Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Пенсионный фонд, в  качестве страховщика, осуществляет следующие  функции:

- регистрацию страхователей;

- индивидуальный (персонифицированный)  учет;

- сбор страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование;

- деятельность по инвестированию  пенсионных накоплений;

- назначение, расчет, перерасчет и  выплату трудовых пенсий.

Государство несет перед  застрахованными лицами субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений [66,с.75].

С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному  страхованию могут выполнять негосударственные пенсионные фонды в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый Пенсионным фондом Российской Федерации [32,с.109].

Более 12700 жителей ярославского района сегодня получают негосударственную пенсию. На территории района работает один негосударственный пенсионный фонд, который имеет лицензию на осуществление обязательного пенсионного страхования. Страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми заключены трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном размере [65,с.26].

Застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся  граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется [7,с.87].

Основанием для возникновения  правоотношений по обязательному пенсионному страхованию является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому страховому случаю Федеральный закон №167-ФЗ устанавливает виды обязательного страхового обеспечения, из которых первые три – страховая и накопительная часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» [64,с.75].

В целях финансового обеспечения  страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует  бюджет денежных средств.

К составлению бюджета Пенсионного  фонда России предъявляются следующие  требования:

- бюджет должен составляться  страховщиком на финансовый год  с учетом обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета,  то есть объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- при формировании бюджета на  очередной финансовый год устанавливается  норматив оборотных денежных  средств, не включаемых в состав  временно свободных средств резерва  бюджета Пенсионного фонда России.

Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из бюджетов его территориальных органов. Он формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных законодательством РФ [15,с.36].

Принципиальным нововведением  в системе пенсионного обеспечения является также установление особого механизма обязательного пенсионного страхования самозанятой части населения страны. Для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов введена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, размер которого в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа составляет 150 рублей. Граждане РФ, работающие за границей, вправе добровольно осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за себя. Физические лица вправе осуществлять уплату страховых взносов в Пенсионный фонд за другое физическое лицо, за которое не осуществляется их уплата страхователем [29,с.87].

Основы новой структуры пенсионной системы, обеспечивающей информационную базу данных для мотивации всех застрахованных лиц к уплате страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ, предусмотрены  Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицировано) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Этот закон установил правовую основу, принципы организации и порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных гражданах.

В соответствии с Федеральным  законом №27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение  учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством  РФ. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда РФ, содержащий предусмотренные законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда РФ.

Федеральным законом №27-ФЗ определены следующие цели индивидуального (персонифицированного) учета: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с  результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам [41].

В процессе трудовой деятельности информация о стаже, заработке и  страховых взносах ежегодно уточняется и дополняется посредством взаимодействия органов Пенсионного фонда Российской Федерации со страхователями и лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой.

По состоянию на 1 января 2013 года общая численность плательщиков страховых взносов, состоящих на учете в органах Пенсионного фонда по ярославскому району, составила 27107 страхователей. По сравнению с началом 2012 года их численность выросла на 9929 страхователей или 3,9%.

По состоянию на 1 января 2013 года привлечены к ответственности за нарушение статьи 11 Федерального закона №27- ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» 8202 страхователей или 2,2% от общего количества страхователей состоящих на учете. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за каждое застрахованное лицо составляет 14%. Страховой взнос в 8% - для лиц 1967 года рождения и моложе формирует страховую часть трудовой пенсии, 6% формирует накопительный персонифицированный резерв, и может направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию данного застрахованного лица. Точно так же, как и для ставок единого социального налога, для тарифов страховых взносов установлена регрессивная шкала [20,с.55].

Одна из проблем в сфере обязательно  пенсионного страхования - шкала регрессии. В 2010–2012 годах шкала регрессии не пересматривалась. С 1 января 2011 года введена новая шкала регрессии. В то время средняя зарплата по России в 2012 году была около 10 тыс. рублей, сегодня средняя зарплата уже 14 тысяч. А для тех, кто получает за 280 тысяч, уже стала значительно больше, но они уплачивают все так же, по старой шкале регрессии.

За период с 2010 по 2012 года общая численность застрахованных лиц, имеющих накопительную часть трудовой пенсии по ярославскому району, выросла на 5,8 тысяч человек или на 1,6% и составила по состоянию на 1 января 2013 года 2507,7 тысяч застрахованных лиц. При этом общее количество заявлений по инвестированию средств пенсионных накоплений за 4 года (2009-2012 годы) составляет почти 17 тысяч заявлений или 24% от застрахованных лиц имеющих накопительную часть пенсии. Средний показатель по Российской Федерации за тот же период - 5%.

Пенсионный фонд также  осуществляет деятельность по назначению, расчету, перерасчету и выплате  трудовых пенсий.

Так, за 2012 год территориальными органами Отделения Пенсионного фонда по ярославскому району было зарегистрировано 12120 обращений за назначением пенсий, что на 22,4% больше аналогичного показателя 2011года.

 

За назначением:

- трудовой пенсии обратилось 66720 граждан,

- пенсий по государственному  обеспечению 6400 граждан.

За отчетный период назначено 74202 пенсий – 95,6% от общего количества обратившихся за назначением пенсий. По сравнению с данными за 2006 год этот показатель вырос на 0,84% [68].Обязательное пенсионное страхование предусматривает выплату трудовых пенсий и социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Выплату пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации может  обеспечить лишь при наличии достаточной  доходной базы. Проанализируем доходы и расходы Пенсионного фонда  РФ за 2005-2007 годы.

Анализ структуры доходов бюджета  Пенсионного фонда России показал, что наибольший удельный вес в налоговых доходах занимают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (Таблица 2.1.1). По сравнению с 2009 годом удельный вес страховых взносов снизился в 2012 году с 54,4% до 46,8%. Снижение доли страховых взносов в Пенсионный фонд произошло по причине увеличения поступлений средств из Федерального бюджета. Приоритетную роль в них играют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии. Размер их в общем объеме страховых взносов за 2012 год составил более 757 млрд. рублей [73].

                                                                                                    Таблица 2.1.1

Структура доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2010-2012 годах

Наименование дохода

2010

2011

2012

млн. руб.

 уд. вес,%

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес,

%

Всего доходов, в том  числе

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:

- на выплату страховой части трудовой пенсии

- на выплату накопительной  части трудовой пенсии

Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в ПФР

Средства единого социального  налога, поступающие из федерального бюджета

Доходы, полученные от размещения временно свободных средств ПФР

Субвенции федерального бюджета, передаваемые ПФР

Прочие поступления  в ПФР

1229783

 

 

 

668442

 

583669

 

84773

 

 

13031

 

345982

 

10780

191548

100

 

 

 

54,4

 

47,5

 

7

 

 

1

 

28,1

 

0,88

15,6

1566399

 

 

 

720619

 

621070

 

99549

 

 

5781

 

485994

 

6611

347294

100

 

 

 

46

 

40

 

6

 

 

0,37

 

31

 

0,43

22,2

1860112

 

 

869780

 

757600

 

112180

 

 

496

 

597444

 

7527

384795

100

 

 

 

46,8

 

41

 

6

 

 

0,03

 

32,12

 

0,41

20,7

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ