Финансовый менеджмент в управлении затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – исследовать процесс управления затратами на предприятии на примере ОАО «Мельник».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность и классификацию затрат на предприятии.
2. Изучить процесс управления затратами на предприятии.
3. Раскрыть содержание планирования и анализа затрат на предприятии.
4. Дать оценку эффективности управления затратами ОАО «Мельник» за период 2010-2012 гг.
5. Разработать ряд мероприятий направленных на повышение эффективности управления затратами ОАО «Мельник».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методологические основы управления затратами на предприятии……………………………………………………………………………..5
1.1 Характеристика и классификация затрат предприятия ………………………….5
1.2 Процесс управления затратами на предприятии………………………………10
1.3 Планирование и анализ затрат на предприятии……………………………………
2. Оценка эффективности управления затратами ОАО «Мельник»…………………
2.1 Краткая характеристика ОАО «Мельник»…………………………………………
2.2 Анализ практики управления затратами ОАО «Мельник»……………………..
2.3 Анализ затрат ОАО «Мельник» по элементам и калькуляционным статьям…..
2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Мельник»……………
3. Мероприятия по совершенствованию управления затратами ОАО «Мельник»….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая по фин мен-ту.docx

— 103.66 Кб (Скачать файл)

3.      Метод,  учитывающий жизненный цикл продукции,  заключается в систематическом  сокращении затрат по всему  жизненному циклу продукта, включая  до- и после- производственные услуги. На стадию, предшествующую производству, приходится более 90% всех затрат по созданию новой продукции. Наибольший потенциал воздействия происходит на этапе конструирования и разработки продукта, причем на конечной стадии разработки заново может быть пересчитано менее 10% общей величины затрат. Использование метода, позволяет учитывать развитие событий (модернизацию продукта, дальнейшие снижение или рост объемов его выпуска, параллельное производство товара-заменителя и т.д.).

4.      Управление  затратами на качество продукции  проводится в основном с целью  определения важнейших задач  по повышению качества данного  продукта, когда снижение затрат  приводит к незапланированным  изменениям конструкции или технологии  производства продукции.

5. Метод управления затратами  в конкретной среде заключается  в концентрации сил и средств  на: применении материало- и энергосберегающих технологий, использование вторичных материальных и энергетических ресурсов и отходов, замене дорогостоящего сырья, материалов, топлива, энергии менее дорогими ресурсами, рационализации организации производства, повышение квалификации персонала и т.д.

6.      Метод  сравнения с лучшими показателями  конкурентов базируется на постоянном  сопоставлении затрат предприятия  с аналогичными данными других  предприятий – его конкурентов.  Информация, необходимая предприятию  при разработке конкурентных  преимуществ, получается из анализа  позиции на рынке в сравнении  с позициями конкурентов. Основными  подходами к формированию конкурентных  преимуществ являются: экономия  на затратах, уникальное продуктовое  предложение, специализация предприятия,  заключающаяся в обслуживании  либо широкого круга потребителей, например всего целевого рынка,  либо только центральных целевых  его сегментов.

7.      Метод  стратегического управления затратами  представляет собой анализ цепочки  ценностей предприятия, стратегического  позиционирования предприятия, факторов, определяющих затраты. Управление  затратами различно в зависимости  от выбранной предприятием стратегии.

Предприятие формирует стратегию  собственного развития, которая, в свою очередь, определяет уровень неопределенности внешней среды, а последнее задает требования к глобальной системе  управления затратами на предприятии. Возможно наличие несколько стратегий, которых может придерживаться предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе [14].

Таким образом, исходя из материала  изученного во втором параграфе, мы можем  сделать вывод, что неотъемлемой частью в управлении затратами на любом предприятии является их планирование и анализ, на основе данных которых  базируется вся система управления затратами. Исходя из этого рассмотрим, что представляют собой эти стадии управления затратами в третьем  параграфе.

 

1.3 Планирование и анализ  затрат на предприятии

При характеристике планирования английский ученый Акоф подчеркнул, что «план – это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения». Исходя из высказывания, можно заключить, что целью планирования затрат является определение возможностей наиболее эффективного расходования ресурсов (материальных, трудовых и денежных).

По срокам различают следующие  виды планирования себестоимости продукции (работ, услуг):

1. перспективное (охватывает период более трех лет);

2. среднесрочное (от двух до трех лет);

3. краткосрочное или текущее (до одного года).

Целью перспективного планирования является управление будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели в  длительном периоде. А краткосрочное  планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия  и натуральные человеческие и  финансовые ресурсы, которыми предприятие  располагает на данный период [14].

Планирование расходов связано  с разработкой следующих бюджетов: продаж; коммерческих расходов; прямых затрат на материальные нужды; производственных накладных расходов; прямых затрат на оплату труда; управленческих расходов.

Важное значение в бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.

Суммирование всех видов  расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленному предприятию.

Планирование затрат на производство и реализацию продукции осуществляется различными методами, которые зависят  от общеэкономических условий, масштабов предприятия и его деятельности, возможностей бухгалтерского и управленческого учета. Так, на предприятиях, производящих различную продукцию себестоимость планируется в виде определенного размера затрат на рубль товарной продукции в оптовых ценах, в то время как предприятием, вырабатывающим один вид продукции плановая себестоимость устанавливается в абсолютной сумме на единицу изделия [12].

При учете затрат в разрезе  постоянных и переменных расходов планируются  переменные затраты. Планируемая сумма  переменных затрат определяется как  произведение удельных затрат на единицу  продукции на планируемый объем  выпуска продукции в натуральном  выражении. Постоянные расходы принимаются  в фактической величине.

В планировании применяется  метод формирования плановой себестоимости  на основе сметы затрат. Смета составляется по элементам затрат. По каждому  элементу осуществляются разработки и  планируются затраты, исходя из потребностей производства с учетом использования  факторов снижения себестоимости [16].

Все промышленные предприятия  независимо от их организационно-правовых форм и собственности должны осуществлять калькулирование себестоимости продукции.

Калькулирование себестоимости продукции способом суммирования затрат используется в машиностроении и других сложных сферах. В этом случае себестоимость единицы продукции определяется путем суммирования затрат по процессам технологического цикла или по отдельным частям изделия в разрезе калькуляционных статей и деления полученных сумм на фактическое количество выпущенной продукции. Наиболее часто этот метод используется при расчете фактической производственной себестоимости [29].

Смета затрат на производство является важнейшим документом при  планировании себестоимости. Текущая (годовая) смета затрат входит составной  частью в бюджет предприятия. Большую  часть сметы затрат составляют расходы, связанные с выпуском продукции. Смета позволяет выявить направление  расходов, т.е. определить, какая их часть связана с выпуском готовой  продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного  характера. На основе сметы затрат на производство определяется прибыль  от производства и реализации продукции, а также потребность в оборотных  средствах.

Основной целью планирования себестоимости является определение  оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном  использовании всех видов ресурсов. Планированию себестоимости должен предшествовать анализ базисного уровня себестоимости с выявлением причин, вызывающих затраты, не обусловленные нормальной организацией производства. Таким образом, при планировании себестоимости решают следующие задачи:

1.      Выявляются  внутрифирменные резервы снижения  затрат на производство.

2.      Обосновывается  плановая себестоимость единицы  продукции и общая сумма затрат  на производство.

3.      Определяется  размер снижения себестоимости  в плановом периоде по сравнению  с базисным (в процентах) [29].

Следовательно исходным моментом в планировании себестоимости продукции  является изыскание возможностей ее снижения и их обоснование, разработка сметы затрат на производство, а  также определение уровня себестоимости  отдельных видов продукции, т.е. составление  плановых калькуляций.

Известно несколько методов  планирования себестоимости. Первым методом  является нормативно-балансовый метод (метод прямого счета). Он базируется на применении обоснованных норм и  нормативов использования различных  видов ресурсов. Сущность метода заключается  в составлении балансов потребности  и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия  материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска  продукции.

Вторым методом планирования себестоимости является расчетно-аналитический (по факторный) метод. Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным.

Следует отметить, что суммы  плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового  и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с  тем, что в расчет принимаются  нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде [10].

Для достижения оптимальных  финансовых результатов необходимо не только абсолютное планирование величины затрат, но и определение их в  рациональной структуре.

Выбор наиболее подходящего  для конкретных условий варианта формирования затрат предприятия является важнейшей задачей финансовой службы предприятия [12].

Следующим элементом управления затратами является их анализ, следовательно  перейдем к изучению анализа расходов на производство и реализацию продукции  на предприятии.

Целью анализа расходов на производство отдельных видов и  всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отдельный отчетный период по сравнению  с их плановыми показателями и  в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшения себестоимости  в расчете на единицу основного  вида продукции и определение  конкретных мер по использованию  этих резервов в текущей деятельности и в перспективе.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимости  выпускаемой продукции промышленное предприятие:

1.      Изучает  величину совокупных затрат за  отчетный период и темпы ее  изменения по сравнению с плановыми  данными, в динамике и с темпами  изменения объема продаж продукции.

2.      Оценивает  структуру затрат, удельного веса  каждой статьи в их совокупной  величине и темпы изменения  величины затрат по статьям  по сравнению с плановыми данными  и в динамике.

3.      Сравнивает  фактическую производственную и  полную себестоимость по основным  видам продукции и по их  совокупности с плановыми показателями  и в динамике, рассчитывает влияние  основных факторов на отклонение  указанных показателей.

4.      Исследует  постоянные и переменные затраты,  устанавливает точки безубыточности  по основным видам продукции  и в целом по предприятию.

5.      Изучает  показатели вклада на покрытие  запаса финансовой прочности  и операционного рычага.

6.      Оценивает  себестоимость продукции по структурным  подразделениям, сопоставляет прямые  затраты с их плановой величиной  в увязке с объемом выпуска  продукции, а общепроизводственные  и общехозяйственные затраты  – с плановой сметой.

7.      Определяет  долю непроизводственных затрат  и тенденций ее изменения по  сравнению с данными прошлого  периода.

8.      Устанавливает  обоснованность выбора базы распределения  различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.) [25].

Рассмотрим сжато отдельные  положения методики анализа затрат на производство и себестоимости  выпускаемой продукции промышленного  предприятия.

В процессе анализа изучают  совокупные затраты на весь объем  произведенной и реализованной  продукции и их средний размер на 1 руб. продукции, их изменение по сравнению с планом и в динамике.

При анализе используются методы горизонтального и вертикального  сравнения. В ходе горизонтального  сравнения фактические данные по общей сумме затрат, а так же в разрезе отдельных составляющих сопоставляются с планируемыми показателями или данными предшествующих периодов. В ходе вертикального сравнения  определяют удельный вес или долю каждой составляющей в общей сумме  затрат и выявляют структурные изменения.

Каждое предприятие выполняет  подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всего определяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оценивают  темпы изменения ее величины для  того, чтобы выявить затраты, которые  могут стать значимыми в ближайшем  будущем.

При рассмотрении структуры  затрат предприятия следует оценивать  каждую статью с точки зрения ее значимости и контролируемости.

Обобщение данных промышленных предприятий позволило установить, что важными контролируемыми  статьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокими темпами  растут расходы на электроэнергию. К числу важнейших контролируемых расходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытия постоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в  условиях российской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия  должны независимо от того, есть ли у  него чистая прибыль или нет [9].

Особое внимание необходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализе предприятие  получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль  имели бы снижение цены реализации и продажа большого количества изделий, какой требуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи с предполагаемым расширением предприятия и др.

Информация о работе Финансовый менеджмент в управлении затратами на предприятии