Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)



 

В структуре доходов  ПФР значительный удельный вес занимают средства единого социального налога (ЕСН), поступающие из федерального бюджета. По сравнению с 2010 годом удельный вес ЕСН в 2012 году вырос с 28,1% до 32,12%.

Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в  финансировании пенсионной системы  свидетельствует об усиливающейся  тенденции ее отхода от страховых принципов. В целях решения данной проблемы Дроздов Антон Викторович, глава Пенсионного фонда Российской Федерации , предлагает собираемый сейчас в федеральный бюджет ЕСН по ставке 6% от фонда оплаты труда отменить. Размер отчисляемых в Фонд пенсионных страховых взносов, соответственно, должен быть увеличен с 14 до 20%. Базовую же часть пенсии, на которую сейчас расходуется ЕСН, по мнению Антона Викторовича, следует признать пособием и финансировать из общих расходов бюджета. Другими словами, Пенсионный фонд предлагает передать ему поступления от ЕСН (368 млрд. рублей в 20012 году), которые сейчас достаются федеральному бюджету [71].

В таблице Таблица 2.1.2 показана динамика доходов бюджета Пенсионного фонда России в 2010-2012 годах, по которой видно, что рост доходов за 2011 год по сравнению с предыдущим составил 128%, а на 2012 год увеличение составило 151,3%

Таблица 2.1.2

Динамика доходов бюджета  Пенсионного фонда России в 2010-2012 годах

Наименование дохода

2010

2011

2012

млн. руб.

млн. руб.

измен.,%

млн. руб.

измен.,%

Всего доходов, в том  числе

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в ПФР:

- на выплату страховой  части трудовой пенсии

- на выплату накопительной  части трудовой пенсии

Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в ПФР

Средства единого социального  налога, поступающие из федерального бюджета

Доходы, полученные от размещения временно свободных средств ПФР

Субвенции федерального бюджета, передаваемые ПФР

Прочие поступления в ПФР

1229783

 

668442

 

 

583669

 

84773

 

13031

 

345982

 

10780

 

191548

-

1566399

 

720619

 

 

621070

 

99549

 

5781

 

485994

 

6611

 

347294

100

127,4

 

108

 

 

106,4

 

117,4

 

44,37

 

140,5

 

61,3

 

181,3

-

1860112

 

869780

 

 

757600

 

112180

 

496

 

597444

 

7527

 

384795

70

151,3

 

130

 

 

130

 

132

 

4

 

173

 

70

 

201

-


 

Анализ структуры расходов бюджета Пенсионного фонда России показывает, что наибольший удельный вес занимают расходы по обязательному  пенсионному страхованию – более 90 % (Таблица 2.1.3). Среди них преобладают  расходы на выплату страховой и базовой частей трудовой пенсии. Удельный вес расходов направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии составил в 2010 году – 51,9% , а на 2007 год составил 53%.

 

Таблица 2.1.3

Структура расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2010-2012 годах

Наименование расхода

2005

2006

2007

млн. руб.

 уд. вес

%

млн. руб.

уд. вес

%

млн. руб.

уд. вес

%

Всего, в том числе

Расходы ПФР по обязательному пенсионному  страхованию, из них:

-выплата базовой части трудовой  пенсии

-выплата страховой части трудовой пенсии

-выплата пенсий гражданам, выехавшим  на постоянное жительство за  пределы РФ

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Административно-управленческие и  прочие расходы

1176

 

192

1060700

450

 

238

 

609 899

563

75 065

100

 

90,2

38,3

51,9

 

0,05

 

6,4

3,4

1294836

1166753

485 543

680 274

936

87 804

100

 

90

37,5

52,5

 

0,08

 

6,8

3

1500560

 

1356954

559 343

796 445

 

1166

 

99 848

43 892

100

 

90,4

37,3

53

 

0,08

 

6,7

3




 

Динамика расходов бюджета  ПФР отражает стремительную тенденцию к росту его показателей. Так, если расходы в 2010 году составляли 1176192 млн. рублей, то в 2011 году их объем увеличился на 110% (1294836 млн. рублей), а расходы в 2012 году составили 1500560 млн. рублей или 128% к 2010 году (Таблица 2.1.4).

С 2010 года наблюдается нарушение текущей сбалансированности бюджета Фонда по выплатам на базовую и страховую часть трудовой пенсии, когда базовая ставка ЕСН была снижена с 14 до 6% в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

 

 

Таблица 2.1.4

 Динамика расходов бюджета Пенсионного Фонда России в 2010-2012 годах

Наименование расхода

2010

2011

2012

млн. руб.

млн. руб.

измен.,

%

млн. руб.

измен.,

%

Всего, в том числе

Расходы ПФР по обязательному пенсионному  страхованию, из них:

-выплата базовой части трудовой пенсии

-выплата страховой части трудовой  пенсии

-выплата пенсий гражданам, выехавшим  на постоянное жительство за  пределы РФ

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Административно-управленческие и  прочие расходы

1176192

 

1060700

450 238

609 899

 

563

 

75 065

40 427

1294836

 

1166753

485 543

680 274

 

936

 

87 804

39 343

110

 

110

108

111

 

166

 

117

97

1500560

 

1356954

559 343

796 445

 

1166

 

99 848

43 892

128

 

128

124

131

 

207

 

133

109




 

Проблема выплаты досрочных  пенсий является актуальной в настоящее время. Надо решить вопрос, связанный с уменьшением финансовой нагрузки на бюджет Пенсионный фонд в связи с выплатой пенсий гражданам, которые досрочно выходят на пенсию в связи с особыми условиями труда - в нефтегазовой, атомной, металлургической промышленности и некоторых иных отраслях.

Во всем мире работодатели, которые используют особые условия труда на рабочих местах, платят дополнительный платеж. У нас этого нет. Поэтому эти расходы покрываются за счет общих средств Пенсионного фонда, что неправильно в корне. Решение этой проблемы сейчас затягивается, хотя она очень актуальна, и ее нужно срочно решать. У нас порядка 500 тысяч человек ежегодно выходят на досрочную пенсию, а всего пенсионеров, получающих досрочную пенсию, около 10 миллионов человек из общего числа пенсионеров в России - 38,5 миллиона. Это большая нагрузка на бюджет Фонда.

Аналогичные тенденции  в финансовой обеспеченности обязательного  пенсионного страхования прослеживается и по данным Отделения Пенсионного  фонда России по ярославскому району. На рисунке 2.1.1 представлена структура доходов его бюджета, в 2013 году, которая показывает, что доходы на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии составляет 46,8 %. Наибольшую часть доходов составляют средства федерального бюджета – 53% от всех доходов.

 

 

Рис. 2.1.1. Структура доходной части бюджета Отделения Пенсионного  фонда Российской Федерации по ярославскому району в 2013 году

 

 

 

 

 

Структура расходной  части бюджета Отделения Пенсионного  фонда России по ярославскому району показана на рисунке 2.1.2.

 

Рис. 2.1.2. Структура расходной  части бюджета Отделения Пенсионного  фонда Российской Федерации по ярославскому району в 2013 году

 

Расходы на выплату страховой  части трудовой пенсии в 2008 году составят 20939,4 млн. рублей (45,18%); на выплату базовой части трудовой пенсии – 16457,7 млн. рублей (35,51%).

Из рисунка 2.1.3 видно, что обеспеченность собственными средствами на выплату пенсий по Отделению Пенсионного  фонда России по Республике Татарстан составила в 2013 году 75 % (в 2007 году – 67%), на выплату базовой части – 53% (в 2011 году – 51,9%). Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составила 91% (в 2007 году-91,7%) страховых взносов.

Начиная с 2010 года прослеживается динамика в сторону уменьшения обеспеченности собственными средствами по выплате пенсий. Так, до 2012 года по выплате страховой части трудовой пенсии был профицит, но, начиная с 2012 года, наблюдается дефицит в размере 9%. Дефицит по выплате базовой части трудовой пенсии в среднем держится на прежнем уровне и составляет 47%.

 

2.2 Организация  государственного пенсионного обеспечения  Пенсионным фондом России

 

Пенсионное обеспечение  является базовой и одной из самых  важных социальных гарантий стабильного  развития общества, поскольку затрагивает не непосредственно интересы нетрудоспособного населения любой страны, а косвенно все население.

Государственное пенсионное обеспечение регулируется Федеральным  законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, которым устанавливаются основания для возникновения права на получение и порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячных государственных денежных выплат, предоставляемых гражданам для компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с наступлением определенных обстоятельств, независимо от наличия или отсутствия права на трудовую пенсию [63,с.87].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная  государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют  следующие виды: пенсия за выслугу  лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия [24,с.78].

Право на пенсию за выслугу  лет имеют федеральные государственные  служащие и военнослужащие. Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. По нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Пенсия по старости в рамках Закона о государственном пенсионном обеспечении назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам. Согласно Закону о трудовых пенсиях социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. По смыслу этой нормы обязательным условием назначения социальной пенсии является невозможность назначения какой-либо трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). В случае смерти военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсия по случаю потери кормильца предоставляется членам их семей.

Вместе с тем в  рамках государственного пенсионного  обеспечения как организационно-правовой формы реализации конституционного права пенсии предоставляются и лицам, находящимся за пределами его действия. В частности, судьи, ушедшие в отставку по достижении возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, получают ежемесячное пожизненное содержание. По своей экономической сути и целевому назначению ежемесячное пожизненное содержание судей аналогично пенсии, а источником его выплаты служат средства федерального бюджета [58,с.47].

Установлены следующие  размеры пенсий федеральным служащим за выслугу лет при наличии  стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного  заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ