Анализ развития основных функций управления на предприятии при его реформировании (на примере СООО «Завод виноградных вин «Дионис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 01:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование и анализ проблем управления на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Постановка цели определила следующие основные задачи работы:
- Рассмотреть совершенствования управления предприятием в условиях реформирования экономики;
- Исследовать развитие основных функций управления на предприятии при его реформировании на примере СООО Завод виноградных вин «Дионис»;
- Обобщить предложения по совершенствованию управления на СООО Завод виноградных вин «Дионис» в условиях реформирования экономики.

Файлы: 1 файл

100002с_МаруковичЯА.docx

— 81.52 Кб (Скачать файл)

- Системное программное обеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;

- Сетевое обеспечение: внутренняя сеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества, быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;

- Средства организации баз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных. В обоих случаях созданную базу данных можно в любое время изменить и расширить;

- Прикладное программное обеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями;

- Информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере - рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками информации являются нормативно-справочная документация.

Для обеспечения наиболее эффективной работы СООО «Завод виноградных вин «Дионис» на ЭВМ необходимо установить в качестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP - это многопользовательская, многозадачная, многопоточная, 32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс. Кроме того, следует заметить, что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows 95), XP - это законченная ОС, а не надстройка над DOS.

В СООО «Завод виноградных вин «Дионис» используется система централизованной обработки информации. В таких системах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы.

Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются  следующими свойствами:

- Алгоритм решения задачи формализован, процесс ее решения не требует вмешательства человека:

- Имеется большой объем входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;

- Расчет выполняется для большинства записей входных файлов;

- Большое время решения задачи обусловлено большими объемами данных;

- Регламентность, то есть задачи решаются с заданной периодичностью.

При интерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или к  вычислительному комплексу, работающему  как одна ЭВМ под управлением  одной операционной системы. В этом случае достаточно просто организовать работу пользователей с общей  базой, упрощается контроль целостности  данных, их хранение и восстановление.

Функция контроля

Контроль, как правило, ассоциируют  с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление  о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В сомом общем виде контроль можно  представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых  результатов с запланированными.

Контроль - одна из ведущих функций  управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них - контроль - это процесс обеспечения  достижения организацией своих целей.

Контроль способствует успешному  функционированию предприятия. Без  контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать  деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет  фиксировать ошибки, сознательные и  несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут  на пути достижения цели. Вместе с тем  контроль позволяет определить, какая  деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Эффективное сочетание различных  видов контроля с учетов параметров внешней и внутренней среды - залог  успешного функционирования организации.

Основными факторами, сдерживающими  экономический рост СООО «Завод виноградных вин «Дионис», являются:

- Моральное и физическое старение оборудования не позволяющее обеспечить изготовление высокоточных изделий при низких трудовых и материальных затратах;

- Старение зданий и сооружений, неприспособленность их к экономичному расходованию энергоресурсов;

- Отставание от предприятий-конкурентов в части внедрения новых технологий, обеспечивающих снижение затрат на производство и более высокий качественный уровень продукции.

Частные меры по устранению вышеуказанных факторов не устраняют  основной проблемы, что требует комплексного подхода к ее решению. Таковым  является использование имеющегося потенциала с проведением мероприятий  по техническому перевооружению предприятия, предусматривающих реконструкцию  действующих производств и систем энергообеспечения, приобретение и  изготовление нового оборудования, модернизацию действующего, внедрение новых технологий изготовления и отделки деталей  приборов.

Результатом реализации перечисленных  мероприятий должны стать повышение  конкурентоспособности продукции  за счет снижения себестоимости (снижение трудовых, материальных и энергозатрат) и повышения качества, а также  обеспечение технологических возможностей реализации разработок и изготовления новых видов продукции с перспективой роста объемов производства.

Функция мотивации

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для  достижения личностных целей и целей  организации.

Теории мотивации основаны на определении  потребностей человека и их структуры. Потребность - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к  действию.

Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно  разделить на пять групп. Располагая потребности в виде строгой иерархической  структуры, Маслоу показывал, что потребности  низших уровней (физиологические и  потребности в безопасности) требуют  первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность  более низкого уровня (причём обязательно  полностью). Социальные потребности  – потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей. Гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства предприятия, вознаграждение, социально-психологический  климат на предприятии являлись как  основные факторы мотивации. Менеджеру  необходимо составить перечень гигиенических  и, особенно, мотивирующих факторов и  дать сотрудникам возможность самим  определить и указать то, что они  предпочитают.

Особая роль отводилась стимулированию как функции связанной с процессом  активации деятельности людей и  трудовых коллективов. Стимулирование обеспечивает работников в повышении  результатов своего труда. Эта функция  использовалась для морального имматериального  поощрения работников в зависимости  от качества и количества затраченного труда. Кроме того эта функция  обеспечивала заинтересованность в  достижении высокой эффективности  работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в  результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более  эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объём работ, чем было оговорено заранее.

На любом предприятии  необходим механизм внешнего воздействия  на трудовое поведение работников. Этот механизм в СООО «Завод виноградных вин «Дионис» реализуется в следующей системе стимулов к труду.

Руководство СООО «Завод виноградных вин «Дионис» применяет как материальное, так моральное стимулирование. К средствам материального стимулирования на предприятии относятся достойная заработная плата и постоянные денежные поощрения.

Хотя стимулы и побуждают  человека трудиться, но их одних ещё  недостаточно для производительного  труда. Система символов и мотивов  должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работников в трудовые отношения  предполагает, что он за заранее оговорённые вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет ещё места. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.

Таких наказаний, связанных  с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная  выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит  при неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в  случае их нарушения.

Дисциплина несёт в  себе элементы принуждения, ограничения  свободы действий. Однако грань между  контролированием и стимулированием  условна и подвижна, т. к. работник с сильной мотивацией обладает самодисциплиной, привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как с собственным нормам поведения. Система стимулирования вырастает как бы из административно-правовых методов управления, но не заменяет их т. к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования – не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше того), что обусловлено трудовыми отношениями.

Рассмотренная система стимулирования на предприятии включает в себя не только меры поощрения, но и обоснованную систему санкций, применяемых для  наказания в случае нарушения  норм поведения и причинения коллективу или обществу материального ущерба, (лишение премии, перевод на другую работу).

Система стимулирования труда:

1. Материальное денежное  стимулирование.

Деньги – это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым предприятие может  вознаградить сотрудников.

2. Материально-социальные  стимулы.

К ним относят:

  • Создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещённость, темп, режим труда и др.
  • Возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие – только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
  • Стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно – эмоциональные перегрузки.
  • Улучшение отношений в коллективе.

К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние  работающих, относят авторитет и  особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость  членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных  лидеров в неофициальных группах  и отношение этих лидеров к  производственным задачам, стоящим  перед коллективом и.т. п.

Продвижение по службе.

Один из наиболее действенных  стимулов, т. к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становиться причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвёртых, повышает доступ к информации.

Морально-психологические  стимулы.

Эти стимулы ориентированы  на мотивацию человека как личности, а не только механизма, призванного  выполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов, моральные являются внутренними  стимулами, т.е. напрямую ими нельзя воздействовать на человека.

Гуманизация отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого  фактора как объекта менеджмента. Гуманизация касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия  как одной из сторон социальной деятельности человека. С помощью функции гуманизации  формируется и развивается культура фирмы, культура управления.

Корпоративность – новая  функция менеджмента – включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, её социально-психологического климата.

Информация о работе Анализ развития основных функций управления на предприятии при его реформировании (на примере СООО «Завод виноградных вин «Дионис»)