Финансовая стратегия ОАО "РЖД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении методов реализации стратегии развития железнодорожного транспорта, с учетом максимальной выгоды для государства, потенциальных инвесторов и пассажиров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач, обуславливающих логику и внутреннюю концепцию курсовой работы:
–определить финансово–инвестиционную стратегию предприятия;
–выявить глобальные проблемы в условиях реализации развития ОАО «РЖД»;
–рассмотреть развитие магистральных направлений;
–рассмотреть механизм взаимодействия государства и железных дорог;
–рассмотреть мировые тенденции инвестирования в развитие железнодорожного транспорта;

Содержание работы

введение 2
1 Финансово–инвистиционная стратегия предприятия 4
1.1 Особенности развития железнодорожного транспорта 4
1.2 «Стратегия опережения» в железнодорожном транспорте на примере ОАО «РЖД». 12
1.3 Основные проблемы в условиях реализации стратегии развития ОАО «РЖД» 14
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 22
2.1 Системные документы, определяющие перспективы и направления стратегического развития 22
2.2 Инвестиционные ресурсы компании 28
2.3 Развитие магистральных направлений 32
2.4 Механизм взаимоотношения государства и железных дорог 39
3 инвестирование в развитие железных дорог на примере стран Европы и США 43
3.1Проблема несоответствия уровня развития ж/д. транспорта и его инфраструктуры на примере ОАО «РЖД» и основные различия в объемах инвестирования между Россией и другими развитыми странами 43
Заключение 50
Список использованных источников 52

Файлы: 1 файл

Kazantseva целевая 5 курс (1) [Andreeva Alina correct 2].doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в условиях выхода из кризиса и взаимосвязи экономик различных стран наблюдается повышенная требовательность к условиям транспортировки товаров и качеству железнодорожных магистралей. Товарооборот меду государствами происходит в основном посредством ж/д перевозок, а с учетом глобализации и увеличения производимых товаров, расширения производства пропускная способность железнодорожных путей только лишь снижается, а качество рельс и подвижного состава должно отвечать мировым стандартом. Выявление методов стимулирования инвестиций в железнодорожный транспорт и способов модернизации является актуальной темой исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с модернизацией, расширением и развитием железнодорожного транспорта  рассмотрены в трудах таких ученых как Пехтерев Ф.С. Рюэггштюрм Й., Сазонов С.Л. Соколова Г.Ю.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы состоит в определении методов реализации стратегии развития железнодорожного транспорта, с учетом максимальной выгоды для государства, потенциальных инвесторов и пассажиров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных задач, обуславливающих логику и внутреннюю концепцию курсовой работы:

  • определить финансово–инвестиционную стратегию предприятия;
  • выявить глобальные проблемы в условиях реализации развития ОАО «РЖД»;
  • рассмотреть развитие магистральных направлений;
  • рассмотреть механизм взаимодействия государства и железных дорог;
  • рассмотреть мировые тенденции инвестирования в развитие железнодорожного транспорта;

Объектом исследования выступает железнодорожный транспорт. Предметом исследования является совокупность финансовых и экономических процессов, возникающих в процессе расширения и развития железнодорожного транспорта.

Структура и объем курсовой работы. Структура курсовой работы представляет собой совокупность логически связанных трех глав (в том числе, 8 параграфов). Обще объем курсовой работы составляет 54 страницы.

 

1 Финансово–инвистиционная стратегия предприятия

1.1 Особенности развития железнодорожного транспорта

Важная особенность современной экономики заключается в том, что усложнение техники, а также время, которое требуется для разработки и постановки на производство новой продукции, настоятельно диктуют необходимость стабилизации совокупного спроса. Это приобретает решающее значение, когда производство требует весьма крупных и долгосрочных капиталовложений, а продукция может с равной вероятностью попасть на рынок и во время кризиса, и во время подъема

Осуществляя вложения в инновации, инвестор хочет воспользоваться их результатами. Это требует от него, кроме построения точных прогнозов, принятия всех возможных мер, которые гарантируют, что его предвидение действительно сбудется. Точность прогнозов такого рода возможна только при условии стабилизации совокупного спроса.

Как показали последние кризисные явления, даже самые низкие процентные ставки не способны стимулировать нужный уровень инвестиций и тем самым увеличивать спрос; стагнация все равно будет продолжаться.

Роль государства оценивается как имеющая общее значение для экономического развития, так как очевидно, что его усилия были решающими для развития конкретных отраслей экономики (в форме содействия исследованиям и разработкам или создания сети железнодорожных и автомобильных дорог).

Другая особенность современной экономики состоит в том, что вопреки классическим постулатам экономической теории, по которым экономическая система функционирует в соответствии с волей, диктуемой рынком, а в конечном итоге – волей потребителя, над инновациями, производством и продажей товаров и оказанием услуг в современной экономике властвует производитель, а не потребитель. Потребительский спрос стал объектом управления со стороны производителей, при этом основным критерием оценки достижений экономики является суммарный объем производства – внутренний валовой продукт.

В условиях, когда власть сосредоточена в руках производителя, инновационное развитие осуществляется в той мере, в какой существует необходимость в расширении или стабилизации самих производственных компаний. В такой ситуации производителя отсутствует внутренняя убежденность в необходимости внедрения инновационных технологий, которые, в конечном итоге, должны существенно сократить потребность в текущем объеме производства (новые более мощные и производительные единицы продукции заменят большее количество старых) и снизить цену на его продукцию. Одна из особенностей экономической системы РФ – это низкий приток инвестиций, по притоку денег в страну Россия занимает всего лишь восьмое место. При том, что за последние 4 года инфляция снизилась до 7%, официальная безработица составляет всего 5%, темпы роста ВВП в 2011 г. были на уровне 4,3% , а профицит бюджета составил 529 млрд.руб на 1 сентября, Россия  не пользуется спросом у крупных зарубежных инвесторов, что в свою очередь мешает развитию различных отраслей, включая железнодорожную.

Следует отметить, что инфляция в  РФ разгоняется благодаря операциях  зарубежных стран на валютных рынках. Из-за низкого качества политических институтов и коррупции, Россия находится на 67 месте в рейтинге глобальной конкурентоспособности, не смотря на обладание высоким инновационным потенциалом из-за неразвитого финансового рынка и бизнес процессов, находящихся на низком уровне.

Россия проигрывает в конкурентной борьбе за инвестиции из-за отсутствия  каналов информации о регионах РФ а также дисбаланса в подготовке специалистов и подготовки ненадлежащего качества, а также образования рамок в самореализации граждан  – недостаток инженеров, конструкторов, математиков ослабляет конкурентоспособность экономики страны.1

В этих условиях единственным ответом остается вмешательство государства, которое должно осуществляться путем непосредственного управления спросом. Общепризнанным форматом такого вмешательства является государственный заказ.

Последствия отраслевых перекосов добавили инфраструктуре страны и производственной базе несырьевых предприятий просрочку капитальных ремонтов и превышение нормативных сроков эксплуатации. Расходы на содержание инфраструктуры выросли. В структуре стоимости конечной продукции появилось тяжелое обременение, которое стало критическим, когда внешний, а затем и внутренний рынки рухнули. При этом проблема содержания инфраструктуры – это не только проблема дополнительных расходов ее владельца, но и все более критичный уровень ее безопасности. 2

Поэтому очевидно, что преодолеть последствия столь масштабной технологической стагнации можно только на основе применения новых технических решений и технологий и, как следствие, зарождения и формирования новой инновационной экономики.

Здесь важным критерием выбора является то, что долгосрочные «точки роста» необходимо создавать, прежде всего, в отраслях с максимальным мультипликативным эффектом от вложенных инвестиций. 3

Железнодорожный транспорт благодаря специфическим условиям, которые сегодня созданы, является наиболее благоприятной сферой такого регулирования по нескольким причинам. Во–первых, железнодорожный транспорт представлен холдингом «РЖД» (а не большим числом разрозненных транспортных компаний), который является потребителем продукции целого ряда важнейших производственных отраслей экономики – транспортного машиностроения, электроники, металлургии и т. д.

ОАО «РЖД» оказывает мощнейшую поддержку реальному сектору не только за счет собственно потребления продукции, но и за счет влияния на расширение спроса на товары со стороны других потребителей, предоставляя доступ к новым рынкам.

Во–вторых, принятые в ОАО «РЖД» концепция единой технической политики и Стратегия инновационного развития, а также созданная система обеспечения инновационной деятельности, которая консолидирует усилия компании, научно–исследовательских институтов, профильных проектно–конструкторских и технологических бюро, учреждений высшего профессионального образования железнодорожного транспорта и научно–технических центров, уже сегодня позволяют успешно реализовывать масштабные, зачастую амбициозные, инновационные проекты. К ним, например, относится создание первого в мире газотурбинного локомотива, работающего на сжиженном природном газе.

Реализация в Компании целых направлений инноваций, таких как применение спутниковых систем навигации ГЛОНАСС/GPS, светодиодов, лаков, масел и строительных материалов с применением нанотехнологий, водородной энергетики и др., подтверждает целесообразность использования инновационной инфраструктуры российских железных дорог для решения задач инновационного развития.

Таким образом, стабилизация совокупного спроса за счет развития стабильного рынка потребления продукции целого ряда отраслей экономики путем формирования долгосрочного государственного заказа на инновационную продукцию через существующую в ОАО «РЖД» инфраструктуру сформирует фундамент повышения конкурентоспособности России и внесет существенный вклад в ее выход из кризиса.

Реализация Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030г. требует активного внедрения новых принципов взаимоотношений ОАО «РЖД» с изготовителями подвижного состава и сложных технических систем. Эти взаимоотношения должны быть основаны на соблюдении жестких требований по повышению эффективности продукции, прежде всего, за счет применения технологических новшеств и обеспечения инновационного подхода в строительстве современной железнодорожной техники.

Основой взаимодействия ОАО «РЖД» с изготовителями продукции должно стать построение долгосрочных отношений, нацеленных на надежную и эффективную эксплуатацию технических средств, обеспечивающую соблюдение первоначальных показателей эффективности, заложенных в основу контракта.

Процессы повышения степени соответствия продукции, в идее пассажирских вагонов современным техническим требованиям, постоянного улучшения качества продукции, накопления производственного потенциала для реализации прорывных технических решений, оптимизации производства для создания инновационной продукции, снижения стоимости жизненного цикла продукции на этапах разработки, проектирования, изготовления и эксплуатации образуют комплексную систему улучшений, которая обеспечивает достижение следующих главных целей4:

  • ускорение технического прогресса и обеспечение технологического подъема железнодорожного транспорта в РФ;
  • удовлетворение потребности ОАО «РЖД» в инновационной и качественной продукции, соответствующей требованиям международных, национальных и корпоративных стандартов;
  • повышение эксплуатационной надежности продукции;
  • снижение технических и экономических рисков компании. Это, в свою очередь, позволит улучшить качество транспортного обслуживания за счет внедрения новых видов подвижного состава и сложных технических систем, соответствующих лучшим мировым аналогам, а также повысить производственно–экономическую эффективность Компании на основе ускорения инновационного развития и реализации задач технологической модернизации и технического перевооружения железнодорожного транспорта. 5

При этом процессы создания инновационной продукции в виде пассажирских вагонов, подвижных составов с учетом снижения стоимости ее жизненного цикла на этапах разработки, проектирования, изготовления и эксплуатации являются в достижении указанных целей определяющими.

В России ОАО «РЖД» одно из первых стало использовать анализ стоимости жизненного цикла для принятия решения о приобретении сложных систем железнодорожного транспорта.

Анализ стоимости жизненного цикла (англ. Life Cycle Costing) представляет собой оценку суммарного выражения затрат (с начала проектирования вплоть до момента списания соответствующих сложных технических систем), определенных путем аналитического исследования. Этот подход впервые был применен в рамках реализации государственных проектов в оборонной отрасли США. Стоимость полного жизненного цикла изделия была наиболее важным для государственных структур показателем, так как проект финансировался исходя из полной стоимости контракта или программы, а не из себестоимости конкретного изделия.

Анализ стоимости жизненного цикла  обеспечивает аргументами, необходимыми для принятия решений в пользу более дорогостоящих на этапе приобретения и относительно недорогих в эксплуатации технических средств.

Однако первой ключевой проблемой является то, что анализ стоимости жизненного цикла дает лишь теоретическое представление о характере затрат будущего изделия. Именно поэтому отсутствие предусмотренной договором эффективной системы подтверждения правильности теоретических предположений, заложенных в основу анализа, и системы адекватной компенсации в случае их не подтверждения может превратить проекты, казавшиеся эффективными, в убыточные.

Например в контракте на разработку и приобретение сложной технической системы железнодорожного транспорта должны быть предусмотрены эффективная система проверки ключевых параметров, заложенных в расчет стоимости жизненного цикла, и адекватная система экономической ответственности.

Обозначенная проблема использования анализа стоимости жизненного цикла сегодня стоит не так остро, поскольку в ОАО «РЖД» уже накоплен опыт формирования крупных международных контрактов, предусматривающих применение как многоэтапной системы проверки качества, так и эффективной системы экономической ответственности сторон. Таким образом, в этом направлении сегодня требуются следующие усилия:

  • расширенное использование европейской практики, в т. ч. внедрение новых стандартов формирования поддерживающих стандартов (например, такого, как европейский стандарт EN–61124 в области верификации надежности);
  • обучение специалистов–переговорщиков, которые смогут на стадии формирования контрактов согласовывать наиболее эффективные процедуры верификации, а также специалистов, которые будут работать с массивом данных во время проведения таких процедур;
  • создание программных продуктов, которые позволят эффективно обрабатывать полученные в ходе верификации данные, обеспечивать требуемый сторонами контракта уровень достоверности, а также будут совместимы с существующими в ОАО «РЖД» программными комплексами.

Информация о работе Финансовая стратегия ОАО "РЖД"