Анализ финансового планирования на предприятии ООО "Пятерочка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Описаны основы финансового планирования в ООО "Пятерочка"

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1. Сущность, значение, принципы финансового планирования
на предприятии 5
1.2. Методология краткосрочного финансового планирования и его роль
в управлении предприятием 10
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ПЯТЕРОЧКА» 13
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 13
2.2. Оценка существующей системы финансового планирования
ООО «Пятерочка» 17
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ООО «ПЯТЕРОЧКА» 26
3.1. Основные направления совершенствования финансового планирования
на предприятии 26
3.2. Оптимизация краткосрочного финансового планирования на 2011 год 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 7 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.doc

— 131.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 54.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение-2.xls

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение-3.xls

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение-4.xls

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение-5.xls

— 30.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Текст.rtf

— 1,017.68 Кб (Скачать файл)

Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите. В процессе составления платежного календаря решаются главная задача - организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия.

В то же время следует осознавать, что финансовый план - это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств.

Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях, здесь сказывается «советская наследственность». Конечная цель метода бюджетного планирования - выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год.

2. Анализ системы финансового планирования

ООО «Пятерочка»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Систему краткосрочного финансового планирования корпораций рассмотрим на примере одного из универсамов «Пятерочка», входящего во всероссийскую сеть (корпорацию) магазинов розничной торговли «Пятерочка».

Основными видами деятельности ООО «Пятерочка» являются:

-оптовая и розничная торговля, посреднические, коммерческие и обменные операции, маркетинг с открытием собственных предприятий торговли и общественного питания, организация всех видов торговли;

-прочие виды коммерческой деятельности, не запрещенные и не противоречащие действующему законодательству РФ.

Общество действует на основании устава (приложение 1).

На рисунке 2 представлена организационно-хозяйственная структура общества.


Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Пятерочка»

За 2009 год среднесписочная численность предприятия составила 47 человек.

Из них: 1 директор универсама, 2 заместителя - это коммерческий директор и главный бухгалтер, 5 подсобно-транспортных рабочих, 4 шофера, 2 кладовщика, 4 уборщицы, 10 продавцов-кассиров, 10-продавцов консультантов, 4 - менеджера по продажам, 2 - экономиста-аналитика, 3 бухгалтера.

Средняя заработная плата работников общества за 2010 г. составляет 7291 руб. Удельный вес фонда оплаты труда в выручке равен 13,4 %.

Средний возраст работающих составляет 38 лет.

Образовательный уровень работников и специалистов:

-работники, имеющие высшее образование - 10,2 %

-работники, имеющие среднетехническое образование -39,8 %.

-работники, имеющие профессиональное образование -40,2 %.

На территории универсама еженедельно проводятся разнообразные акции для покупателей и проходят акции с участием промоутеров.

С целью организации бухгалтерского и налогового учёта в 2009 году приказом по ООО «Пятерочка» утверждено положение «Учётная политика для целей бухгалтерского и налогового учёта в 2009 году», раскрывающее способы ведения бухгалтерского и налогового учёта. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и Положениями по ПБУ № 1-19, утвержденными Минфином России.

Рассмотрим основные тенденции в развитии общества за последние три года.

В таблице 1 представим основные финансовые показатели, составленные на основании бухгалтерской отчетности предприятия (приложения 2-5).

 

Таблица 1 - Основные финансово-экономические показатели за 2008-2010 годы

Показатель

Годы

Отклонение, (+,-)

2007

2008

2009

2008 г. к

2007 г.

2009 г.

к 2008 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров,

продукции, работ, услуг

293590

224094

182903

-69496

-41191

Себестоимость проданных товаров, продукции,

работ, услуг

232390

184093

149362

-48297

-34731

Чистая прибыль (непокрытый убыток)

организации

13141

12342

9724

-799

-2618

Коммерческие расходы организации

за отчетный период

48246

26095

21607

-22151

-4488

Рентабельность реализованной продукции и товаров,

%

4,48%

5,51%

5,32%

0,0103

-0,0019

Запасы, всего

77282

45067

21811

-32215

-23256

Дебиторская задолженность, всего

1190

136

833

-1054

697

Кредиторская задолженность, всего

15708

3230

3298

-12478

68


 

По результатам работы за 2009 год в обществе была получена прибыль в размере 9724 тыс.руб., в прошлом же году было получено прибыли 12342 тыс.руб. В связи с этим в данный момент общество снизило свою деловую активность, что неудовлетворительно сказывается на финансовом положении. Данная организации на протяжении последних лет имеет в своей деятельности негативные тенденции и, не смотря на получаемую прибыль, деловая активность падает. Так выручка за 2 года упала почти в 2 раза и за 2009 год составила 182903 тыс.руб. против 293590 тыс.руб. в 2007 году. Организации, однако, удается такими же темпами снижать себестоимость, что и обеспечивает приток прибыли.

Прибыль хоть и сократилась, но не столь значительно и составила в 2009 году 9724 тыс.руб.. Произошло сокращение запасов готовой продукции и товаров для перепродажи более чем в три раза за последние 2 года.

Ситуация с расчетами достаточно стабильная - дебиторская задолженность фактически отсутствует, так как данная организация занимается в основном розничной торговлей.

Кредиторская задолженность последние два года без изменений и составляет 3298 тыс.руб. и носит исключительно текущий характер. Рентабельность реализованной продукции и товаров составляет 5,32 %, при этом существенно в течении трех лет не изменялась.

Валюта баланса за три года снизилась в два раза, что говорит о снижении деловой активности. Такое положение организации связано с ростом конкуренции, это в первую очередь с вводом в действие супермаркетов «Пролетарский», «Магнит», в которых более широкий ассортимент сочетается с низкими ценами.

В завершении дадим обобщенную оценку финансово-хозяйственной деятельности ООО «Пятерочка» за отчетный период, используя данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой представлены наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия: выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей); валовая прибыль; прибыль (убыток) от продаж; прибыль (убыток) до налогообложения; прибыль (убыток) от обычной деятельности; чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).

 

 

Таблица 2 - Показатели результатов коммерческой деятельности ООО «Пятерочка» за период с 2007-2009 годы

Наименование показателя

Годы

Отклонение, (+,-)

2007

2008

2009

2008 г. к 2007 г.

2009 г. к 2008 г.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

293590

224094

182903

-69496

-41191

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

232390

184093

149362

-48297

-34731

Валовая прибыль

61200

40001

33541

-21199

-6460


 

продолжение таблицы 2

 

Прибыль (убыток) от продаж

12954

13906

11934

952

-1972

Прибыль (убыток) до налогообложения

13328

13300

9724

-28

-3576

Чистая прибыль отчетного периода

13141

12342

9724

-799

-2618


 

По данным таблицы 2, в отчетном периоде превышение доходов организации, составивших 182903 тыс.руб., над ее расходами в сумме 149362 тыс.руб., способствовало получению чистой прибыли ООО «Пятерочка» в размере 9724 тыс.руб., что несомненно является положительным. Указанный положительный финансовый результат финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, свидетельствует об удовлетворительной работе в 2009 году.

Итак, несмотря на негативные тенденции в деятельности организации, ООО «Пятерочка» находится в удовлетворительном финансовом положении и имеет возможности для его улучшения.

2.2. Оценка существующей системы финансового планирования ООО «Пятерочка»

Система финансового планирования ООО «Пятерочка» изначально формировалась на основе современных методов управленческого учета. Руководит системой финансового планирования данной организации коммерческий директор.

Непосредственными исполнителями являются работники планово-аналитического отдела.

В их обязанности входит осуществление текущего и оперативного финансового планирования.

На рисунке 3 представлена схема финансового планирования, применяемая в данной организации.

 


 

Рисунок 3 - Схема финансового планирования применяемая

ООО «Пятерочка»

 

Сфера деятельности исследуемой организации это розничная торговля продовольственными товарами. Уровень конкуренции на момент создания организации фактически отсутствовал. Единственным конкурентом выступал супермаркет «Никольский» однако, если «Никольский» изначально ориентировался на людей со средним и высоким уровнем дохода, являясь как бы элитным, то «Пятерочка» был задуман как универсам экономического класса, направленный на розничную торговлю доступными товарами для всех слоев населения. В этом секторе основная конкуренция со стороны мелких торговых точек и небольших магазинов.

Краткосрочное (текущее) финансовое планирование осуществляется непосредственно планово-аналитическим отделом и сводиться к составлению годовых плановых заданий в виде бюджетов.

Рассмотрим основные параметры бюджета продаж за последние 2 года в таблице 3.

 

Таблица 3 - Исполнение бюджета продаж ООО «Пятерочка» за 2007-2009 г.

Группы товаров

Годы

Исполнение, (%)

2007

2008

2009

Годы

План

Факт

План

Факт

План

Факт

2007

2008

2009

Кондитерские изделия, тыс.руб.

7452

9265

8544

7072

7779

11492

124,3

82,8

147,7

Хлебобулочные изделия, тыс.руб.

27250

35323

31245

26962

29658

33405

129,6

86,3

112,6

Молочная продукция, тыс.руб.

5931

8887

6800

6783

7461

10166

149,8

99,8

136,3

Вино-водочная продукция, тыс.руб.

47310

79199

54245

60452

66497

37519

167,4

111,4

56,4

Пиво, тыс.руб.

61446

85948

70454

65603

72163

40001

139,9

93,1

55,4

Мясоколбасная продукция, тыс.руб.

30089

48019

34500

36652

40317

33456

159,6

106,2

83,0

Консервы, тыс.руб.

3360

5657

3852

4318

4750

5440

168,4

112,1

114,5

Морепродукты и рыба, тыс.руб.

4731

6771

5425

5168

5685

4998

143,1

95,3

87,9

Газированные напитки и соки, тыс.руб.

12432

14521

14254

11084

12192

6426

116,8

77,8

52,7

Итого, тыс.руб.

200000

293590

229319

224094

246503

182903

146,8

97,7

74,2


 

По данным таблицы 3 видим, что планирование объемов реализации в основном сводиться к умножению на плановый прирост объема реализации, в связи с чем возникают значительные отклонения в фактических данных от запланированных в бюджете.

Если в 2008 году зафиксированы незначительные отклонения 5-10%, и в итоге за счет изменения в структуре товарооборота общий план по организации был выполнен на 97 %, то в 2009 году отклонения достаточно большие. Так по вино-водочной продукции и напиткам план был выполнен лишь на 52 %. Однако нельзя не отметить значительный рост объемов реализации над плановыми показателями по кондитерской и молочной продукцией (36,2-47,7%). Этот факт говорит о том, что при планировании структуры товарооборота исходят из сложившейся ситуации прошлого года, без оценки внешних факторов конкурентной среды. В итоге эти упущения привели к выполнению плана лишь на 74,2%.

Информация о работе Анализ финансового планирования на предприятии ООО "Пятерочка"