Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.
Введение……………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы экономической диагностики финансового состояния предприятия ...…………………………………………………………………………………4
Общий анализ финансовой отчетности………………………..………………5
Анализ ликвидности баланса…………………………………..……………….9
Анализ ликвидности. Коэффициенты ликвидности………….………………10
Оценка прибыльности (рентабельности) бизнеса…………….………………13
Оценка деловой активности…………………………………..………………..16
Оценка финансовой устойчивости…………………………...………………..19
Анализ безубыточности предприятия…………………………………………23
Рейтинг юридического лица…………………………………..………………..24
2. Проведение экономической диагностики финансового состояния ОАО «Тюменская нефтяная компания»…………………………………………………………………………..26
2.1 Характеристика ОАО «Тюменская нефтяная компания»………………………26
2.2 Данные бухгалтерской отчетности ОАО «Тюменская нефтяная компания»….29
2.3. Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности ОАО «Тюменская нефтяная компания»……………………………………………………29
2.4 Анализ финансовой устойчивости……………………………………………….34
2.5. Анализ платежеспособности и ликвидности……………………………………36
2.6 Оценка ликвидности баланса……………………………………………………..37
2.7. Оценка прибыльности бизнеса. Оценка рентабельности………………………38
2.8. Оценка деловой активности……………………………………………………..39
2.9 Анализ безубыточности предприятия……………………………………………41
2.10. Рейтинг юридического лица…………………………………………………….42
3. Выводы и рекомендации………………………………………………………………………..44
Заключение…………………………………………………………………………………………55
Список используемой литературы………………………………….…………………………….56
Приложение………………………………………………………………………………………..57
Коэффициент долга 2.
Этот коэффициент выступает в качестве плеча финансового рычага, его величина зависит от отрасли.
Коэффициент «собственность/ долгосрочный долг»:
Кс/дд = (капитал и резервы – убытки - собственные акции, выкупленные у акционеров – задолженность учредителей по взносам в уставный капитал) / долгосрочные обязательства
Коэффициент автономии источников формирования запасов показывает долю собственных оборотных средств в общей сумме основных источников формирования запасов:
Ка.и. = собственные оборотные средства / общая величина основных источников формирования запасов
Достаточность собственных оборотных средств представляет коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками, равный отношению величины собственных оборотных средств к стоимости запасов предприятия (включая НДС по приобретенным ценностям):
Ко.з. = собственные оборотные средства / запасы
«Методическими положениями по
оценке финансового состояния
К’об = собственные оборотные средства / оборотные активы
Одна из важнейших
характеристик финансового
Предприятие переходит в неустойчивое финансовое состояние, если обеспечивает запасы и затраты, используя все источники формирования запасов и затрат; предприятие переходит в нормально устойчивое состояние, если запасы и затраты обеспечиваются собственными и долгосрочными заемными источниками; предприятие переходит в абсолютно устойчивое финансовое состояние, если запасы и затраты обеспечиваются собственными источниками. Реализация того или иного варианта зависит от внешних условий, в частности сможет ли предприятие реализовать свои акции, получить краткосрочный или долгосрочный кредит.
1.7. Анализ безубыточности
Анализ строится на делении затрат предприятия на две части: переменные расходы (производственные), изменяющиеся пропорционально объему производства, и постоянные расходы (периодические), которые, как правило, остаются стабильными при изменении объема выпуска.
К переменным (производственным) расходам относятся прямые материальные затраты, заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов.
К постоянным относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.
Для деления общих издержек применяются три метода:
В данной курсовой работе деление издержек будет произведено с помощью метода высокой и низкой точек. Метод основывается на том, что поведение издержек носит линейный характер:
у = а + вх
а – постоянные издержки;
в – ставка переменных издержек в уровне деятельности;
х – уровень деятельности;
у – величина смешанных издержек.
Для анализа безубыточности составляется таблица:
Таблица 1.1
Анализ безубыточности предприятия
№ п.п. |
Показатель |
Значение |
1 |
Выручка |
Стр. 010 Ф.2 |
2 |
Переменные издержки |
|
3 |
Валовая маржа |
Стр. 1 – Стр. 2 |
4 |
Коэффициент валовой маржи |
Стр. 3 / Стр. 1 × 100% |
5 |
Постоянные издержки |
|
6 |
Точка безубыточности (руб.) |
Стр. 5 / Стр. 4 |
7 |
Запас финансовой прочности (руб.) |
Стр. 1 – Стр. 6 |
8 |
Запас финансовой прочности (%) |
Стр. 7 / Стр. 1 × 100% |
9 |
Операционная прибыль |
Стр. 3 – Стр. 5 |
10 |
Сила операционного рычага (доли) |
Стр. 3 / Стр. 9 |
1.8. Рейтинг юридического лица
Рейтинговая оценка юридических лиц учитывает все важнейшие показатели финансово-экономического состояния предприятия, поэтому она включает следующие группы показателей:
В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Поэтому базой для отсчета являются не субъективные мнения экспертов, а самое удачливое предприятие. Однако в данной курсовой работе рассматривается одно предприятие (организация) и следовательно нет базы для сравнения. В связи с этим можно сравнить рейтинговые оценки по годам, и выяснить в каком году рейтинг рассматриваемого предприятия (организации) был наибольшим.
В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния может быть представлен в виде следующего алгоритма:
где Vi – вес i-го показателя;
Yi – значение нормированного показателя.
Алгоритм
получения рейтинговой оценки может
быть модифицирован за счет включения
весовых коэффициентов для
Таблица 1.2
Система исходных показателей для рейтинговой оценки
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Показатели рентабельности |
Показатели ликвидности и платежеспособности |
Показатели деловой активности |
Показатели финансовой устойчивости |
Фондоотдача |
Коэффициент текущей ликвидности |
Оборачиваемость активов |
Коэффициент автономии |
Рентабельность продаж |
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности |
Оборачиваемость ТМЦ |
Коэффициент мобильности чистого оборотного капитала |
Рентабельность общих активов |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
Коэффициент маневренности чистого оборотного капитала |
Рентабельность собственного капитала |
Доля погашенных займов в общей сумме заемного капитала |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
Коэффициент «собственность/ долг» |
Способность фирмы к самофинансированию |
Отношение краткосрочных дебиторов к краткосрочным кредиторам |
Оборачиваемость собственного капитала |
Коэффициент «собственность/ долгосрочный долг» |
Отношение долгосрочных дебиторов к долгосрочным кредиторам |
Оборачиваемость оборотного капитала |
ОАО «Тюменская нефтяная компания».
ОАО «Тюменская нефтяная компания» (ТНК) учреждена Постановлением Правительства РФ №802 от 9 августа 1995 года. В состав ТНК вошли открытые акционерные общества «Нижневартовскнефтегаз», «Тюменнефтегаз», «Рязанский НПЗ», «Калуганефтепродукт», «Курскнефепродукт», «Рязаньнефтепродукт», «Туланефтепродукт», «Тюменнефепродукт».
Уставной капитал ТНК сформирован из 38%-ных пакетов голосующих акций перечисленных предприятий.
ОАО «Тюменская нефтяная компания» занимается добычей и переработкой нефти, выпуском нефтепродуктов (бензин, масла и т.д.). Постоянно ведутся разведывательные работы и разработка новых месторождений. Компания имеет крупную сеть АЗС по всей России.
До середины 1997 года крупнейшим акционером ТНК являлось государство.
В июне 1997 года, в рамках программы приватизации, 40% акций Компании были выставлены на инвестиционный конкурс, победителем которого было признано ЗАО «Новый Холдинг».
В начале 1998 года акционеры «Нового Холдинга» — «Альфа-Групп» совместно с группой Access Industries/Ренова — выкупили 9% акций ТНК у частных акционеров и около 1% акций на специализированном аукционе, дополнив тем самым свой пакет акций до контрольного. После этого начался качественно новый этап развития ТНК как вертикально-интегрированной нефтяной компании. Наиболее важными элементами новой стратегии Компании стали централизация финансовых и материальных потоков, снижение себестоимости добычи и переработки нефти, расширение розничной сети компании. Увеличение объемов решаемых задач потребовало привлечения большего числа профессионалов для участия в процессе управления.
В ходе реструктуризации ТНК в 1999 году количество дочерних предприятий холдинга, вовлеченных в нефтедобычу, увеличилось до четырех. Из ОАО «Нижневартовскнефтегаз» (ННГ) были выделены два новых акционерных общества — «Самотлорнефтегаз» и «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие». Также в состав ТНК в 1999 году вошло новое предприятие «ТНК-Нягань». Ему были переданы активы, принадлежавшие ОАО «Кондпетролеум», которое было приобретено на конкурсном аукционе 21 октября 1999 года.
В сегменте нефтепереработки в 1999 году в дополнение к Рязанскому нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) и «Нижневартовскому НПО» в структуре Компании появилось ЗАО «Промкатализ». Это предприятие было создано как дочерняя компания ТНК на производственной базе Рязанского НПЗ. Основным направлением деятельности ЗАО «Промкатализ» является производство катализаторов.
Сбытовая сеть ТНК, включающая шесть основных сбытовых предприятий — «Калуганефтепродукт», «Карелнефтепродукт», «Курскнефтепродукт», «Рязаньнефтепродукт», «Туланефтепродукт», «Тюменнефепродукт», — развивалась за счет увеличения числа собственных и «джобберских» АЗС. Их количество к 2001 году достигло 1000.
В 2000 г. Тюменская нефтяная компания осуществила первое в своей истории крупное капиталовложение за пределами России. 19 июля дочернее предприятие «ТНК-Украина» подписало с Правительством Украины договор купли-продажи 67,41% акций ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» (ЛиНОС). Многообразие инвестиционных проектов ТНК диктует компании необходимость привлечения значительных объемов заемных средств. Наиболее крупными заимствованиями компании в 2000 г. являются кредиты под гарантии американского Эксимбанка общей суммой около 600 млн. долл. Кроме того, Сберегательный банк РФ и Тюменская нефтяная компания подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает развитие партнерских отношений на долгосрочной основе в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности сторон.
Стратегия компании:
ОАО «Тюменская нефтяная компания» пошло по необычному для России пути развития сбыта через систему джобберов - независимых владельцев АЗС, реализующих только продукцию под маркой ТНК. За счет строительства собственных АЗС и привлечения джобберов количество АЗС, реализующих продукцию ТНК, было увеличено с 250 до 1000.
Перед компанией в настоящее
время стоят сложные и
Информация о работе Экономическая диагностика финансового состояния предприятия