Внебюджетные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Именно от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние социально незащищенных слоев населения. Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенный вывод, что тема, выбранная для исследования в дипломной работе, является актуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социально-экономическая сущность и роль внебюджетных фондов....4
Внебюджетные фонды государства…………………………………………......4
Специальные фонды……………………………………………………………...6
Социальные фонды…………………………………………………………….....7
Экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды………….....8
1.1 Государственные внебюджетные фонды в РФ……………………….....9
Особенности внебюджетных фондов РФ…………………………………….....9
Пенсионный фонд РФ…………………………………………………………...10
Фонд социального страхования РФ…………………………………………….13
Фонд обязательного медицинского страхования РФ………………………….15
2. Пенсионный фонд РФ ………………………………………………………17
2.1. Деятельность пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования………………………………………………………………………17
2.2. Организация государственного пенсионного обеспечения Пенсионным фондом России…………………………………………………………………...32
2.3.Дополнительное пенсионное обеспечение пенсионными фондами……...40
3. Совершенствование деятельности пенсионных фондов……………….50
3.1 Обобщение зарубежного опыта организации деятельности пенсионных фондов……………………………………………………………………………50
3.2. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы в РФ……………………………………………………...62
3.3. Реформирование деятельности пенсионных фондов по пенсионному обеспечению в России………………………………………………………...…71
Заключение……………………………………………………………………...77
Литература…………………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 714.00 Кб (Скачать файл)

Действительно, пенсионное обеспечение государственных служащих в нашей стране характеризуется  довольно высоким коэффициентом  замещения предыдущего заработка. В соответствии с Федеральным  законом №58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы в Российской Федерации», названная система включает в себя государственную гражданскую службу, подразделяемую на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, военную службу, правоохранительную службу. Максимальный размер пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, установленный Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», составляет 75% денежного содержания (в сумме с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости). Максимальный размер пенсии за выслугу лет военнослужащих и приравненных к ним в части пенсионного обеспечения категорий граждан составляет 85% сумм денежного довольствия.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению  производится за счет средств федерального бюджета. Соответственно, когда речь идет о праве на пенсию за выслугу  лет государственным служащим субъектов  РФ и муниципальным служащим, источником выступают средства субъектов РФ и средств органов местного самоуправления. Регулирование пенсионного обеспечения указанных категорий чиновников происходит на основании законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления [74].

Если говорить об основных итогах работы по совершенствованию  государственного пенсионного обеспечения за 2012 год, то следует рассмотреть следующие аспекты.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 25 марта 2008 года № 204 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2013 года размера страховой части трудовой пенсии» в целях реализации пункта 7 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 апреля 2013 года размеры страховой части трудовых пенсий повышены на 7,5 %.

Дополнительное  увеличение с 1 апреля 2013 года размера страховой части трудовой пенсии произведено по итогам 2012 года, исходя из роста среднемесячной заработной платы в стране и с учетом индекса роста доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера.

Реализация Постановления  позволила повысить размеры трудовых пенсий более 36 млн. человек [70].

В результате средний  размер трудовой пенсии увеличился на 156 рублей, пенсии по старости - на 167 рублей, при этом для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – на 230 рублей. Средний размер пенсии инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, увеличился соответственно на 187 и на 195 рублей.

Расходы на увеличение с 1 апреля 2013 года размера страховой части трудовых пенсий составили 51,38 млрд. рублей и будут произведены в пределах средств на указанные цели, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следует отметить, что 1 апреля 2008 года вступает также в силу постановление  Правительства Российской Федерации  от 25 марта 2008 года № 205 «Об утверждении  коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц», согласно которому расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, определенный по состоянию на 1 января 2007 года, подлежит индексации в 1,204 раза [72].

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2005 года № 206 утвержден индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2012 год в размере 1,267, который необходим при определении с 1 апреля 2013 года размера ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.  Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 01 марта 2008 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг» гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, с 1 апреля 2008 года ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) устанавливаются в повышенных размерах.

Так, размер ЕДВ инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, устанавливается в размере 1878 руб., что на 147,1 руб. выше ранее установленного размера. Размер ЕДВ, назначаемый инвалидам, имеющим II, I степень ограничения способности к трудовой пенсии, повышается соответственно на 104,64 и на 83,91 руб., и устанавливается в размере 1341 и 1073 рублей соответственно. Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам повышается до 1341 рублей, или на 104,64 рублей выше ранее установленного уровня.   Размер ЕДВ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами, повышается на 210,28 рублей и составит 2683 рубля. Таким образом, с учетом увеличения страховой части трудовой пенсии уровень материального обеспечения указанных категорий лиц с 1 апреля 2008 года повысился в среднем почти на 400 рублей. Расходы на увеличение с 1 апреля 2008 года размеров ежемесячных денежных выплат в федеральном бюджете и бюджете Фонда предусмотрены [73].

В результате индексации были повышены размеры пенсий 38,3 млн. человек.

При разработке перспективного финансового плана Российской Федерации на 2010-2014 годы, предусмотрены меры по увеличению пенсий, предусматривающие доведение к 2014 году среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.

Совершенствование нормативно-правовой базы государственного пенсионного обеспечения является важной частью деятельности по улучшению качества государственного пенсионного обеспечения [72].

 В 2010 году шла работа по подготовке проекта федерального закона «О переводе базовой части трудовой пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения», в котором, в частности, предусматривается перевод базовой части трудовой пенсии в социальную пенсию, право на которую будет предоставлено гражданам, получающим трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В данном законопроекте  предполагается введение понятия минимального размера материального обеспечения  гражданина, получающего указанную социальную пенсию, общая сумма которой не может быть менее прожиточного минимума пенсионера.

При этом если общая сумма  материального обеспечения гражданина не достигнет прожиточного минимума пенсионера, то указанному гражданину будет производиться увеличение соответствующего размера социальной пенсии с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения гражданина с учетом увеличенного размера социальной пенсии достигла прожиточного минимума пенсионера.

Таким образом, в случае принятия законопроекта гражданам из числа пенсионеров доход будет обеспечиваться не ниже прожиточного минимума.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 9 апреля 2012 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Данным законом определено, что дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов не зависимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет имеют право на социальную пенсию, в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

С 1 января 2013 года также вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривающий установление повышенного размера базовой части трудовых пенсий по старости и по инвалидности гражданам, имеющим специальный (северный) стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на дату 1 января 2013 года не менее 15 и 20 лет (соответственно) и на эту же дату имеющим страховой стаж необходимой продолжительности [74].

Таким образом, за 2010-2012 годы наряду с реальным повышением пенсий был обеспечен рост общего уровня материального положения пенсионеров. На сегодняшний день большая часть пенсий по государственному пенсионному обеспечению превышает прожиточный минимум, а нормативно-правовые акты, которые уже приняты или находятся на стадии принятия, будут способствовать их увеличению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I, он был создан для государственного управления финансами пенсионной системы.

Фонд один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем получаемых Пенсионным фондом доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2012 году превысил один триллион рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,3 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального (персонифицированного) учета Фонда зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 42 миллионам застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть и 6 миллионам работающих пенсионеров для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации не имеет прецедентов в истории России.

При этом Пенсионный фонд РФ – одна из немногих вертикально  интегрированных структур в современной  российской власти. Его органы доходят  до уровня районов во всех субъектах  Российской Федерации, сохраняя отношения  субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.

В настоящее время  в нашей стране продолжается процесс  формирования двух основных форм осуществления  права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Эти формы отличаются друг от друга по кругу обеспечиваемых субъектов, источникам финансирования, видам и размерам пенсий, органам управления.

Несмотря на все вышеизложенное, деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации на сегодняшний день нельзя назвать эффективной. Существует ряд проблем, требующих немедленного решения, среди них наиболее актуальными являются следующие.

1. До настоящего времени  не принят федеральный закон, предусмотренный статьей 143 Бюджетного кодекса, который определил бы статус Пенсионного фонда Российской Федерации с учетом современного состояния пенсионной системы и перспектив ее развития. Как следствие, в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан). Например, в 2023 году в составе доходов бюджета Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве расходы на выплату ЕДВ планируются на уровне 11,48%. Также не принят федеральный закон об управлении средствами государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.

2. Выплату пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации может обеспечить лишь при наличии достаточной доходной базы. Проанализируем доходы Пенсионного фонда за 2010-2012 годы.

Страховые взносы в 2010 году в структуре доходов Пенсионного фонда РФ составляли 54,4% от общей суммы доходов, в 2011 году - 46%, в 2012 году -46,8%. При этом, на выплату страховой части трудовой пенсии в общей сумме доходов в 2010 году они составили 47,5%, в 2011 году- 40%, в 2012 году 41%. Снижение доли страховых взносов в Пенсионный фонд в 2010- 2012 годах произошло по причине увеличения поступлений средств из Федерального бюджета. Так в 2010 году эти средства составили 191548 млн.руб. или 16% от общего объема доходов, в 2006 – 347294 млн.руб. или 22%, а в 2007 году –384795млн.руб. или 21 %.

Наиболее значительную часть в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2012 год составляют трудовые пенсии- 90%, из них на выплату базовой части – 37 %, страховой части – 53 %. По Отделению Пенсионного фонда РФ по городу Москве в структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 год трудовые пенсии планируются на уровне 80%. Наибольшую долю в общем объеме расходов бюджета Отделения составят расходы на выплату страховой части трудовой пенсии – 45,2% от общего объема расходов, а также расходы на выплату базовой части трудовой пенсии – 35,5% от общего объема расходов. Обеспеченность собственными средствами Отделения Пенсионного фонда РФ по Москве на выплату пенсий составила 75% (в 2011 году – 67 %), на выплату базовой части – 53% (в 2011 году – 52%). Такая низкая обеспеченность объясняется снижением ставки единого социального налога с 1 января 2010года с 14 до 6 %, зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в Пенсионный фонд для выплаты базовой части трудовой пенсии.

Обеспеченность собственными средствами на выплату страховой части трудовой пенсии составила 91% (в 2010 году- 91%). Таким образом, органы Пенсионного фонда России по городу Москве полностью обеспечили выплату страховой части трудовой пенсии за счет собранных сумм страховых взносов.

В последние годы бюджет Фонда формируется в значительной степени за счет ассигнований федерального бюджета (в 2012 году - 32%). Снижение с 1 января 2010 года ставки единого социального налога (ЕСН) с 14 до 6 %, зачисляемого в федеральный бюджет и перечисляемого в Пенсионный фонд, отразилось на уровне обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий за счет поступления указанного налога. Планируемые поступления ЕСН в 2013 году не обеспечат в полном объеме финансирование расходов на выплату базовой части трудовой пенсии, в связи с чем потребуется дополнительное привлечение средств федерального бюджета в сумме 191007,7,4 млн. рублей.

Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в  финансировании пенсионной системы  свидетельствует об усиливающейся  тенденции ее отхода от страховых принципов.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ