Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Глобализация, насыщение рынков усиливают давление на организации со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше .

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 155.45 Кб (Скачать файл)

Внешние факторы подразделяют на две группы:

  • факторы прямого воздействия - это факторы, которые оказывают прямое (непосредственное) влияние на деятельность предприятия. К таким факторам относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом);
  • факторы косвенного воздействия - это факторы, которые не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии.

К факторам прямого воздействия внешней среды на предприятие относятся:

  1. потребители продукции и услуг;
  2. поставщики материальных и природных ресурсов;
  3. конкуренты;
  4. инфраструктура (банки, фондовые биржи, рекламные и кадровые агентства, охранные агентства, железные дороги и т.д.);
  5. финансовые организации;
  6. рынок рабочей силы;
  7. транспортные организации;
  8. государственные и муниципальные организации, органы власти и др.

Они непосредственно влияют на принятие решений хозяйствующего субъекта в сфере хозяйственной деятельности, выступая в определенной степени спектром некоторых ограничений.

Факторы прямого воздействия прямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений. Так, в частности, государство, будучи одним из важнейших факторов прямого воздействия, выступает регулирующим, защищающим и руководящим (в первую очередь для государственных предприятий) звеном для предприятий. Эта роль государства проявляется в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д.

Государство регулирует экономическую деятельность через законодательные и нормативные акты, постановления правительства, налоговые льготы, субсидии, ставки, проценты и т.д.

Фактор «поставщики» можно подразделить на поставщиков материальных ресурсов, технологий, техники, персонала, финансов.

Поставщики материальных ресурсов как фактор развития хозяйствующего субъекта имеют важное значение, так как требуют постоянного анализа цен на материальные ресурсы, условий поставки, возможностей поставщиков, и постоянных маркетинговых исследований.

Не менее важным фактором в данной группе является фактор «Поставщики технологий, техники».

Проблемы невысокой платежеспособности, низкой инвестиционной активности, недостаточность финансовых ресурсов в машиностроительном комплексе приводят к тому, что хозяйствующий субъект закупает не самое передовое оборудование. Продукция становится неконкурентоспособной по цене, использование заниженных норм амортизации приводит к потере общей конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Использование высокопроизводительных машин и оборудования, более экономичных в эксплуатации, но более дорогих по цене, становится возможным только посредством лизинга.

Фактор «Поставщики персонала» стратегически очень важен. Чтобы сформировать производственный коллектив высокопрофессиональных работников, мобильный, гибкий, способный к быстрой адаптации изменениям рыночной инфраструктуры, должна быть проведена большая кропотливая работа по планированию и подбору персонала через центры занятости, агентства по подбору и подготовке, переподготовке кадров.

Поставщики финансовых ресурсов играют особую роль как в формировании стартового капитала на стадии создания хозяйствующего субъекта, так и в получении инвестиционных кредитов на стадии развития. К данной группе поставщиков относятся банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды, государственные фонды, фонды поддержки малого и среднего бизнеса, лизинговые компании и др. Выбор поставщика финансовых ресурсов связан с множеством условий.

Основными критериями принятия окончательного решения по выбору поставщика и установлению с ним договорных отношений должны выступать уровень цен (с учетом транспортной составляющей), надежность поставщика с точки зрения выполнения договорных обязательств по номенклатуре, объему и срокам поставок, уровень качества поставляемых ресурсов. Важнейшим инструментом уменьшения силы воздействия этого фактора (поставщики) должны выступать маркетинговые исследования в сфере приобретения необходимых предприятию-потребителю ресурсов.

Успешная реализация главной цели функционирования предприятия, заключающаяся в максимизации прибыли и удовлетворении рыночной потребности во многом зависит от такого фактора прямого воздействия, как потребители. Конкретными потребителями продукции, производимой предприятием, являются: физические лица; предприятия; сбытовые или торговые организации, выступающие посредниками; государственные учреждения. Воздействие этого фактора на эффективность деятельности и перспективы развития каждого конкретного предприятия обусловливает необходимость обязательного и постоянного осуществления маркетинговой деятельности предприятиями-производителями. Изучение рыночного спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики - основной путь успешного решения всех задач предприятия.

Потребители как фактор имеют важное значение с точки зрения ценообразования, использования системы скидок, льгот при приобретении крупных партий товаров, возможности предоплаты в условиях неплатежей и т.д.

Конкуренты, конкурентная среда и барьеры входа являются серьезным фактором прямого воздействия на деятельность хозяйствующего субъекта. Данная группа факторов определяет как условия функционирования хозяйствующего субъекта, так и величину прибыли, отвлекаемую на создание оптимальных условий конкурентной среды.

Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность предприятий-поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; способность и возможность покупателей торговаться; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой. Вследствие действия этих сил предприятия ради сохранения «своих» сегментов рынка вынуждены нести дополнительные издержки за совершенствование организации сбыта, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на рекламу. В противном случае предприятие будет вынуждено в целях реализации произведенных товаров снижать цены на них, отдавая тем самым часть своей прибыли потребителю.

Воздействие внешней среды на предприятие разнопланово и схематично представлено на рис. 1.1.

рис. 1.1. Схема воздействия внешней среды на предприятие

 

К факторам косвенного воздействия внешней среды относят: политические,  экономические,  рыночные,  технологические,  международные, факторы конкуренции, факторы социального характера, национальные,

правовые, экологические, территориальные факторы, налоговую систему.

Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого. Такие факторы практически не поддаются формализованному описанию, требуется большой объем информации, которая довольно часто не имеет количественного и однозначного толкования [19, с. 54].

Вывод: Результаты деятельности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяются его внешней средой. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, отражают действие экономических законов. Поэтому необходимы знание этой среды и умение реагировать на ее изменения и воздействовать на внутренние структуры хозяйствующего субъекта. Сама организация, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Исходя из этого хозяйствующий субъект вынужден приспосабливаться к этой среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность. Таким образом, анализ внешней среды позволяет предприятию свести до минимума те опасности и негативные последствия, с которыми оно сталкивается в этой среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОАО «СВЯЗЬИНВЕСТ»

 

2.1 Краткая характеристика  предприятия ОАО «Связьинвест»

Открытое акционерное общество «Связьинвест» (ОАО «Связьинвест») в качестве юридического лица зарегистрировано решением Мингорисполкома 02.03.1995г. за № 3531, прошло перерегистрацию и на основании решения Мингорисполкома 23.12.1996г. за № 6884 включено в Реестр Общереспубликанской регистрации.

В связи с приведением учредительных документов в соответствие с декретом Президента РБ № 11 от 16.03.1999г. и новым Гражданским Кодексом ОАО «Связьинвест» решением Мингорисполкома от 17.04.2000г. за № 400 зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100886904.

Устав Общества в новой редакции зарегистрирован решением Мингорисполкома от 29.12.2005г. № 2363.

В качестве налогоплательщика ОАО «Связьинвест» зарегистрировано 20.09.1995г. № 4815 УНП 100886904.

Юридический адрес: 220040 г. Минск, Некрасова 114, комната 60.

Уставный капитал общества составляет 60 миллионов белорусских рублей и разделён на 1200000 простых акций номинальной стоимостью 50 рублей.

Ведение Реестра владельцев акций поручено депозитарию ОАО «Приорбанк», заключившему корреспондентские отношения с ГП «Центральный республиканский депозитарий ценных бумаг».

В Реестре владельцев акций зарегистрировано шесть акционеров. Все акции предприятия выкуплены акционерами.

Уставный фонд первоначально сформирован за счёт денежных вкладов его учредителей. В последующем увеличился за счёт использования средств фонда переоценки основных средств. Изменения в проспект эмиссии выпуска акций ОАО «Связьинвест» зарегистрированы 13.07.2000 г. и 30.12.2005 г. Минской городской инспекцией Государственного Комитета по ценным бумагам РБ.

Органами управления ОАО «Связьинвест» являются: общее собрание акционеров, генеральный директор.

ОАО «Связьинвест» получены следующие лицензии: 02140/016209 на деятельность в области связи (выдана Министерством связи и информатизации РБ до 08.10.2010 г. решением № 15 от 09.10.2005 г.); 02190/0213215 на право осуществления перевозки пассажиров и грузов (выдана Министерством транспорта и коммуникаций РБ до 31.03.2010 г. решением № 37-ЛИ от 01.04.2005 г.); Д169762 на деятельность по строительству зданий и сооружений 1-го и 2-го уровней ответственности в соответствии с государственными стандартами ( выдана Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу до 05.04.2012 г. приказом Госстроя России от 05.04.2007 г. №9/19).

ОАО «Связьинвест» относится к мелкосерийному типу производства. На предприятии применяется партионный метод организации производства, означающий, что продукция производится сериями, а детали запускаются в обработку партиями; за каждым рабочим местом закрепляется несколько деталей и операций; для выполнения операций определённого вида работ применяется универсальное оборудование, инструмент и приспособления, а для повторяющихся партий - специализированное оборудование.

ОАО «Связьинвест» является организацией, занимающейся производством и реализацией телекоммуникационного оборудования. В течение 13 лет основные подходы «Связьинвест» к работе остаются неизменными: обеспечение заказчика простыми и эффективными решениями, доступные цены, следование последним достижениям в развитии телекоммуникаций. Обладая научно-техническими, производственными, торговыми и сервисными подразделениями в Беларуси, России и Украине, ОАО «Связьинвест» не только поставляет, но и обслуживает свои коммуникационные решения независимо от расположения заказчика на территории стран СНГ.

Деятельность ОАО «Связьинвест» в Беларуси началась в 1995 году с создания первого серийного проекта АТСФ 50/1000. Сегодня компания известна как крупнейший разработчик, производитель и поставщик всего спектра телекоммуникационного оборудования и решений для операторов связи в СНГ. Приоритетными направлениями деятельности предприятия являются: инвестирование средств в разработки, производство, налаживание партнёрских отношений, создание организации способной удовлетворить возрастающие потребности заказчиков в качественной телефонной связи.

ОАО «Связьинвест» (г. Минск) является одним из крупнейших в СНГ разработчиков, производителей, и поставщиков цифрового коммутационного оборудования, систем бесперебойного электропитания АТС и контрольно-диагностического оборудования для обслуживания устройств связи. Разработка основных узлов и блоков станции началась в 1992 году. В 1995году для создания первого серийного проекта АТС - Ф50/1000 - было образовано ОАО «Связьинвест», которое в течение года наладило серийное производство станции на Минском заводе «Промсвязь». В 1998 году была разработана и введена в эксплуатацию центральная станция на базе АТС Ф50/1000 - ЦСФ «Нёман». В 2000 году начался выпуск следующего поколения станции - АТС Ф, а также освоено новое направление - разработана и запущена в производство система бесперебойного электропитания ПС-60. В 2001 году спектр дополнительного оборудования АТС Ф пополнился аппаратно-программным комплексом центра технической эксплуатации, в 2002 году - диагностической аппаратурой - анализатором ИКМ потока Е1 AFK-E1. С начала 2005 года начато серийное производство систем абонентского уплотнения Ф4/12.

Информация о работе Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы