Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация, насыщение рынков усиливают давление на организации со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше .

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 155.45 Кб (Скачать файл)

В настоящее время на сетях связи функционирует более 800 АТС Ф, в том числе 120 - на сетях РФ и Украины. Общая ёмкость эксплуатируемых АТС Ф составляет более двух миллионов портов. На телефонных сетях РО «Белтелеком», являющегося основным заказчиком оборудования АТС Ф, установлено более 1 500 000 портов, в том числе: на городских телефонных сетях - 600 000, на сельских телефонных сетях - 985 000 портов. Число эксплуатируемых систем электропитания ПС60 превысило 1000, анализаторов AFK-E1 - 450. Применение АТС Ф на сети РУП «Белтелеком» позволило отказаться от более дорогостоящих импортных аналогов, уменьшить сроки ввода в эксплуатацию и стоимость строительства АТС. В результате сегодня каждый седьмой абонент телефонной сети Беларуси является абонентом АТС Ф.

За годы работы в ОАО «Связьинвест» сложился коллектив высококвалифицированных специалистов, способных на решение задач любой сложности. В настоящее время штат ОАО «Связьинвест» составляет 107 человек.

В текущем году осваивается серийное производство оборудования АТС Ф в России (г. Смоленск, ООО «Искрасвязь») и на Украине (г. Мукачёво, НПП «Синэнергия» под торговой маркой «Каскад-Карпаты»). Производство сертифицировано на соответствие стандарту качества ISO 9001.   Организационная структура предприятия представлена в Приложении А.

Результаты финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связьинвест» в 2012-2013 гг. представлены в таблице 2.1 на основе отчета о прибылях и убытках за 2012-2013 гг. (Приложение А)

Таблица 2.1 – Показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Связьинвест»

Наименование показателя

Ед. изм

2012 г.

2013 г.

Выручка отт реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

млн.руб.

49087

60624

Себестоимость реализованной продукции

млн.руб.

43703

44586

Среднесписочная численность за последний месяц отчётного периода

чел.

181

166

Стоимость основных средств

млн.руб.

5768

5236

Фондоотдача

руб.

8,51

11,58

Фондоёмкость

руб.

0,12

0,09

Производительность труда

млн.руб. / чел

271,2

365,20

Прибыль от реализации продукции

млн.руб.

5384

16038

Чистая прибыль

млн.руб.

4329

12875

Рентабельность реализованной продукции

%

10,97

26,45


 
Выручка в 2013 г. увеличилась, увеличилась и прибыль от реализации продукции. Также выросли показатели фондоотдачи и рентабельности.

В итоге, в 2013 г. ОАО «Связьинвест» несмотря на мировой кризис не только увеличило темпы продаж, но и увеличило прибыль и более эффективно использовало свои основные средства. Себестоимость от реализации продукции, несмотря на рост выручки, практически не увеличилась, соответственно, уровень затрат значительно сократился на 1 руб. реализованной продукции.

Показатель фондоемкости соответственно снизился, т.к. стоимость основных средств снизилась в 2013 г. и увеличился объем выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Также вырос показатель производительности труда на 94 млн.руб./чел. Это произошло вследствие роста объема выручки на 11537 млн.руб. и снижения среднесписочной численности работников предприятия на 15 человек.

 

2.2. Характеристика  выпускаемой продукции и рынки  сбыта

 

В соответствии с Уставом предприятие имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

- производство аппаратуры  для проводной телефонной и  телеграфной связи;

- электромонтажные работы;

- неспециализированная оптовая  торговля непродовольственными  товарами;

- деятельность автомобильного  грузового транспорта;

- электросвязь;

- разработка программного  обеспечения и консультирование  в этой области;

- техническое обслуживание  и ремонт офисных машин и  вычислительной техники;

- исследования и разработка  в области естественных наук  и инженерии.

ОАО «Связьинвест» выпускает следующую номенклатуру продукции:

- цифровые автоматические  телефонные станции АТС ФМ;

- средства эксплуатации  и технического обслуживания  оборудования на сетях связи;

- оборудование электропитания;

- цифровые системы передачи;

- контрольные и измерительные  приборы;

- оборудование кроссовой  коммутации;

- комплекты муфт компрессионных  типа BCCK/MBCCK.

При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.

Прямые каналы распределения (канал нулевого уровня):

- предприятие на территории  Беларуси свою продукцию реализует  непосредственно прямым потребителям (РУП «Белтелеком», СООО «Мобильные ТелеСистемы», СП ООО «Мобильная цифровая связь», ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций», ООО СП «БелСел» и другие), а для более мелких организаций создана постоянно действующая экспозиция предлагаемого оборудования, которая расположена в здании завода. Доставка продукции по регионам Беларуси осуществляется транспортом предприятия. Это одно из условий комплексной гарантии на реализуемую продукцию (в случае реализации мелких комплектующих возможен вывоз транспортом заказчика).

Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):

- крупные оптовые дистрибьюторы  в России (г. Смоленск, ООО «Искрасвязь») и на Украине (г. Мукачёво, НПП «Синэнергия» под торговой маркой «Каскад-Карпаты»).

Предприятие осуществляет доставку продукции своим транспортом в Смоленскую, Нижегородскую, Московскую области России, а украинские партнёры осуществляют самовывоз приобретённой продукции.

Среднемесячный объём реализации предприятия составляет 2097,5 млн. р. Из них:

- прямой канал распределения 1755,3 млн. р. (83,7%);

- оптовые посредники 342,2 млн. р. (16,3%).

Как видно из представленных цифр, реализация продукции через прямой канал распределения достаточно эффективна (83,7% общего объёма). Это является следствием внимания предприятия к новым, быстро растущим ёмким сегментам рынка (рынок систем электропитания, аккумуляторных батарей, новых технологий передачи данных и другие.)

 

2.3. Анализ внешней  среды предприятия

 

Вначале рассмотрим рынок продукции, работ, услуг, на котором осуществляет деятельность ОАО «Связьинвест».

Рынок продукции предприятия сегментирован по территориальному признаку:

1. Республика Беларусь;

2. Российская Федерация (г.Смоленск);

3. Украина (г. Мукачево).

Сравнивая ОАО «Связьинвест» с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

1. высокий профессионализм  сотрудников;

2. надежность применяемой элементной базы;

3. оригинальность конструктивных  решений;

4. широкий спектр выпускаемого  оборудования;

5. производство оборудования  по техническому заданию заказчика;

6. оптимальное сочетание  высокого качества и разумной  цены;

7. ответственность и гибкий  подход;

8. гарантийное, послегарантийное  и сервисное обслуживание.

Слабых сторон у предприятия ОАО «Связьинвест» нет.

У ОАО «Связьинвест» практически нет конкурентов.

Возможности:

1. выход на новые рынки  или сегменты рынка;

2. расширение производств, выпуск новых видов оборудования.

Угрозы:

1. возможность появления  конкурентов;

2. возрастающее давление  на цены у покупателей и  поставщиков;

3. растущее конкурентное  давление.

ОАО «Связьинвест» не только реализует свою собственную произведенную продукцию, но и является официальным представителем в Республике Беларусь: Eltek Valere (Норвегия), ЗМ (East) AG (Швейцария), Натекс (Российская Федерация), Супертел (Российская Федерация), Инженеры электросвязи (Российская Федерация), IPS (Словения), ZTE (Китай), Kathrein (Германия).

Поэтому, предприятие постоянно расширяет, обновляет свой перечень продукции, работ, услуг, увеличивая свою рыночную нишу и делает все необходимое для привлечения покупателей.

Покупателями ОАО «Связьинвест» являются как юридические, так и физические лица.

Охарактеризуем факторы косвенного воздействия внешней среды на предприятие ОАО «Связьинвест».

Экономические, политические факторы играют большую роль в развитии предприятия. Ведь от политической стабильности в стране, экономического положения других предприятий, уровня доходов населения зависит и размер доходов в конечном итоге у предприятия.

Большое влияние оказывают и научно-технические факторы. Ведь от применения новых достижений научно-технического прогресса зависит и качество предлагаемого покупателям оборудования.

Руководство ОАО «Связьинвест» постоянно анализирует новейшие изменения в этой отрасли, применяя на предприятии новейшие разработки.

Вывод: Из характеристики показателей хозяйственной деятельности предприятия можно сказать, что руководство постоянно учитывает факторы внешней среды, анализирует все изменения, происходящие вокруг предприятия и адаптируется к ним. Итого этого является рост объема выручки, расширения перечня товаров, предоставляемых услуг, расширение рынков сбыта.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 
         В целом, в настоящее время  руководство ОАО «Связьинвест»  осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие предприятия.

В целом можно отметить, что на ОАО "Связьинвест" руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в свей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников.

Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране.

Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ОАО "Связьинвест" существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно. Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на ОАО "Связьинвест" в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители структурных подразделений предпрятия представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.

Одной из главных причин подобного положения дел на ОАО "Связьинвест" является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.

По вышеизложенным причинам для повышения эффективности анализа внешней среды на ОАО "Связьинвест" необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы.

На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа. 
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов.  
При реально сложившейся ситуации на ОАО "Связьинвест" данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по моему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, и могла быть оправдана только на очень крупных организациях, к которым ОАО "Связьинвест" не относится.

Информация о работе Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы