Экономический механизм проектного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ организации проектного финансирования и разработка рекомендаций по снижению финансирования проектных рисков. Объект исследования – проектное финансирование. Предметом исследования является механизм финансирования проекта. Задачами курсовой работы являются: - изучение источников и методов финансирования проектов; - рассмотрение правовых основ проектного финансирования; - оценка коммерческой и экономической эффективностей проекта; - разработка методов снижения рисков проектного финансирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ…………………………………………...7
1.1 Источники и методы финансирования проектов………………………...…7
1.2 Особые формы проектного финансирования…………………………….......13
1.3 Правовые основы проектного финансирования…………………………..17
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА……………………………………………….21
2.1 Оценка коммерческой привлекательности проекта……………………....21
2.2 Определение экономической эффективности проекта…………………...26
2.3 Бюджетная эффективность и социальные последствия реализации проекта……………………………………………………………………………..33
3 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ………...39
3.1 Качественный анализ рисков финансирования проектов…………………..39
3.2 Количественный анализ рисков финансирования проектов……………….41
3.3 Методы снижения рисков проектного финансирования…………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....53
Список использованных источников…………………………………….………57

Файлы: 1 файл

123.docx

— 188.68 Кб (Скачать файл)
    1. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Если одним из участников инвестиционного  проекта является бюджет, то необходимо также рассчитывать бюджетную эффективность проекта.

Показатели бюджетной эффективности  отражают влияние результатов осуществления  проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект для i-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета  над расходами в связи с осуществлением данного проекта:

      Бi = Дi - Рi                        ,

где: Бi – бюджетный эффект;

 Дi  – доходы бюджета проекта;

Рi – расходы бюджета проекта   

На основе показателей годовых  бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности

Рисунок 8 – Дополнительные показатели бюджетной эффективности

По проектам, предусматривающим  бюджетное покрытие расходов в иностранных  валютах и/или валютные поступления  в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранных валютах, пересчитываемых в валюту РФ по установленным курсам.

Социальные результаты в большинстве  случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения его экономической эффективности. При определении коммерческой и бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются.

Оценка социальных результатов  проекта предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

Основными видами социальных результатов  проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:

♦ изменение количества рабочих  мест в регионе;

♦ улучшение жилищных и культурно-бытовых  условий работников;

♦ изменение структуры производственного  персонала;

♦ изменение надежности снабжения  населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией — для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием — для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т. д.);

♦ изменение степени здоровья работников и населения;

♦ увеличение свободного времени  населения.

В стоимостной оценке социальных результатов  учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными последствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются.

Влияние реализации проекта на изменение  условий труда работников оценивается  в баллах по отдельным санитарно-гигиеническим  и психофизиологическим элементам  условий труда. Для оценки удовлетворенности  работников условиями труда могут  использоваться также данные социологических  опросов. В случае если реализация проекта  приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях — потребителях производимой техники или продукции повышенного качества), влияние этих изменений учитывается в составе косвенного финансового эффекта по этим предприятиям.

Реализация проекта может быть сопряжена с необходимостью улучшения жилищных и культурно-бытовых условий работников, например, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, строительства некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т. п. Затраты по сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке.

Доходы от этих объектов (часть  стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т. п.) входят в состав результатов проекта. Помимо этого, в расчетах экономической эффективности принимается во внимание и самостоятельный социальный итог подобных мероприятий, получаемый в результате увеличения рыночной стоимости существующего в соответствующем районе жилья, обусловленное вводом в действие дополнительных объектов культурно-бытового назначения.

Изменение структуры производственного  персонала определяется по регионам — участникам проекта, а по особо крупным проектам — по народному хозяйству в целом.

В этих целях используют показатели изменения численности:

♦ работников (в том числе женщин), занятых тяжелым физическим трудом;

♦ работников (в том числе женщин), занятых во вредных условиях производства;

♦ занятых на работах, требующих  высшего или среднего специального образования;

♦ работников по разрядам единой разрядной  сетки. Кроме того, учитывают и  численность работников, подлежащих обучению, переобучению, повышению квалификации.

Обусловленное реализацией проекта  повышение или снижение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов определенными товарами рассматривается соответственно как положительный или отрицательный социальный результат. Стоимостное измерение этого результата производится с использованием действующих в регионе цен на соответствующие товары (без учета государственных и местных дотаций и льгот всем или отдельным категориям потребителей).

Социальный результат, проявляющийся  в обусловленном реализацией  проекта изменении заболеваемости трудящихся, включает предотвращенные (со знаком «минус» — дополнительные) потери чистой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение затрат в сфере здравоохранения.

Социальный результат, проявляющийся  в изменении показателя смертности населения, связанной с реализацией проекта, выражается изменением численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на один отработанный человеко-год) на коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни, устанавливаемый для экономической оценки эффективности мероприятий. (В настоящее время в Российской Федерации отсутствует утвержденный на федеральном уровне коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни.)

Реализация проектов, направленных на улучшение организации дорожного движения, повышение безопасности транспортных средств, снижение аварийности производства и т. п., ведет к снижению количества тяжелых ранений людей, приводящих к инвалидности. Для стоимостной оценки соответствующего социального результата используется норматив в размере 60 % народнохозяйственной ценности человеческой жизни.

Экономия свободного времени работников предприятий и населения (в человеко-часах) определяется, прежде всего, по проектам, предусматривающим:

♦ повышение надежности энергоснабжения  населенных пунктов;

♦ выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в  домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);

♦ производство новых видов и  марок транспортных средств;

♦ строительство новых автомобильных  или железных дорог;

♦ изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;

♦ совершенствование размещения торговой сети;

♦ улучшение торгового обслуживания покупателей;

♦ развитие телефонной и телефаксной  связи, электронной почты и других видов связи;

♦ улучшение информационного обслуживания граждан (например, информация о размещении тех или иных объектов, о наличии  билетов в кассах, о наличии  товаров в магазинах).

При стоимостной оценке данного  вида результатов рекомендуется использовать норматив оценки одного человеко-часа экономии в размере 50 % среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспособного населения, затрагиваемого реализацией проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ

3.1 КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ

Анализ  рисков — деятельность по выявлению факторов, способствующих возникновению рисков и оценке их значимости.

Анализ  проектных рисков можно подразделить на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный (описание всех предполагаемых рисков проекта, стоимостная оценка их последствий и мер по снижению) и количественный (непосредственные расчеты изменений эффективности проекта в связи с возникновением рисковых событий).

Качественная  оценка рисков — процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования.

Процесс проведения качественного анализа проектных рисков должен включать описательный, «инвентаризационный» аспект определения тех или иных конкретных видов риска данного проекта, выявления возможных причин их возникновения, анализа предполагаемых последствий их реализации и предложения по минимизации выявленных рисков. Специфической особенностью качественного анализа проектных рисков является определение стоимостного эквивалента гипотетических последствий возможной реализации отмеченных рисков. Поэтому качественный анализ является базой для проведения количественного анализа.

Качественный анализ может быть сравнительно простым, его главная задача — определить факторы риска, этапы и работы, при выполнении которых риск возникает.

Показатели предельного  уровня характеризуют степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий его реализации. Предельным значением параметра для (-го года является такое значение, при котором чистая прибыль от проекта равна нулю. Основным показателем этой группы является точка безубыточности (ТБ) — уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.

Для подтверждения устойчивости проекта  необходимо, чтобы значение точки  безубыточности было меньше номинальных значений производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект. Проект обычно признается устойчивым, если значение точки безубыточности не превышает 75 % от номинального объема производства.

Точка безубыточности определяется по формуле:

                                          

где: Зс — постоянные затраты, размер которых напрямую не связан с объемом производства продукции (руб.);

Ц — цена за единицу продукции (руб.);

Зv — переменные затраты (руб./ед.).

Уровень резерва прибыльности (РП) как доли от планируемого объема продаж (ОП) определяется по формуле:

                                          

где: РП – уровень  резерва прибыльности;

ТБ – объем  продаж в точке безубыточности;

ОП – планируемый  объем продаж

Показатель точки безубыточности позволяет определить:

♦ требуемый объем продаж, обеспечивающий получение прибыли;

♦ зависимость прибыли предприятия  от изменения цены;

♦ значение каждого продукта в  доле покрытия общих затрат.

Расчет точки безубыточности усложняется  при оценке проекта, результатом которого является выпуск нескольких видов продукции.

Показатель точки безубыточности следует использовать при:

* введении в производство нового продукта,

* модернизации производственных  мощностей,

* создании нового предприятия,

* изменении производственной или административной деятельности предприятия.

Кроме того, на этом этапе определяются граничные значения (минимум и максимум) возможного изменения всех факторов (переменных) проекта, проверяемых на риски.

Информация о работе Экономический механизм проектного финансирования