Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

- увеличением доходной  части бюджета пенсионного фонда  посредством изменения ставок  обязательных пенсионных отчислений (налоговых, страховых) и расширения  налогооблагаемой базы этих отчислений [57,с.77].

В настоящее время в экономической литературе предлагается несколько сценариев обеспечения финансовой сбалансированности пенсионного бюджета. Наиболее простой заключается в устранении инфляционного обесценивания базы пенсионных поступлений путем перманентного повышения границ регрессивной шкалы начислений в соответствии с ростом среднестатистической заработной платы в стране. При этом размер общей ставки обязательных пенсионных отчислений сохраняется по причине отсутствия финансовых резервов для его снижения.

Другой сценарий наряду с расширением налогооблагаемой базы начислений в Пенсионный фонд России предусматривает снижение ЕСН на формирование базовой части пенсии на восемь пунктов. Это неизбежно приведет к «техническому» дефициту и необходимости денежных вливаний в Пенсионный фонд России путем перераспределения налоговых поступлений, полученных за счет дополнительного инвестиционного ресурса (в объеме 25 - 300 млрд. руб. при сохранении современного уровня теневого заработка или 320 - 370 млрд. руб. при выводе из тени части фонда оплаты труда в основных отраслях народного хозяйства).

Анализ долгосрочных тенденций развития пенсионной системы  в условиях действующей пенсионной модели, а также анализ альтернативных вариантов обеспечения ее стабильности свидетельствуют, что предусмотренная налоговой реформой система формирования денежных ресурсов на пенсионное обеспечение не позволяет сбалансировать интересы застрахованных с долгосрочными экономическими интересами государства [33,с.76].

В соответствии с вышеизложенным целесообразно бы было изменить базу ЕСН с фонда оплаты труда на выручку от реализации, т.е. сделать его оборотным налогом, исчисляемым исходя из объема выручки (оборота), а сумму налога включать в себестоимость.

Если перейти на данный способ расчета взносов работодателей в Пенсионный фонд России, то сразу же появляется уникальная возможность максимально упростить механизм расчета размера государственной пенсии работника. Для этого следует рассматривать налог на доходы физических лиц, удержанный с работника в течение всей его трудовой деятельности, в качестве количественного измерителя его права в будущем на соответствующую трудовую пенсию.

Несомненно, что при  этом размер базовой пенсии должен привязываться к прожиточному минимуму и не быть ниже его уровня.

От изменения налогооблагаемой базы ЕСН положительный эффект очевиден. В первую очередь - это нечувствительность к демографическому фактору и  вытекающая отсюда способность стабилизировать  в перспективе этот бюджет, сделав его независимым от естественного процесса старения населения.

Существенное достоинство  этого шага - в его способности  радикально улучшить общий климат оплаты труда в экономике. Обновленный  ЕСН снимет с фонда оплаты труда (со всего фонда оплаты труда, а  не только с особо высоких окладов  и выплат) тяжелейший (в три раза тяжелее подоходного налога) пресс обязательных социальных платежей. Таким образом, для работодателя появляется возможность не только вывести из тени заработную плату, но и сделать безболезненным процесс ее официального увеличения.

Нельзя также не отметить и технические плюсы этого  изменения: упрощение порядка взимания, устранение дублирования между Пенсионным фондом РФ и налоговыми органами по вопросу учета доходов.

И основное достоинство - это, конечно, то, что ЕСН, рассчитываемый и уплачиваемый по типу оборотного налога, способен увеличить уже сегодня объем поступлений в пенсионный бюджет до размеров, недоступных при сегодняшнем способе финансирования Пенсионного фонда России.

В дополнение к этому  необходимо также сделать следующее [62, с.85]:

а) определить уровни доходов (заработной платы) граждан, которые  следует считать:

-достаточными для  «самообеспечения» в системе  социального страхования;

-требующими солидарной  взаимопомощи;

-позволяющими оказывать  такую помощь.

Для этого требуется  провести актуарные расчеты, принимая во внимание особенности территорий, различных секторов экономики, профессиональных и половозрастных групп населения, а также средне- и долгосрочную ситуацию на рынке труда и демографические прогнозы.

б) определить круг причин, приводящих к наступлению нестраховых  периодов в трудовой деятельности, которые должны солидарно дотироваться всеми страхователями.

Следует также отметить, что, несмотря на перспективность, в свете вышеизложенного, обязательного пенсионного страхования, развитие системы без ее добровольной составляющей, предоставляемой негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями, не позволяет добиться целостного результата. В этом плане необходимо обратить внимание на вопросы, связанные с вложением пенсионных накоплений, что также затрагивает и управляющие компании, в том числе и государственную управляющую компанию.

Подавляющая доля финансовых ресурсов накопительной пенсии будет распределяться в основном государственными органами исполнительной власти с использованием государственных ценных бумаг, что означает рост государственных обязательств. В кратковременном плане данный способ позволяет стабилизировать федеральный бюджет. В долговременной перспективе, наоборот, возврат взятых государственных долгов отрицательно и серьезно скажется на состоянии федерального бюджета. Кроме того, возникает и другая экономическая проблема: при вложении пенсионных накоплений в государственные бумаги, по сути дела, не происходит реального инвестирования, более того, проводимая повышенная эмиссия государственных облигаций может вызвать инфляционные процессы.

Говоря об использовании  пенсионных накоплений, можно выделить четыре возможных варианта [50, с.12; 48, с.86; 49, с.25].

Во-первых, сформированная пенсионная система своими активами не должна стимулировать рост государственной  задолженности. То есть для размещения пенсионных накоплений и пенсионных резервов не следует использовать долговые обязательства государства, так как они представляют собой налог с будущих поколений. Средства накопительной пенсионной системы должны быть направлены на увеличение валового внутреннего продукта.

Одновременно приоритетными  становятся задачи обеспечения финансовой макроэкономической стабильности и натурально-вещественного обеспечения денежной массы. Отложенный спрос должен компенсироваться повышением покупательной способности национальной валюты в будущем.

Решение указанной задачи в настоящее время представляется затруднительным, так как нет возможности инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги, обеспечивающие увеличение ВВП. Бумаги такого типа просто отсутствуют. Привлекательность же государственных бумаг заключается, прежде всего, в гарантиях защиты пенсионных накоплений.

В целях реализации поддержки  отечественного производства, научных  исследований, капитального строительства  рассматривается возможность создания корпоративных ценных бумаг, гарантированных  государством.

Перспективным является и вложение средств пенсионных накоплений в ипотечное строительство. С  учетом их долгосрочного характера  они как нельзя лучше подходят для этого и способны повысить сроки ипотечного кредитования до 20 лет, что достаточно актуально.

Во-вторых, основное содержание пенсионной реформы состоит в  том, что средства пенсионных накоплений в период накопления должны работать на будущих пенсионеров. В условиях, когда на сколько-нибудь существенную прибавку к пенсии за счет ее накопительной  части могут рассчитывать только те, кому до пенсии остается более 20 лет, значительно возрастает роль социальной составляющей инвестирования пенсионных накоплений. Для будущих пенсионеров важен не только уровень доходности их накоплений, но и то, насколько инвестиции помогают развивать те пенсионные сферы, которые станут для них после выхода на пенсию жизненно важными.

К таким сферам, как  правило, относят здравоохранение, фармацевтическую и медицинскую  промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Предполагается, что инвестиционные портфели, содержащие предложения о вложении пенсионных накоплений в социальную сферу, станут наиболее привлекательными. Вместе с тем необходимо отметить, что каких-либо специализированных активов пенсионной направленности в настоящее время тоже не существует.

В-третьих, реальный финансовый рынок является наиболее эффективным  инструментом реализации пенсионной реформы. Считается, что наибольший доход  пенсионные накопления смогут принести только вне государственной пенсионной системы. Диверсификация активов, в том числе и установленная законодательно, в совокупности со страхованием и достаточно жестким государственным контролем обеспечат минимизацию рисков. Начнется процесс роста капитализации фондового рынка, что в конечном счете приведет к росту экономики России в целом. И хотя на фондовом рынке еще недостаточно активов для надежного длительного размещения, а объемы средств для размещения в иностранные активы законодательно ограничены, разрешенная система может дать хороший результат.

В-четвертых, направлением мобилизации поступлений в Пенсионный фонд России является усиление эффективности  работы по снижению задолженности по единому социальному налогу и  страховым взносам.

Для этого необходимо внести предложения об изменении  отдельных нормативных правовых актов. Этого можно добиться путем внесения следующих предложений:

- о внесении изменений  в Налоговый кодекс Российской  Федерации и Федеральный закон  от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации", предусматривающих упрощенную систему взыскания задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам и начисленным пеням (налоговые органы и органы ПФР принимают решение о взыскании задолженности (решение имеет силу исполнительного листа) и передают его судебному приставу для взыскания в установленном порядке);

- о внесении изменений  в Налоговый кодекс Российской  Федерации и в Федеральный  закон от 15 декабря 2001 года №  167-ФЗ "Об обязательном пенсионном  страховании в Российской Федерации" в части уточнения перечня передаваемой информации и сокращения сроков представления форм расчетов по авансовым платежам и деклараций, с учетом внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, значительно упрощающих применение регрессивных ставок по налогу и тарифов по страховым взносам. Указанные изменения позволят ускорить выявление недоимки по платежам, ее взыскание, а также быстрее приступить к сверке с данными персонифицированного учета и разослать застрахованным лицам информацию о состоянии их лицевого счета, в том числе и его специальной части, для своевременного выбора управляющей компании;

- о внесении изменений  в статью 855 Гражданского кодекса  Российской Федерации, предусматривающих  списание денежных средств со  счета страхователя во вторую очередь (в настоящее время списание производится в четвертую очередь), поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются основным источником материального обеспечения граждан при достижении ими пенсионного возраста и по своей социальной значимости должны быть приравнены к средствам по оплате труда;

- о закреплении в  Федеральном законе от 15 декабря  2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации" и Федеральном законе  от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ответственности государства по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами в случае объявления страхователя банкротом и в случае недостаточности средств у страхователя для погашения недоимки в бюджет Пенсионного Фонда России;

- о законодательном  устранении расщепления функций  администрирования страховых взносов  и возложении в полном объеме  функций администратора указанных  взносов на ФНС России либо  на страховщика – Пенсионный фонд России [58].

Таким образом, наиболее преимущественным способом укрепления доходной базы пенсионных фондов в  условиях пенсионной реформы в Российской Федерации является изменение налогооблагаемой базы ЕСН, что позволит максимально  упростить механизм расчета размера государственной пенсии работника. В целях укрепления доходной базы в части совершенствования тарифной политики необходимо также ввести единую ставку тарифа страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, для всех категорий страхователей.

 

3.3. Совершенствование государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

 

Вступление в силу Федеральных законов №166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации", №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обусловленное ими изменение системы пенсионного обеспечения вызвало серьезную критику со стороны многих ученых-правоведов. Так, М.Л. Захаров, В.Б. Савостьянова и Э.Г. Тучкова указывают, что действующая пенсионная система «…по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на кого опирается власть» [33,с.44].

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ