Экономический механизм проектного финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретико-методологических основ организации проектного финансирования и разработка рекомендаций по снижению финансирования проектных рисков. Объект исследования – проектное финансирование. Предметом исследования является механизм финансирования проекта. Задачами курсовой работы являются: - изучение источников и методов финансирования проектов; - рассмотрение правовых основ проектного финансирования; - оценка коммерческой и экономической эффективностей проекта; - разработка методов снижения рисков проектного финансирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ…………………………………………...7
1.1 Источники и методы финансирования проектов………………………...…7
1.2 Особые формы проектного финансирования…………………………….......13
1.3 Правовые основы проектного финансирования…………………………..17
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА……………………………………………….21
2.1 Оценка коммерческой привлекательности проекта……………………....21
2.2 Определение экономической эффективности проекта…………………...26
2.3 Бюджетная эффективность и социальные последствия реализации проекта……………………………………………………………………………..33
3 УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ………...39
3.1 Качественный анализ рисков финансирования проектов…………………..39
3.2 Количественный анализ рисков финансирования проектов……………….41
3.3 Методы снижения рисков проектного финансирования…………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....53
Список использованных источников…………………………………….………57

Файлы: 1 файл

123.docx

— 188.68 Кб (Скачать файл)

Цель  продавца - реализовать товар, получить от банка после учета векселей сумму, равную согласованной с инвестором (покупателем) цене товара, и избежать финансового риска. Для достижения этой цели у продавца имеются два пути: повышение договорной цепы на проданный товар и увеличение платы за кредит (увеличение процентной ставки).

Цель  покупателя - приобрести товар с минимальными издержками. Покупатель, участвуя в форфейтинговой операции, получает возможность для кредитного финансирования своего венчурного проекта.

Цель  банка - получение дисконтного дохода от учета векселей. Эффективность этой операции определяется размером учетной ставки и количеством векселей.

    1.  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

О текущей  ситуации в законодательстве можно  сказать следующее:

  • отсутствие общегражданского законодательства, регулирующего проектное финансирование;
  • имеется лишь фрагментарное законодательство об элементах проектного финансирования:

- долевое  участие в жилищном строительстве

- инфраструктурные  проекты;

  • инвестиционные банки фактически находятся вне закона по прямому финансированию проектов;
  • нормативные акты Банка России устанавливают такие требования к качеству кредитов, которые являются запретительными для проектного финансирования;
  • большинство крупных сделок проектного финансирования заключаются в иностранных юрисдикциях.

Действующее законодательство, правовые и нормативные  акты должны в полной мере учитывать  закономерности развития отечественной  экономики и происходящие в ней  рыночные процессы. Основные правила  финансирования проектов регулируются Конституцией Российской Федерации, постановлениями Совета Министров РФ, Федеральными законами, существующими подзаконными актами, инструкциями, правилами, положениями и приказами.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей ее территории. Законы и иные правовые акты, принимаемые  органами государственной власти, не должны противоречить Конституции  Российской Федерации. Принятые законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.

В современных  условиях регулирование проектного финансирования осуществляется на основе кодексов (Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ), федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

 

 




 

 

 

Рисунок 5— Система нормативно-правовой базы проектного финансирования

ПП – постановления Правительства.

 В  Гражданском кодексе РФ регулируются основные права и ответственность физических и юридических лиц в сфере производственной и предпринимательской деятельности. Все граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

В Трудовом кодексе Российской Федерации изложены основные начала нового трудового законодательства, целью которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных  условий труда, защита прав и интересов  работников и работодателей, а также  правовое регулирование трудовых отношений  при управлении проектами на предприятии.

В Налоговом  кодексе Российской Федерации раскрывается сущность и содержание действующих  в условиях рынка налоговых отношений, являющихся основным регулятором денежных потоков между производителями  и потребителями, между государством и предприятиями, между работодателями и персоналом. Новая система налогов  должна способствовать созданию всем производителям и работникам таких  экономических условий, чтобы любое  предприятие имело возможность  осуществлять производственную и управленческую деятельность.

Примерами законов, принимаемых органами государственной власти в области  проектного финансирования, будут:

  1. Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ (ред. от 31.05.2010) "О Российской корпорации нанотехнологий";
  2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
  3. Постановление Правительства РФ от 11.08.1995 N 806 (ред. от 30.08.2001) "О частичном изменении Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 1995 г. N 545 "О Федеральном центре проектного финансирования";
  4. Постановление Правительства РФ от 02.06.1995 N 545 (ред. от 11.08.1995) "О Федеральном центре проектного финансирования";
  5. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 N 467 "О проведении конкурсов на размещение средств государственной поддержки угольной промышленности для финансирования инвестиционных проектов".

Таким образом, изучив теоретические  основы управления проектом можно выделить несколько важных аспектов:

1. Финансирование проектов — один из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических условиях России.

2. Лизинг - взаимовыгодная форма аренды. Арендодатель получает доход с неиспользуемого оборудования, а арендатор может начать свое дело или расширить производство со значительно меньшими вложениями.

3.Проектное  финансирование осуществляется  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, постановлениями  Правительства РФ, Федеральными  законами, существующими подзаконными  актами, положениями и приказами.

  1. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЕВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

    1.  ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Чтобы не тратить силы и время на поиск  инвестиций для коммерчески бесперспективных разработок и не потерять шанс осуществить  хороший, но не подготовленный для представления  инвестору проект, необходимо провести его предварительную оценку.

Для определения того, что не хватает в проекте можно заполнить предложенную ниже таблицу. Она не претендует на полноту (например, значимость отдельных пунктов в ней в действительности неодинакова), но позволит оценить коммерческие перспективы разработки.

Таблица 1 - Оценка реализуемости и привлекательности бизнес - идеи для потенциальных партнеров и инвесторов1.

Критерии оценки

Слабая – 0 баллов

Средняя – 3 балла

Высокая – 5 баллов

1. Информация о потенциальном инвесторе

Отсутствует

Есть начальные сведения

Знаю, к кому обратиться

2. Репутация вашей организации

Слабая (или новая организация)

Средняя

Очень высокая

3. Наличие опыта реализации подобных  проектов

Нет

Небольшой

Есть несколько реализованных  проектов

4. Наличие патента, лицензии, сертификата

Нет

В процессе

Есть

 

5. Наличие ноу-хау

Нет

Есть, но легко воспроизводимо

Воспроизвести труднее, чем купить лицензию у вас

6. Рынок аналогичной продукции  существует

Менее 3-х лет

Не менее 3-х лет

Потребность покрывается за счет импорта

7.Коммерческие преимущества перед  аналогами

Неизвестно

Умеренные

Подавляющие

8. Поддержка и льготы органов  власти

Нет или не знаю

Возможна

Имеется

9. Срок окупаемости проекта

Более 2-х лет

1,5-2 года

До 1 года

10. Наличие этапов последующего  развития

Нет

Один

2 и более

11. Наличие собственных средств

Менее 20%

До 51%

Более 51%

12. Наличие команды и ведущих  специалистов

Менее 50%

50% и более

75-100%

13. Наличие земли и помещений

Менее 50%

50% и более

75-100 %

14. Наличие основного оборудования

Менее 33%

33% и более

66-100%

Всего баллов

     

 

Таким образом, с помощью представленных выше данных можно определить эффективность  будущего бизнес-плана:

Итоговые оценки

Рекомендации 

Сумма баллов

Количество оценок «0» 

 

менее 25

более 6

Идея требует серьезной доработки 

26-35

5-6

Необходимы уточнения 

36-45

3-4

Пора начинать разрабатывать бизнес-план

46-55

1-2

Имеются явные шансы на успех 

56 и более 

0

Очень высокие шансы на успех 


 

Большое число нулевых оценок должно навести на серьезные размышления  о том, достаточно ли проработана и перспективна бизнес-идея. Если вы поставили себе более 50 баллов и не более двух нулевых оценок, есть основания считать, что у проекта есть все предпосылки для успешной реализации. Разумеется, при начальной оценке проекта на все вопросы вы ответить не сможете, а если сможете (в том числе рассчитать сроки окупаемости проекта), вам пора подумать о карьере в инвестиционной компании.

Это только первичный анализ, и  определить реальную коммерческую ценность и конкурентоспособность вашей  разработки с его помощью сложно, но такая предварительная оценка коммерциализуемости проекта и вашей готовности к встрече с инвестором может стать основой для его дальнейшей работы по продвижению проекта. Если результат предварительной оценки окажется обнадеживающим, то в дальнейшем, нарабатывая материал по каждому пункту, вы сможете написать полноценный бизнес-план.

У каждой инвестиционной компании разработаны  свои критерии оценки проектов и формы  составления бизнес-плана, но все  они базируются на общих принципах. При составлении коммерческого  предложения вам необходимо будет  ответить на множество вопросов –  например, таких: В чем состоит  актуальность разработки? Какова ее новизна – научная, прикладная, потребительская? Какую потребность удовлетворяет ваша разработка? Какие эффекты – научные, технические, экономические, социальные, экологические – можно ожидать от ее внедрения? Каковы конкурентные преимущества вашего предложения перед аналогами? В чем заключаются уникальные характеристики вашей разработки? Какие причины могут помешать реализации проекта? И многие другие.

Если вы ответили на эти вопросы, то большая часть информации, необходимой  для составления бизнес-плана, уже  имеется в вашем распоряжении. Все, что вам нужно сделать  – это собрать и упорядочить  ее. Одним из наиболее простых и  эффективных способов сделать это  является SWOT-анализ, от английских:

    • Strengths – силы ;
    • Weaknesses – слабости;
    • Opportunities – возможности;
    • Threats – угрозы.

В конечном итоге проведение SWOT-анализа  сводится к заполнению таблицы –  так называемой матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы  необходимо занести сильные и  слабые стороны вашего проекта, а  также рыночные возможности и  угрозы. Матрица первичного анализа заключается в том, что сначала все факторы делятся на две части – внешнюю среду и внутреннюю, а затем события в каждой из этих частей – на благоприятные и неблагоприятные.

Сильные стороны ваших разработок – то, в чем вы преуспели, особенности проекта, предоставляющие вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у вас опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации и т.п.

Слабые стороны вашего проекта – это отсутствие чего-то важного для успешной коммерциализации вашей разработки или то, что вам пока не удается и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести отсутствие у вас опыта коммерциализации проектов, знаний о рынке товаров, подобных вашему, собственных средств и т.п.

Рыночные возможности – это благоприятные обстоятельства, которые вы можете использовать для получения преимуществ. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций ваших конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий, рост уровня доходов населения и т.п..

Рыночные угрозы – события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на реализацию вашего проекта. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение инвестиционного климата и т.п.


 


 

 


 

 

Рисунок 6 – Общий вид матрицы первичного SWOT –анализа

Первый  шаг – анализ внутренней среды  проекта (его сильных и слабых сторон). Из них следует выбрать  наиболее важные – самые сильные  и самые слабые – стороны и  записать их в соответствующие ячейки таблицы SWOT-анализа. Желательно, чтобы  и тех, и других было не больше чем 5-10: слишком большое число переменных усложнит дальнейший анализ.

Информация о работе Экономический механизм проектного финансирования