Анализ состояния компании ОАО "ППГХО"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических основ анализа состояния предприятия. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- разобрать теорию стратегического анализа состояния организации;
- рассмотреть теорию разработки стратегии развития предприятия;
- на основе полученных теоретических знаний проанализировать конкретное предприятие.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение».

Содержание работы

Введение……………………………………..………………………….……...
1 Теоретические основы проведения анализа состояния компании..….…..
1.1 Сущность анализа состояния компании ……………..……………..
1.1.1 Цель и задачи компании – первый компонент стратегического анализа ……………………………………………………………………
1.1.2 Анализ внешней обстановки ………………………………………
1.1.3 Анализ внутренних ресурсов ……………………………………...
1.2 Методы стратегического анализа ………….……………………..…
1.2.1 SWOT – анализ …………………………………………………….
1.2.2 Анализ издержек и цепочка ценностей …………………………..
1.2.3 Оценка конкурентоспособности …………………………………..
1.2.4 Анализ стратегии по методу SPACE ……………………………...
2 Анализ состояния компании ОАО «ППГХО» ..…………..…………….…
2.1 Краткая характеристика компании ОАО «ППГХО» ………………
2.2 Миссия организации. Ключевые цели и задачи ОАО «ППГХО» ...
2.3 Анализ финансового состояния компании ОАО «ППГХО» ………
2.4 Анализ внешней среды ………………………………………………
2.4.1 Факторы прямого воздействия ……………………………………
2.4.2 Факторы косвенного воздействия ………………………………...
2.5 Характеристика внутренне среды ОАО «ППГХО» ……………….
2.6 Анализ конкурентов в России и в мире …………………………….
2.7 SWOT – анализ ОАО «ППГХО» …………………………………….
Заключение ………………………………………….………………...............
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

анализ состояния компании ОАО ППГХО.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

Третий шаг представляет собой суммирование оценок сильных сторон каждого из соперников и расчет итоговых показателей их конкурентной силы.

Четвертый шаг — выводы о масштабах и степени конкурентного преимущества или недостатка и определение тех сфер, где позиции фирмы сильнее или слабее.

Суммирование оценок компании по всем факторам дает общую оценку. Чем выше общая оценка компании, тем прочнее ее конкурентное положение. Чем больше разрыв между общей оценкой компании и общими оценками конкурентов, тем больше конкурентное преимущество компании.

В то же время оценка конкурентной силы показывает, какой соперник может быть наиболее уязвим при конкурентной атаке и каковы его самые слабые стороны. Когда компания обладает значительной конкурентной силой в областях, в которых конкуренты слабы, имеет смысл подумать о наступлении, чтобы использовать слабости конкурентов. [8]

 

1.2.4 Анализ стратегии по методу SPAСE

 

 

 

Метод SPAСE является одним из наиболее практически доступных и технологичных способов выбора стратегических альтернатив. Экспертной оценке подлежат четыре индикатора:

- конкурентное преимущество фирмы;

- финансовое положение фирмы;

- привлекательность отрасли (рынка);

- стабильность среды.

Преимущества спада  состоят в том, что осмыслению подлежат конкретные количественные показатели (модели), с помощью которых риск неопределенности в выборе стратегии  минимален. [4]

Исходное условие эффективности  выбранной стратегии описывается  соотношением: Rск > Rк > r,

где Rск – рентабельность собственного капитала; Rк – рентабельность функционирующего капитала; r – учетная ставка.

В основе методики лежит  анализ положения фирмы и условий ее функционирования по четырем координатам, показанным на рисунке 1.1.

 

Финансовое положение  фирмы

 

Привлекательность отрасли

Конкурентное преимущество фирмы

 

 

Стабильность среды


 

Рисунок 1.1 - Ключевые индикаторы стратегии положения фирмы

 

Каждая из координат  оценивается следующими показателями:

а) конкурентное преимущество фирмы:

1) доля рынка (измеряется отношением объема собственных продаж (малая - большая) к объему продаж трех ведущих конкурентов);

2) качество продукта (тестирование относительно продукции конкурентов);

3) стадия жизненного цикла продукта (поздняя - ранняя, «Бостонская матрица»);

4) цикл замены продукта (длительность жизненного цикла);

5) приверженность потребителей – степень верности клиентов данной торговой марке;

6) использование производственных мощностей у конкурентов;

7) технологические ноу-хау;

8) степень вертикальной интеграции (т.е. объединения в рамках одной фирмы звеньев одной и той же производственной и сбытовой сети).

б) оценка финансового положения компании:

1) рентабельность инвестиций RК = (П/К)*100 %,

где П – прибыль, К – вложенный капитал.

2) финансовый рычаг FR= 1 + Кз/Кс,

где Кз, Кс – соответственно заемный и собственный капитал  организации.

3) ликвидность имущества Ктл = ОК/ККЗ,

где ОК – оборотный капитал организации, ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.

4) потребность в капитале (коэффициент мобильности собственного капитала фирмы Кмск; текущие финансовые потребности организации ТФП) Кмск = Сок/Сск и ТФП = З + ДЗ – КЗ,

где Сок – собственный  оборотный капитал, Сск – собственный капитал, З – затраты, ДЗ – дебиторская задолженность, КЗ – кредиторская задолженность.

5) чистый денежный поток CF = Пч + Аг,

где Пч – чистая прибыль организации, Аг – годовые амортизационные отчисления.

6) простота выхода с рынка (финансовые потери, связанные с уходом с рынка и перепрофилированием компании).

7) рискованность бизнеса (рыночные и политические факторы).

8) оборачиваемость запасов Кобз = ВР/З,

где ВР – объем продаж; З – стоимость запасов.

в) параметры отрасли (факторы, определяющие ее привлекательность):

1) потенциал роста (общая емкость рынка и наличие производственных ресурсов);

2) потенциальная прибыльность (оценка средней отраслевой нормы прибыли на вложенный капитал);

3) финансовая стабильность (условия функционирования среднего типичного предприятия данной отрасли, его экономическая устойчивость);

4) технологическое ноу-хау (качественная характеристика уровня технологической экспертизы, необходимой для работы в отрасли);

5) использование ресурсов – оценка эффективности использования ресурсов на предприятиях отрасли - производительность труда Пт; фондоотдача Фо; норматив оборачиваемости оборотных средств n0; коэффициент интенсивности использования ресурсов Kинт.

6) капиталоемкость – смета капитальных затрат Ксмет, фондоемкость Фемк.

7) легкость вхождения на рынок – потребный стартовый капитал К, создание имиджа, достижение необходимой рентабельности продукта Rпр = П*100/С,

где П – прибыль, С – себестоимость.

г) факторы, определяющие стабильность внешнего окружения:

1) технологические изменения (качественная оценка множественности происходящих технологических нововведений);

2) темп инфляции;

3) вариация спроса – характеристика стабильности спроса;

4) разброс цен конкурирующих продуктов – характеристика степени зрелости рынка и уровня ценовой конкуренции;

5) барьеры (ограничения) для вхождения на рынок (необходимые лицензии; требования к квалификации; исключительные права, уже предоставленные другим фирмам);

6) давление конкурентов (оценка уровня конкуренции в отрасли);

7) эластичность спроса по цене – статистически оцениваемая степень влияния изменения цены на спрос.

Перечень показателей  и их нормативные значения могут  варьироваться в зависимости  от конкретных условий бизнеса.

Каждый из показателей  получает количественную оценку эксперта (диапазон шкалы от 0 до 6).

Итоговые количественные значения показателей - факторов рассчитывают по формулам:

а) для фактора «конкурентное преимущество» Ф1 = (Σfi)/n – 6,

где Ф1 – итоговое значение фактора; fi – экспертная оценка i-го показателя (от 0 до 6); n – количество оцениваемых экспертом факторов.

б) для фактора «оценка  финансового положения» Ф2 = (Σfi)/n,

где Ф2 – итоговое значение фактора; fi – экспертная оценка i-го показателя (от 0 до 6); n – количество оцениваемых экспертом факторов.

в) для фактора «параметры отрасли» ,

где Ф3 – итоговое значение фактора; fi – экспертная оценка i-го показателя (от 0 до 6); n – количество оцениваемых экспертом факторов.

г) для фактора «стабильность  внешнего окружения» ,

где Ф4 – итоговое значение фактора; fi – экспертная оценка i-го показателя (от 0 до 6); n – количество оцениваемых экспертом факторов.

 

После того, как все  перечисленные факторы оценены, данные измерения наносятся на график, затем проводится их анализ и интерпретации. [4]

Существует четыре возможных  варианта позиций компании (рисунок 1.2):

- агрессивная позиция (рисунок 1.2, вариант а))

1) привлекательная отрасль;

2) стабильное окружение;

3) конкурентное преимущество;

4) хорошее финансовое положение.

- конкурентная позиция (рисунок 1.2, вариант б))

1) привлекательная отрасль;

2) нестабильное окружение.

- консервативная позиция (рисунок 1.2, вариант в)) - характерна для стабильных, медленно растущих рынков

- защитная позиция (рисунок 1.2, вариант г))

1) малопривлекательная отрасль;

2) нет финансовых резервов;

3) нет конкурентоспособных продуктов.

Рисунок 1.2 – Варианты позиции компании

 

2 Анализ состояния компании ОАО «ППГХО»

 

 

    1. Краткая характеристика компании ОАО «ППГХО»

 

 

 

Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (ОАО «ППГХО») является уникальным в Российской Федерации и одним из крупнейших в мире поставщиков природного урана.

ОАО «ППГХО» является юридическим лицом и имеет  в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.

Местонахождение Общества: Российская Федерация, юго-восточная  часть Читинской области, город  Краснокаменск.

Решение об организации  предприятия было принято в феврале 1968 года в связи с тем, что высокие темпы развития атомной энергетики в 60-х гг. требовали значительного увеличения добычи урановой руды. В марте 1968 года была образована полноценная дирекция строящегося предприятия, директором был назначен С.С. Покровский. Основной сырьевой базой нового предприятия явились урановые и молибденово-урановые месторождения Стрельцовского рудного поля, расположенные на юго-востоке Читинской области.

В связи с промышленным освоением месторождения район  получил достаточно высокое экономическое развитие. В 8 километрах западнее урановых и молибдено - урановых залежей создан благоустроенный город Краснокаменск с населением более 60 000 жителей.

Уже в 1987 году комбинат давал 30 % всего урана, добываемого в  СССР. Работы одновременно велись на 7 рудниках. К 1991 году комбинат давал практически 50% всего добываемого урана. Но последовавшая перестройка вызвала резкий спад производства урана.

В 1993 году государство  прекратило закупки концентрата  природного урана, в связи с чем, предприятия начало искать новых покупателей на внешнем рынке, а также развивать новые направления деятельности. Добыча урана прекратилась более чем в 2 раза, работы прекратились на большинстве рудников.

Начиная с 1997 года потребность  атомной промышленности России в  природном уране начала возрастать и объём добычи начал постепенно увеличиваться.

Акционерное общество открытого  типа «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» зарегистрировано 7 июня 1994 года в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества».

В августе 2008 года ОАО «ППГХО» вошло в контур управления ОАО «Атомредметзолото». В настоящее время Общество является флагманом российской уранодобывающей отрасли и одним из крупнейших в мире уранодобывающих предприятий.

Доля ОАО «ППГХО» в общем объеме производства природного урана в России в настоящее время составляет около 70%. По итогам 2012 г. ОАО «ППГХО» входит в десятку крупнейших в мире предприятий-производителей урана (8-е место), а среди предприятий, добывающих уран подземным способом, занимает 3-е место (после McArthur River (Канада) и Olympic Dam (Австралия)). Доля предприятия в мировом производстве природного урана составила более 3,5%.

Основой минерально-сырьевой базы ОАО «ППГХО» служат урановые и молибденово-урановые месторождения Стрельцовского рудного поля, расположенные в северных предгорьях Аргунского хребта в юго-восточной части Забайкальского края.

В состав ОАО «ППГХО» входят 23 подразделения, включающие рудники, угольный разрез, гидрометаллургический завод, сернокислотный цех, Теплоэлектроцентраль, Ремонтно-механический завод и другие структуры.

ОАО «ППГХО» полностью обеспечено тепловой и электрической энергией за счет ТЭЦ, работающей на угле, добываемом на собственном разрезе Уртуйского месторождения бурого угля, и топливными ресурсами за счет добываемого бурого угля.

Помимо добычи урановых руд и обогащения урана, предприятие добывает бурый уголь, известняк, песчано-гравийную смесь, питьевую и техническую воду.

Основными направлениями деятельности Общества являются:

- производство и реализация концентрата природного урана (67% от всей выручки в 2012 г.);

- добыча и реализация бурого энергетического угля (11% от всей выручки в 2012 г.);

- выработка и реализация электрической и тепловой энергии (18% от всей выручки в 2012 г.).

Органами управления Общества являются:

- общее собрание акционеров Общества;

- совет директоров;

- генеральный директор.

Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный директор. Эту должность с 2011 года занимает Святецкий Игорь Станиславович.

На 01 января 2013 года численность сотрудников  ОАО «ППГХО» составила 9530 человек, из которых руководителей – 1097 человек, специалистов – 1057 человек, служащих – 71 человек, рабочих – 7305 человек. В целом по предприятию возрастной состав сбалансирован. Средний возраст сотрудников ОАО «ППГХО» составляет 41,5 года. По сравнению с 2011 годом доля специалистов в возрасте от 20 до 35 лет увеличилась на 2,4 %, что свидетельствует о привлечении молодых специалистов по окончании учебных заведений. Коэффициент текучести кадров в 2012 году составил 16,3 %. В категориях руководителей и специалистов более 50% имеют высшее образование, однако очевидна потребность в повышении образовательного уровня персонала в данных категориях. [10]

Информация о работе Анализ состояния компании ОАО "ППГХО"