Анализ конечных финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы методики проведения анализа формирования, распределения, использования прибыли как важнейшего финансового результата деятельности предприятия. Исходя из поставленной цели, следует отметить задачи написания курсовой работы:
1) изучение основных аспектов формирования прибыли в условиях рыночной экономики;
2) рассмотрение методики проведения анализа прибыли на предприятиях;
3) изучение технико-экономической характеристики предприятия;
4) рассмотрение анализа финансовых результатов;
5) анализ показателей рентабельности ОАО «ГМС Ливгидромаш»;
6) проведение факторного анализа прибыли на исследуемом предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНЕЧНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Анализ показателей прибыли в нефтехимической отрасли. 6
1.2 Теоретико-экономическая сущность прибыли как финансового результата деятельности предприятия 11
1.3.Анализ формирования и использования прибыли предприятия 19
1.4 Анализ показателей рентабельности. 24
2 ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСВЫХ ЕЗУЛЬТАТОВ НА ОАО «ГМС ЛИВГИДРОМАШ» 30
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 30
2.2.Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 33
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 47
3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РОСТ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 53
3.1.Основные направления роста прибыли от продажи продукции в ОАО «ГМС Ливгидромаш» 53
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий 55
3.3. Совершенствование управления прибылью. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ) 65
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ГМС ЛИВГИДРОМАШ» 65

Файлы: 1 файл

Byhanov_2014.doc

— 774.50 Кб (Скачать файл)

Чистая прибыль распределяется предприятия самостоятельно и идет:

1. В обязательном порядке  на создание резервного фонда, величина  которого не должна  превышать 25% уставного капитала. Резервный  фонд создается для покрытия  непроизводительных потерь и  убытков, а также выплат гарантированных дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии или недостаточности полученной прибыли.

2. На производственное  развитие: на проведение НИОКР, на  разработку и освоение новых  видов продукции; на финансирование  капитального строительства; приобретение основных средств и нематериальных активов; прирост собственных оборотных средств;  на переподготовку кадров; на природоохранные мероприятия; на взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий и пр.

3. На социальное развитие: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, строительство объектов непроизводственного назначения; предоставление ссуд работникам на приобретение квартир, строительство домов и т.д.

4. На материальное поощрение  и дивиденды по акциям: выплата премий по итогам работы за год; за освоение и внедрение новой техники; оказание материальной помощи в натуральном и денежном выражении; единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и др.

Получение прибыли – это основная цель предпринимательской деятельности. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе – невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, реализующих финансовую деятельность предприятия, запущенность бухучета, военные действия и прочее – предприятие может понести убытки. Это:

- штрафы, неустойки за нарушение условий договора;

- убытки от хищений, от списания безнадежных долгов;

- потери от стихийных бедствий и т.п.

Убыток – это тоже конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Убыток может быть списан за счет:

- прибыли, полученной ранее;

- резервного фонда;

- целевых взносов учредителей;

-фондов специального назначения.

При получении прибыли и в последующем периоде и при наличии непогашенных убытков, кредитов может обратиться в суд и объявить предприятие банкротом, что позволим распродать имущество предприятия для покрытия долгов.

Оценка выполнения плана по прибыли осуществляется путем сравнения плановых и фактических данных, а также нахождением изменения показателя прибыли в динамике. В процессе оценки и выполнения плана анализируется также состав балансовой прибыли. Изменение прибыли от реализации связано с влиянием следующих факторов:

- отклонения в себестоимости продукции,

- изменение цен на продукцию,

- изменение объема и структуры реализуемой продукции.

Исходя из порядка формирования прибыли на предприятии ведется ее факторный анализ, цель которого - оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли; выявление степени влияния на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в том числе роста (снижения) себестоимости продукции, роста (снижения) объема ее реализации, повышения ее качества и расширения ассортимента; анализ показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Затем проводят количественную оценку влияния на изменение прибыли от реализации продукции следующих основных факторов:

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ±И1

И1=Р1-Р2

где      Р1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2. Влияние на прибыль  изменений в объеме продукции ±И2

±И2 = П0К1-П0

где      П0 - прибыль базисного периода;

К1 - коэффициент роста объема реализованной продукции.

К1=С1.0 / С0

где      Со - себестоимость реализованной продукции базисного периода;

С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в цепах базисного периода.

3. Влияние на прибыль  изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в  структуре продукции ±И3

±И3=П0(К2-К1)

где      К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2= Р1.0 / Р0

где      Р0 - реализация в базисном периоде;

Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

4. Влияние на прибыль  экономии от снижения себестоимости  продукции ±И4:

±И4= С1.0 – С1

где     С1.0 – себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;

С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

5. Влияние на прибыль  изменений себестоимости за счет  структурных сдвигов в составе  продукции  :

Кроме того, рассчитывается влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги (±И6).

Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции (±И) т.е.

 

1.4 Анализ показателей рентабельности.

 

Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли. Чтобы определить уровень эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

Во-первых, затраты могут рассматриваться как текущие издержки предприятия - себестоимость продукции (работ, услуг). Здесь возможны различные варианты определения текущих издержек и прибыли, используемых при расчетах.

Во-вторых, затраты могут быть приняты как авансированная стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной, всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом также возможны различные варианты определения, расчета авансированной стоимости и определения прибыли, принимаемой для расчетов [9].

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой прибыли (Прп) или чистой прибыли (ЧП) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rз = Прп/Зрп или Rз = ЧП/Зрп.     (1.2.2)

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным способом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В):

Rз = Прп/В или Rз = ЧП/В.      (1.2.3)

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

Rк = БП/KL; Rк = Прп/KL; Rк = ЧП/KL.    (1.2.4)

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид

R = П(при VРПобщ, УДi, Цi, Сi)/И(при VРПобщ, УДi*Ci).   (1.2.5)

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Ri = Пi/Зi = VРПi (Цi-Сi)/VРПi*Ci = Цi-Ci/Ci = Цi/Ci-1   (1.2.6)

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности изделий произведем способом цепной подстановки.

Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

Rрп = Прп = f[VРПобщ, УДi, Цi, Сi] / В = f[VРПобщ, УДi, Цi].  (1.2.7)

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Rрп = Пi/Вi = VРПi (Цi-Сi)/VРПi*Цi = Цi-Сi/ Цi.    (1.2.8)

Аналогичным способом осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала (Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде

R = БП = f[VРПобщ, УДi, Цi, Сi, ВФР] / KL =

= f[VРПобщ, УДi, Коб].        (1.2.9)

При углубленном анализе необходимо изучить влияния факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом.

Трехфакторная модель анализа рентабельности.

          

      

F – основные фонды,

Р – суммарная прибыль,

К – стоимость производственных фондов,

Е – оборотные средства,

N – объем продукции,

- фондоемкость,

- прибыльность продукции,

- коэффициент, обратный коэффициенту  оборачиваемости оборотных средств (коэффициент закрепления средств  в обороте).

Используя метод цепных подстановок рассчитаем изменение общей рентабельности:

        

        

        

     

 

Пятифакторная модель:

     

          

         

        

,        

где - материалоемкость,

- амортизациоемкость,

- зарплатоемкость,

- норма амортизации,

S – себестоимость,

M – материальные затраты,

U – заработная плата,

A – амортизация.

Используя метод цепных подстановок:

    

 

     

 

     

       

     

      

 

2 Организация анализа  финансвых езультатов  на ОАО «ГМС Ливгидромаш»

 

2.1 Характеристика  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия

 

ОАО «ГМС Ливгидромаш» - крупнейший в России и СНГ производитель насосного оборудования, являющийся правопреемником производственного объединения ПО «ГМС Насосы», основанного в 1947 году.

Существующая организационно - правовая форма предприятия - открытое акционерное общество «Ливенское производственное объединение гидравлических машин» зарегистрировано Постановлением Главы администрации г. Ливны от 30.09.92 №513. Свидетельство № 00142 серия А.

Информация о работе Анализ конечных финансовых результатов деятельности предприятия