресурс)/ Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –Минск, 2014.

18. Кравченко Л.И., Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебник, Минск, Новое знание, 2012

19. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем [Текст] / М. Армстронг; перевод с англ. О. Ю. Серой. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2013

20.  Дойль П., Менеджмент: Стратегия и статистика [Текст] / П. Дойль, «Питер», 2014

 

 

 


Информация о работе Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы