Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

 

Широкое распространение  получила теория «правового государства», которая отстаивает требование об ограничении  деятельности государства, его органов  исключительно формально-юридическими рамками, прежде всего законом, принятым парламентом. Представители данной теории отстаивают принцип невмешательства государства в дела частных предпринимателей, идею «минимального» государства, обеспечивающего свободу производства и торговли, приоритет индивидуальных прав, верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни.

 

Основателями  патриархальной теории происхождения  государства считаются Платон и  Аристотель. Платон власть монарха  сравнивает с властью отца над  членами семьи. Патриархальная теория получила свое развитие в XVII в. в сочинении Р. Филмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога «патриархом», а затем передачу ее уже своим потомкам – королям.

 

  1. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство –  организация суверенной власти в политически организованном обществе на определенной территории.

 

Признаки государства:

1. Территория  – определенная часть поверхности  земли и вод, воздушное пространство  над ними (до минимальной высоты  устойчивой орбиты искусственного  спутника) и недра под ними в рамках государственной границы. Юрисдикция и отдельные суверенные права государства могут распространяться и за пределы его территории. Напр., континентальный шельф и исключительная экономическая зона государства находятся за пределами территориальных вод и к территории государства не относятся. Однако государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов в этих зонах. Юрисдикция государства по уголовным делам распространяется на торговые суда и гражданские самолеты под флагом этого государства в открытом море и над ним, а также на военные корабли и самолеты, где бы они ни находились.

 

2. Население  характеризует состав и принадлежность  людей к данному государству  – институт гражданства, правовое  положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

3. Суверенитет  – способность государства самостоятельно  осуществлять верховную власть  на всей территории государства,  а также в международных отношениях  с другими государствами. В  последнее время активно обсуждаются проблемы так называемого «ограниченного» суверенитета, что связано с образованием таких международных организаций (и одновременно государственных образований), как Европейский союз, Союзное государство России и Беларуси. С другой стороны, эта проблема связана со статусом субъектов некоторых федераций. Напр., союзные республики в составе СССР в соответствии с Конституцией СССР признавались суверенными, что способствовало распаду этого государства. Республики в составе РФ в тексте Федеративного договора, являющегося частью Конституции РФ, также именуются «суверенными».

 

4. Публичность  власти – наличие особого аппарата  власти, представляющего все общество  в целом. С другой стороны,  к публичной власти принято  относить не только государственную  власть, но и властные полномочия органов местного самоуправления, которые Конституция РФ отделяет от государственной власти.

 

Назначение  и сущность государства состоит  в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических  принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.

 

  1. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Выделяют два  основных подхода к типологии  государства: формационный и цивилизационный.

 

Формационный  подход к типологии государства  разработан марксизмом в рамках исторического  материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным уровнем развития производительных сил и типом производственных отношений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Различаются:

 

рабовладельческая формация (которая характеризуется  эксплуатацией рабов рабовладельцами, неэкономическим характером принуждения  к труду и в основе производственных отношений которой лежит право собственности на раба-человека, понимание его в качестве вещи);

феодальная  формация (которая характеризуется  эксплуатацией крепостных крестьян феодалами, неэкономическим характером принуждения к труду и в  основе производственных отношений которой лежит феодальное право собственности на землю, смешение собственности на землю и власти над соответствующей территорией);

капиталистическая формация (которая характеризуется  эксплуатацией рабочих капиталистами  экономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право частной собственности на средства производства);

коммунистическая  формация (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом» социалистическое государство  и социалистическая собственность на средства производства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «социализма» впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно общественное самоуправление).

 

Цивилизационный подход разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»). Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения.

 

  1. Государственный суверенитет как признак государства: понятие, содержание.

В юридической  и политологической литературе государственный  суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей  территории и ее независимость в  международной сфере.

 

Верховенство государственной власти внутри страны означает:

во-первых, распространение  ее властной силы на всех граждан и  организации, обязательность решений  органов государственной власти для других субъектов правоотношений;

во-вторых, только установленные государством правила  поведения признаются общеобязательными  и обеспечиваются системой юридических  гарантий;

в-третьих, возможность  применения мер государственного принуждения  в случае совершения противоправных деяний.

Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Хотя они и  тесно связаны между собой, но представляют различные исторические и общественно-политические явления. Государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основан на признании всего граждански правомочного населения той или иной страны единственным источником государственной власти. Народный суверенитет – источник государственного суверенитета. Суверенитет государства ограничен суверенитетом народа, которому и принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны.

 

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и  свободные выборы. Представительные органы государственной власти осуществляют властные полномочия от имени народа.

 

Следовательно, государственный суверенитет –  это ограниченная правом власть как  внутри страны, так и в международных  отношениях, осуществляемая от имени  народа.

 

На современном  этапе развития цивилизации государственный суверенитет имеет свои пределы, которые во внутренней жизни государства определяются притязаниями других субъектов права, а в международных отношениях – рамками международного права. В настоящее время в современном интегрированном мире все чаще признается, что международное право, международное сообщество и международные организации могут и должны вмешиваться во внутренние дела государств, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и национальных меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгосударственных соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета государств Европейского союза рамками права Европейского союза.

 

  1. Государственная   власть   как   особая   разновидность   социальной   власти. Методы осуществления государственной власти.

Власть –  средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между  властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.

 

 Власть имеет  следующую структуру: 

1.субъект власти (в частности, государство, население);

2.объект (на  кого именно направлена власть);

3.отношения,  возникающие по поводу власти;

4.регламентирующие  правила, нормы.

 

 Власть может  иметь различные мотивы:

1.привычка подчиняться;

2.страх;

3.убежденность  в необходимости повиновения;

4.авторитет  властвующего;

5.доверие;

6.правовые нормы;

7.воля и др.

 

 Источниками  власти могут быть различные  категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

 

 В зависимости  от мотивов и источников формируются  и виды власти:

1.власть вождя  (рода, племени);

2.государственная  (политическая) власть;

3.экономическая  власть;

4.церковная  власть;

5.социальная  власть;

6.родительская  власть и др.

 

 Социальная  власть – это отношения господства  и подчинения между субъектами  власти, которые возникают в любой  общности людей и опираются  на принуждение. При социальной  власти воля и действия одних  лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

 

 Государственная  власть является особой разновидностью  социальной власти. Понятия государственная  и политическая власть являются  синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства,  которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

 

 Характерные  признаки государственной власти:

1. публичность  – распространение власти на  все население государства и  реализация ее специально сформированным  для этого аппаратом управления;

2. универсальность  – этот признак состоит в  том, что власть имеет распространение  на все области общественной  жизни;

3. верховенство  – обозначает свойство государственной  власти подчинять себе другие  виды социальной власти, кроме  власти народа своей страны;

4. законодательная  прерогатива – существование  монопольного права на выработку  юридических норм;

5. легитимность  – соответствие надеждам, ожиданиям  народа, который населяет государство,  интересам его большинства;

6. легальность  – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7. легальное  употребление силы – власти  реализуют свою силу с помощью  специально созданного правоохранительного  (карательного) аппарата (суда, армии,  полиции и т. д.);

8. использование системы выплаты налогов;

9. использование  государственного принуждения; 

10. деление всего  населения только по территориальному  признаку.

 

 Методы управленческого  воздействия государственной власти:

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"