Финансовый менеджмент в управлении затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – исследовать процесс управления затратами на предприятии на примере ОАО «Мельник».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность и классификацию затрат на предприятии.
2. Изучить процесс управления затратами на предприятии.
3. Раскрыть содержание планирования и анализа затрат на предприятии.
4. Дать оценку эффективности управления затратами ОАО «Мельник» за период 2010-2012 гг.
5. Разработать ряд мероприятий направленных на повышение эффективности управления затратами ОАО «Мельник».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические и методологические основы управления затратами на предприятии……………………………………………………………………………..5
1.1 Характеристика и классификация затрат предприятия ………………………….5
1.2 Процесс управления затратами на предприятии………………………………10
1.3 Планирование и анализ затрат на предприятии……………………………………
2. Оценка эффективности управления затратами ОАО «Мельник»…………………
2.1 Краткая характеристика ОАО «Мельник»…………………………………………
2.2 Анализ практики управления затратами ОАО «Мельник»……………………..
2.3 Анализ затрат ОАО «Мельник» по элементам и калькуляционным статьям…..
2.4 Анализ затрат на рубль товарной продукции ОАО «Мельник»……………
3. Мероприятия по совершенствованию управления затратами ОАО «Мельник»….
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая по фин мен-ту.docx

— 103.66 Кб (Скачать файл)

По способу отнесения  затрат на единицу выпускаемой продукции  выделяют постоянные и переменные расходы.

Постоянные расходы не зависят от изменения объема выпускаемой  продукции. Это административно-управленческие расходы, повременная заработная плата, амортизация, хозяйственные расходы, арендная плата и др.

Переменные расходы прямо  пропорциональны объему производства. Это расходы на сырье и материалы, технологическое топливо и энергию, сдельная заработная плата и др.

Деление расходов на постоянные и переменные необходимо, прежде всего, для планирования себестоимости  продукции и соответственно для  правильного определения цены реализации.

При классификации расходов по их роли в производственном процессе все затраты, составляющие себестоимость  продукции, подразделяются на основные и накладные. Это необходимо для  выделения затрат, зависящих от изменения  объема производства. К основным относятся технологически неизбежные расходы, без которых вообще не может быть изготовлена продукция. К накладным относятся расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства. По месту возникновения они подразделяются на общепроизводственные расходы цеха и общехозяйственные расходы, прочие производственные и коммерческие расходы предприятия.

По способы отнесения  расходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываются отдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этой продукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов [10].

По способу отнесения  расходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываются отдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этой продукции. К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных методов.

Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой  структуру затрат на производство.

Все затраты на производство и реализацию продукции составляют ее полную себестоимость. Для предприятия  себестоимость является основой  для определения цен на производимую продукцию и соответственно базой  для определения прибыли от реализации продукции и налога на прибыль [11].

Рассмотрев понятие затрат предприятия и их различные виды мы встаем перед объективной необходимостью изучения процесса управления ими. Остановимся  в следующем параграфе на данном вопросе более подробно.

 

 

1.2 Процесс управления  затратами на предприятии

 

Управление расходами  предприятия является составляющей системы управления в целом. Поэтому  в общих чертах остановимся на некоторых аспектах управления предприятием, чтобы понять сущность управления затратами.

Управление – это деятельность предприятия, направленная на реализацию целей объекта управления при условии рационального использования имеющихся ресурсов. Что касается сути управленческой деятельности, то придерживаясь широко распространенной точки зрения, управление можно представить как реализацию функции планирования, контроля и регулирования, организационной работы, а также стимулирования [2].

Исходя из содержания понятия  «управление», основными элементами управления затратами на производство и реализацию продукции на предприятии  являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат организации, их учета  и калькулирования себестоимости продаж, анализ, контроль и регулирование деятельности по ходу ее осуществления.

Трудно переоценить то значение, которое имеет наличие  информации о затратах и расходах для деятельности предприятия и  результатах этой деятельности. Пользователями такой информации выступают собственники и управляющие предприятием, акционеры, кредиторы, органы исполнительной власти.

Предприятие должно учитывать  две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции.

Непосредственно в процессе управления расходами и себестоимостью продукции решают где, когда и  в каких объемах должны расходоваться  ресурсы предприятия, где, для чего и в каких объемах нужны  дополнительные финансовые ресурсы, и  как достичь максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов. Поэтому целью управления расходами  и себестоимостью продукции является обеспечение экономного использования  ресурсов и максимизация отдачи от них.

Общая бухгалтерия решает проблемы формирования картины финансового  положения организации, исчисления конечных результатов ее деятельности. Данные этого учета предназначены  главным образом для управления финансовой и коммерческой деятельностью  и для внешних потребителей.

Счета финансового учета  служат для обобщения информации о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и других финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов (счета финансового учета –  материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, расходы по обычной деятельности, остатки материальных ценностей и продажи).

Производственная бухгалтерия  осуществляет формирование информационно-аналитической  базы управления производственной деятельностью, калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг.

Счета управленческого учета  предназначены для обобщения  информации о процессах формирования издержек производства и расходов на продажу, стоимости готовой продукции, а также о процессах ее реализации. Наиболее ценными в такой информации считаются данные об оборотах по счетам.

Одновременно выделение  управленческого учета способствует сохранению коммерческой тайны об уровне затрат на производство, рентабельности отдельных видов продукции, их конкурентоспособности (счета управленческого учета  – материалы, основное производство, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, результаты производственной деятельности, материальные затраты, затраты  на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты, готовая  продукция, продажи).

Технически организация  может вести учет в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или самостоятельной системы  счетов [6].

Каждое предприятие должно предусматривать использование  разнообразной информации о деятельности предприятия в системе управления затратами и себестоимостью продукции:

1. При прогнозировании,  оценки ожидаемой величины затрат  и установлении показателей себестоимости  продукции с целью выявления  путей развития предприятия и  ожидаемой прибыли и рентабельности  на период более двух лет.

2. В процессе планирования, то есть обоснования величины  затрат и себестоимости продукции  на предстоящие один - два года  с учетом организационного уровня  производства и величины всех  факторов, которые поддаются количественной  оценки. Особое значение, при текущем  планировании затрат и себестоимости  продукции, имеет экономическое  обоснование решений о производстве  новых изделий и снятии с  производства устаревших, об учете  эффективности использования всех видов ресурсов, новой техники, организационно-технических мероприятий, внедрение новой технологии и т.д.

3. При нормировании, определении  оптимального размера затрат  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов при производстве запланированной  к выпуску продукции.

4. В процессе улучшения  учета фактических затрат, обоснования  калькуляции себестоимости продукции.

5. При анализе затрат  и себестоимости продукции путем  сравнения фактических показателей  с плановыми, в динамике, с предприятиями  – конкурентами и расчете факторов, влияющих на эти изменения.

6. В процессе контроля  и регулирования показателей  по ходу хозяйственно-финансовой  деятельности, выявлении резервов  экономии затрат на производство  и возможности по снижению  величины и уровню себестоимости  продукции (за счет совершенствования  управления и организации производства, устранения имеющихся недостатков  в деятельности предприятия и  т.д.) [6, c. 322].

В целях обеспечения эффективного управления затратами и формированием  себестоимости выпускаемой продукции  промышленное предприятие должно добиваться осуществления следующих мероприятий (соблюдать следующие правила  работы):

1.      Увеличивать  производство конкурентоспособной  продукции за счет более низких  расходов и, следовательно, цен.

2.      Обеспечивать  качественной и реальной информацией  о себестоимости отдельных видов  продукции и учитывать их позиции  на рынке по сравнению с  продуктами предприятий – конкурентов.

3.      Использовать  возможности гибкого ценообразования.

4.      Представлять  объективные данные для составления  финансового плана и бюджета  предприятия.

5.      Иметь  возможность оценивать деятельность  каждого структурного подразделения  с финансовой точки зрения.

6.      Принимать  обоснованные и эффективные решения.

Предприятие должно учитывать  две составляющих в деле управления затратами – внутреннюю и внешнюю. Первая составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, а внешняя – на себестоимость реализованной продукции [9].

Для решения проблемы снижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта  программа должна носить комплексный  характер, т.е. должна читывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализацию продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики  предприятия, текущего состояния и  перспективы его развития. Но в  общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

1.      Комплекс  мероприятий по более рациональному  использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и  безотходной технологии, позволяющей  более экономно расходовать сырье,  материалы, топливо и энергию;  совершенствование нормативной  базы предприятия; внедрение и  использование более прогрессивных  материалов; использование отходов  производства; улучшение качества  продукции и снижение процента  брака и др.).

2.      Мероприятия,  связанные с определением и  поддержанием оптимального размера  предприятия, позволяющие минимизировать  затраты в зависимости от объема  производства.

3.      Мероприятия,  связанные с улучшением использования  основных фондов (освобождение предприятия  от излишних машин и оборудования; сдача имущества предприятия  в аренду; улучшение качества  обслуживания и ремонта основных  средств; обеспечение большей  загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации  персонала, обслуживающего машины  и оборудование; применение ускоренной  амортизации и др.).

4.      Мероприятия,  связанные с улучшением использования  рабочей силы (определение и поддержание  оптимальной численности персонала;  повышение уровня квалификации; обеспечение опережающего роста  производительности труда по  сравнению со средней заработной  платой; применение прогрессивных  систем и форм оплаты труда;  улучшение условий труда; механизация  и автоматизация всех производственных процессов; обеспечение мотивации высокопроизводительного труда и др.);

5.      Мероприятия,  связанные с совершенствованием  организации производства и труда  (углубление концентрации, специализации;  кооперирования, комбинирования и  диверсификации производства; внедрение  бригадной формы организации  производства и труда; совершенствование  организационной структуры управления  фирмой и др.).

Кроме того, комплексная  программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации [12].

Управленческие решения, влияющие на величину затрат, принимаются  на всех уровнях управления и во всех структурных подразделениях предприятия. Координация всей деятельности направлена на оптимизацию затрат. На предприятии  эту задачу должна решать система  контроллинга, в которой в зависимости от конкретных условий используются различные методы управления затратами:

1.      В методе  целевых затрат за основу берется  ожидаемая цена (стоимость объекта), полученная в ходе разработки. Планируется величина скидок, величина  налогов, а также желаемая прибыль,  исходя из предполагаемого объема  продаж. Целевая цена снижается  на соответствующую величину  и на основе этих данных  получают целевые издержки (затраты,  которые предприятие может себе  позволить при определенном состоянии  рынка).

2.      Метод  формирования затрат на основе  отдельных процессов состоит  в разбивке общих затрат на  отдельные составляющие (по отдельным  процессам или видам деятельности), которые оказывают существенное  влияние на уровень совокупных  затрат предприятия. Это позволяет  увеличить «прозрачность» косвенных  расходов, понять причину их возникновения,  получить более точную калькуляцию.

Информация о работе Финансовый менеджмент в управлении затратами на предприятии