Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Источниками средств  Пенсионного фонда РФ являются: [8]

1) страховые взносы  работодателей;

2) страховые взносы  граждан;

3) ассигнования из  федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также на выплату социальных пенсий;

4) средства, взыскиваемые  в результате предъявления регрессивных требований;

5) добровольные взносы;

6) доходы от капитализации  средств фонда;

7) прочие поступления.

Бюджет Пенсионного, фонда  РФ образуется в основном из страховых  взносов субъектов пенсионного  страхования, к которым относятся:

    • предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, в том числе представительства иностранных юридических лиц;
    • индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты, детективы);
    • физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой, но использующие труд наемных работников (физических лиц);
    • физические лица – наемные работники, получающие доход от работодателей (взносы уплачивают работодатели).

Освобождены от уплаты взносов  в Пенсионный фонд РФ:

    • общероссийские общественные организации, среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
    • организации, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от общей численности работающих, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%;
    • организации в части выплат в пользу своих работников – инвалидов 1, 2, 3-й групп и получающих пенсии по инвалидности.

Тариф взносов в Пенсионный фонд утверждается федеральным законом.

Облагаемой суммой для  начисления страховых взносов в  Пенсионный фонд являются: вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договорам. В облагаемую сумму включаются также другие выплаты, осуществляемые в пользу работников, - все виды материальной помощи, стоимость ценных подарков и наград, выплаты по случаю юбилея, компенсационные выплаты.

Законодательно утвержден  перечень выплат, на которые взносы в Пенсионный фонд не начисляются. К ним относятся некоторые виды материальной помощи (оказываемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами на основании решений органов власти; оказываемой благотворительными фондами; оказываемой в связи с постигшим работника стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников), а также суммы компенсационных выплат, утвержденных нормативными документами.

Вопросы регистрации, отношений  с территориальными отделениями фондов и уплаты страховых взносов регулируются Инструкцией о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России.

Начисление и перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд производится в следующие сроки.

1) работодателями:

    • организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими хозяйствами по вознаграждениям, выплачиваемым ими за выполнение работ по трудовому законодательству и договорам гражданско-правового характера, - один раз в месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы, - в срок, установленный для выплаты заработной платы;
    • гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, - ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;
    • работодателями, выплачивающими заработную плату из выручки от реализации продукции, полученной наличными деньгами, - один раз в месяц до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы;

2) индивидуальными предпринимателями,  лицами, занимающимися частной практикой, - в сроки, определенные для уплаты налога на доходы физических лиц или для выплаты стоимости патента;

3) крестьянскими (фермерскими)  хозяйствами и общинами народов  Севера с полученных ими за  год доходов - ежегодно в срок  не позднее 1 апреля следующего года.

При нарушении сроков уплаты взносов невнесенная сумма  считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1 % за каждый день просрочки.

Пенсионный фонд используется на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет, военнослужащим; выплату пособий на детей в возрасте от полутора до шести лет, одиноким матерям, лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС; а также для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

 

Фонд социального  страхования РФ

 

Фонд социального страхования РФ создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Фонд является самостоятельным  государственным финансово-кредитным учреждением. Задачами фонда являются обеспечение гарантированных государством пособий, участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Плательщиками взносов в Фонд социального  страхования являются:

1) предприятия, организации, учреждения  всех форм собственности;

2) индивидуальные предприниматели  и лица, занимающиеся частной  практикой;

3) физические лица, не зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей, но использующие труд наемных работников.

Освобождены от уплаты взносов общественные организации инвалидов и находящиеся  в их собственности предприятия, учреждения, организации, созданные для реализации их уставных целей.

Источниками формирования средств  Фонда социального страхования являются: [8]

    • страховые взносы организаций-работодателей;
    • страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);
    • добровольные взносы физических и юридических лиц;
    • ассигнования из государственного бюджета;
    • доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;
    • прочие доходы.

Индивидуальные предприниматели  и лица, занимающиеся частной практикой и использующие наемный труд, приравниваются к работодателям и уплачивают взносы с начисленной оплаты труда наемного персонала. Для самих же частных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, предусмотрен добровольный порядок регистрации в качестве страхователей с целью уплаты взноса с получаемого дохода.

Облагаемой базой для  начисления взносов являются вознаграждения по трудовым договорам вне зависимости от источника финансирования.

В отличие от порядка  начисления взносов в Пенсионный фонд взносы в Фонд социального страхования не начисляются на:

    • суммы материальной помощи, предоставляемой по личному заявлению работника, не носящей регулярного характера;
    • суммы выплат к юбилейным датам, стоимость ценных подарков, наград;
    • суммы превышения суточных над нормами по командировочным расходам;
    • суммы безвозмездной помощи, предоставляемой сотрудникам.

Установлены следующие  сроки уплаты взносов в Фонд социального страхования:

    • организациями-работодателями – один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы;
    • физическими лицами, использующими труд наемных работников, -   в срок, указанный для расчетов в договоре;
    • индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, - в сроки, определенные для уплаты подоходного налога;
    • крестьянскими хозяйствами и родовыми общинами народов Севера – один раз в год, не позднее 1 апреля следующего года.

Средства Фонда направляются на следующие цели:

1) выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на погребение;

2) санаторно-культурное  лечение и оздоровление работников  и членов их семей, а также  на частичное содержание находящихся  на балансе организации санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества;

3) проведение научно-исследовательских  работ по вопросам социального  страхования.

 

Фонд обязательного  медицинского страхования РФ

 

Фонд обязательного  медицинского страхования образован одновременно с созданием системы медицинского страхования в Российской Федерации.

Медицинское страхование  является разновидностью общего страхования  граждан. Поэтому стороны по договору медицинского страхования являются страхователем и страховщиком, права и обязанности которых связаны со страховыми случаями и страховыми премиями. Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также финансирование профилактических мероприятий.

Фонд обязательного  медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Источниками образования  Фонда обязательного медицинского страхования являются: [10]

    • часть страховых взносов предприятий и организаций;
    • взносы из территориальных фондов на реализацию совместных программ;
    • ассигнования из федерального бюджета;
    • добровольные взносы;
    • доходы от использования временно свободных средств;
    • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
    • финансовые средства, взыскиваемые со страхователей и других лиц в результате предъявляемых к ним требованиям.

Перечень плательщиков, льготные категории плательщиков и  облагаемая база по Фонду обязательного  медицинского страхования совпадает с аналогичными показателями Фонда социального страхования.

Средства Фонда обязательного  медицинского страхования используются для оплаты медицинской помощи, оказываемой гражданам в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на приобретение медицинской техники, санитарного транспорта и медикаментов.

 

Глава 2. Пенсионный фонд РФ

2.1 Деятельность  пенсионных фондов в системе  обязательного пенсионного страхования

 

Идея страхования в  целом основана на принципе распределения  негативных последствий при наступлении  определенного случая для одного из участников страхования между всеми остальными участниками. В этой связи формирование финансовой основы страхования базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001 году обязательные платежи во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Федеральный закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично финансируется выплата трудовых пенсий.

В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана  комбинированная пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование [51,с.147].

Социальное обеспечение  по обязательному пенсионному страхованию  представлено трудовыми пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования [57,с.86].

Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон от 15декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования. [29,с.76]

Основным страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ