Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

 В качестве  дополнительного элемента правового  регулирования можно выделить  механизм обеспечения права, который  основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, “запускается” в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя также стадии юридической ответственности и ее реализации.

  1. Методы, способы, типы правового регулирования. Правовые режимы.

В основе правового  регулирования лежат два изначальных  приема регулирования, которые определяют использование различных правовых средств, способов, методов регулирования:

· централизованное или императивное регулирование (иначе - авторитарный прием, субординации, подчинения) - это жесткое одностороннее регулирование "сверху донизу" на властноимперативных началах. Отношения субъектов в данном случае характеризуются прямым подчинением одного другому. Этот прием используется в сфере публичного права.

· Децентрализованное или диспозитивное регулирование (иначе - автономный метод, координации, равноправия) - это регулирование, при  котором субъекты общественных отношений  выступают как равноправные стороны; само регулирование осуществляется законодателем сверху лишь по основным направлениям, а непосредственное регулирование реализовывается самими участниками общественных отношений, их индивидуальными согласованными действиями. Этот прием используется в основном в сфере частного права.

 

Сочетание этих приемов предопределяет использование различных способов правового регулирования - основных, выраженных в нормах права, путей определения прав и обязанностей. Существуют следующие способы правового регулирования:

- Запрет - возложение  обязанности воздержаться от определенных действий;

- Обязывание - возложение  обязанности совершить активные  положительные действия в пользу  государства или третьих лиц;

- Дозволение - предоставление  права на совершение активных  положительных действий в своих  интересах.

- Факультативным способом правового регулирования является рекомендование как совет законодателя по поводу оптимальных форм поведения в определенной ситуации.

- Использование  этих способов дает тип правового  регулирования - определенный порядок  регулирования, выражающий общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от соотношения дозволений и запретов в праве.

Существуют  два типа правового регулирования:

¦ Общедозволительный - выражается формулой "разрешено  все, что прямо не запрещено законом". В основе такого регулирования лежит общее дозволение, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных запретов.

¦ Разрешительный - выражается формулой "запрещено  все, что прямо не разрешено законом". В основе такого регулирования лежит общий запрет, а само регулирование осуществляется при помощи конкретных дозволений.

Тип правового  регулирования - это наиболее широкая  категория, он может характеризовать  как всю правовую систему, общество в целом, так и отдельную сферу  общественных отношений.

Процесс правового  регулирования осуществляется также  определенными методами правового  регулирования, под которыми понимается совокупность способов воздействия  на поведение участников общественных отношений. В зависимости от преобладания того или иного способа регулирования выделяют:

- императивный  метод,

- диспозитивный  метод,

- охранительный  метод.

Метод правового  регулирования является одним из важных критериев разграничения  права на отрасли.

 

Правовой режим - это особый порядок правового  регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

 

Правовым режимам  присущи следующие основные признаки:

 они устанавливаются  в законодательстве и обеспечиваются  государством;

 имеют цель  специфическим образом регламентировать  конкретные области общественных  отношений, выделяя во временных  и пространственных границах  те или иные субъекты и объекты права;

 представляют  собой особый порядок правового  регулирования, состоящий из юридических  средств и характеризующийся  определенным их сочетанием;

 создают  конкретную степень благоприятности  либо неблагоприятности для удовлетворения  интересов отдельных субъектов права.

 

В рамках общего правового режима могут устанавливаться  детализирующие его относительно различных  субъектов и объектов режимы правового  регулирования.

 

Режим правового  регулирования представляет собой  систему средств и приемов  регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.

 

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

 

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

 по предмету  правового регулирования - конституционный,  административный, земельный и т.  д.;

 по их  юридической природе - материальный  и процессуальный;

 по содержанию  — валютный, таможенный, пошлинный  и т. п.;

 по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.;

 по функциям  права — режим особого регулирования  и особой охраны;

 по формам  выражения - законный и договорный;

 по уровню  нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.;

 по сфере  использования - внутригосударственный  и межгосударственный (режим территориальных  вод, экономических санкций и  проч.).

 

  1. Понятие   и   признаки   правовой   нормы.   Виды правовых норм.

Норма права – это установленное (или  санкционированное) и охраняемое государством общеобязательное правило поведения.

 

Признаки  нормы права:

общеобязательность  нормы означает, что она -

а) адресована неопределенному кругу лиц;

б) рассчитана на неоднократное применение,

в) является эталоном, «равным масштабом», применяемым  к разным лицам и ситуациям;

 

нормы права в своей совокупности образуют правовые институты, отрасли права  и право в целом, т. е. нормы  права составляют в своей системе содержание права в объективном смысле;

норма находит свое выражение в признаваемых в данной правовой системе формах, т. е. источниках права (в зависимости  от вида источника норма права  либо устанавливается государством, например, путем утверждения нормативно-правового акта, либо санкционируется государством, например, если суд применяет обычай делового оборота);

норма права регулирует общественные отношения, т. е. является социальной нормой;

в отличие  от других социальных норм норма права  охраняется государством, в том числе и путем применения мер государственного принуждения;

из  нормы права вытекают права и  обязанности участников правоотношения.

 

1. По  отраслям права выделяются нормы  конституционного, административного,  трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

 

2. По  функциям: регулятивные нормы и  охранительные. На основе этой  классификации была предложена  ныне популярная двухэлементная  структура нормы права: регулятивные  нормы состоят из гипотезы  и диспозиции, а охранительные – из диспозиции и санкции.

 

3. По  характеру закрепленных в нормах  правил поведения:

обязывающие (предписывающие) – устанавливают  обязанность совершать определенные положительные действия;

запрещающие – запрещают совершать определенные действия;

управомочивающие – предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.

 

4. По  степени определенности элементов  нормы: абсолютно определенные  – это нормы которые с абсолютной  точностью определяют гипотезу, диспозицию и санкцию (например, при принятии Федеральным Собранием конституционного закона Президент обязан его подписать и не имеет права наложить на него вето); относительно определенные – определяют обычно санкцию, а иногда и иные элементы нормы не абсолютно, а указанием на минимальный и максимальный предел какого-либо из признаков, характеризующих элемент нормы (например, убийство по общей норме наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет); альтернативные – это нормы, предусматривающие несколько вариантов в описании их гипотезы диспозиции или санкции (например, убийство при отягчающих обстоятельствах наказывается альтернативно лишением свободы на срок до 20 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью).

 

5. По  логическому объему нормы бывают общие и специальные. Общая норма всегда логически охватывает специальную. При конкуренции общей и специальной нормы применяется специальная норма. Например, норма об убийстве – общая, норма об убийстве в состоянии аффекта – специальная.

 

  1. Структура   нормы   права,   виды структурных элементов.

Существует  три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

 

 Юридическая  структура состоит из трех  взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для соответствующего поведения, правило поведения и  последствия, которые наступают  за нарушение данного правила.

 

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

 Гипотеза  является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых  гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое  осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются  два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная  гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

 

 Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

 

 Управомочивающие  диспозиции определяют правовое  положение субъектов, в рамках  которого они вправе действовать  по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

 

 Обязывающие  диспозиции обязывают субъекты  совершать необходимые действия  по реализации предоставленных  прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы  волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

 

 Запрещающие  диспозиции обязывают воздерживаться  от совершения определенных противоправных  действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

 

 Санкцией  называется такая часть правовой  нормы, которая указывает на  неблагоприятные последствия физического,  имущественного, морального, психологического  характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"