Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

3.происходит  устранение властью оппозиции,  ведется борьба с любыми проявлениями  недовольства существующим политическим режимом;

4.реализация  постановлений государственной  власти ведется с использованием  насилия, а также при помощи  военно-полицейского аппарата;

5.доминирование  противоправных решений.

 

Выделяют следующие  виды авторитарного политического режима:

1.деспотический  – режим, при котором глава  государства (деспот) хотя и приходит  к власти законными путями, но  реализуемая им власть имеет  поработительный для близкого  окружения характер;

2.тиранический  – режим, при котором глава  государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3.тоталитарный  – политический режим, при  котором в централизованном едином  государстве действует одна официальная  идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4.конституционно-авторитарный  политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

 

 Признаки  демократического политического  режима:

1.осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2.реализуется  принцип разделения властей (законодательная,  исполнительная, судебная);

3.полное подчинение  государства праву;

4.провозглашаются  и гарантируются государством  демократические права и свободы.

 

Выделяют также  следующие виды демократического политического  режима: 1) демократия участия (участие  в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

 

В Российской Федерации  в соответствии с Конституцией народ  осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

 

Представительная  демократия означает осуществление  полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной  власти (на федеральном уровне и  в субъектах федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления. Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

 

  1. Представительная   и  непосредственная  формы  демократии  и  их роль   в политической  системе  общества.

 Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах федерации) и местного самоуправления. Таковыми в Российской Федерации являются: на федеральном уровне – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации; в субъектах федерации – парламенты субъектов Федерации и главы субъектов Федерации; на местном уровне – органы местного самоуправления. Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

 

Цивилизованными формами народовластия считаются  непосредственная и представительная демократия. Высшим непосредственным выражением власти народа обычно признается референдум и свободные выборы.

 

Путем выборов  население страны вручает власть соответствующим государственным  органам, тем самым подтверждая  ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

 

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

 

Референдум - как  высшее непосредственное выражение  власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное  голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

 

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы  внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются  в целом. Принятое на референдуме  решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

 

  1. Политическая система общества: понятие, элементы. Виды политических систем.

Политическая  система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

 Политическая  система имеет следующую структуру:

1.субъекты политической  системы;

2.политическое  сознание – теории, убеждения,  которые определяют осуществление политической деятельности;

3.политические  отношения, которые появляются  между субъектами в процессе  осуществления государственной  власти;

4.политическая  деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5.политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6.политическая  культура, которая представляет  собой систему ценностей, применяемую  для регулирования функционирования  внутри системы.

 

 Субъектами  политической системы являются:

1.государство;

2.политические  партии;

3.общественные  организации и объединения;

4.политические  движения;

5.церковь;

6.органы местного  самоуправления.

 

 Функции  политической системы: 

1.выработка  целей развития общества, планирование;

2.определение  стратегического развития общества;

3.политическая  интеграция общества;

4.регулирование политических процессов;

5.соблюдение  интересов разных социальных  групп общества;

6.создание единого  влияния на социально важные  отношения.

 

 Виды политических  систем:

1.распределительные,  которые характеризуются распространением  власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта;

2.рыночные, которые  опираются на свободное предпринимательство  и товарно-денежное распределение  материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности;

3.смешанные.

 

  1. Место и роль государства в политической системе общества.

Государство –  это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1.является единственным  официальным представителем всего  населения в территориальных географических границах;

2.обладает суверенитетом;

3.имеет специальный  государственный управленческий  аппарат, который призван обеспечить  последовательную реализацию его  воли и задач;

4.специально  созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5.обладает монополией  на правотворчество.

 

Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

 

Теоретические и практические поиски людей направлены на создание таких отношений между государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

 

В политической системе государство взаимодействует  с иными политическими институтами:

политическими партиями и иными общественными  объединениями (в том числе религиозными);

группами давления (так называемыми лоббистами, такими как ВПК, экспортеры нефти и др.), СМИ

 

Государство –  особый институт политической системы. Его особенности:

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан. Государство призвано выражать их общие интересы.

Государство и  только оно располагает аппаратом  принуждения.

Государство творит право, обязательное для него самого и всех других политических институтов.

Государство имеет возможность воздействовать на другие элементы политической системы.

В государстве  рождается бюрократия, т. е. появляется особая социальная группа с особыми  интересами, отличными от общественных интересов. Бюрократия имеет возможность  реализовать бюрократический интерес непосредственно, злоупотребляя своими должностными полномочиями.

 

  1. Особенности российской политической системы.

Политическая  система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии с ней Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

 

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего  в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

 

Характеристика  Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

 

В Российской Федерации  наряду с федеральными органами государственной  власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих  субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий.

 

  1. Понятие права, подходы к его определению. Принципы права.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"