Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

 

 К числу  внутренних относятся функции:

1)  экономическая  – реализация государством управленческого  влияния на экономическую сферу.  Объектами данной деятельности  становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;

 

2)  финансовая  – осуществление управленческой  деятельности по сбору и распределению  денежных средств в целом относится  к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

 

3)  социальная  — речь идет о деятельности  государства в сфере оказания  различных социальных услуг членам  общества, а также заботе о  повышении уровня благосостояния  малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;

 

4)  политическая  — данная функция государства  определяет ее деятельность по  формированию и организации работы  всех органов государственной  власти;

 

5)  экологическая  – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;

 

6)  культурная  – направление деятельности государства  по духовному, культурному развитию  общества, так как в современных  условиях для нормального функционирования  и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

 

7)  охраны  правопорядка, прав и свобод граждан  – эта функция содержит деятельность  государства в области борьбы  с правонарушениями для создания  благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;

 

8)  обеспечения  общественной безопасности —  деятельность государства по  предупреждению и ликвидации  последствий различных неблагоприятных  явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков,  организованной преступности.

 

  1. Основные    внешние    функции    государства.    Характеристика    основных внешних функций современного Российского государства.

 Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

 

В последние  десятилетия произошли значительные изменения не только в России, но и во всем мире. Проблемы глобального  противостояния и прямой угрозы ядерной  войны стали не так актуальны. Значительные изменения произошли  и в основных внешних функциях Российского государства. В частности, одни из них отпали (функции помощи развивающимся странам, сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими государствами), а другие, наоборот, обрели дальнейшее развитие в соответствии с новыми условиями развития (функции борьбы за мир, обороны страны), некоторые функции – возникли вновь (интеграции в мировую экономику, сотрудничества со странами СНГ и т. д.). Российское государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1.последовательное  продвижение национальных интересов  при соблюдении открытости и  сотрудничества в международных  отношениях;

2.создание благоприятных  условий для внутреннего развития  страны и продолжения реформ.

 

Можно выделить две основные внешние функции Российского государства.

 

1.  Военную  — в содержание данной функции  государства входит ведение войн, оборона страны в военное время,  обеспечение готовности к обороне  в мирное время, охрана государственных  границ. В настоящее время сохраняются очень острые межгосударственные и межнациональные противоречия.

 

Современными  мировыми государствами, в том числе  и Российским государством, признана доктрина «достаточной обороны», которая  состоит в том, что государствам необходимо обеспечивать военный потенциал, достаточный для гарантированной безопасности, вместо достижения количественного паритета вооружений. Данная доктрина призвана обеспечить существенное сокращение расходов на вооружение в России и мире, а также дает возможность для снижения угрозы возникновения вооруженных конфликтов.

 

2.  Функцию  сотрудничества с другими государствами  — она в разных сферах деятельности  становится объективно необходимой  для всех современных государств, в том числе и для Российской  Федерации. Мир обретает новое качество, сегодня уже невозможно, да и невыгодно придерживаться политики самоизоляции. Сотрудничество, координация действий в экономической, природоохранительной, правоохранительной, культурной и иных сферах деятельности отвечает интересам любого государства. Большую роль в координации сотрудничества между государствами играет деятельность Организации Объединенных Наций, работа ее специализированных учреждений, иных международных организаций на основе двусторонних или многосторонних соглашений.

 

 Среди главных  направлений межгосударственного  сотрудничества необходимо выделить  сотрудничество:

1.в экономике;

2.поддержании  мира и мирового правопорядка;

3.природоохранительной  деятельности;

4.борьбе с  международной преступностью;

5.сфере науки,  культуры, образования;

6.решении демографической,  сырьевой, энергетической проблем,  освоении космического пространства.

 

  1. Механизм государства и его совершенствование в Российской Федерации.

Механизмом  государства называют систему государственных  органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

 

 Для  изучения механизма государства  используют структурно-функциональный  подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

 

 Признаки  механизма государства:

1.наличие  системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2.сложная  структура;

3.взаимообратная  связь между функциями государства  и государственным механизмом;

4.решение  задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

 

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

 

1) государственные  органы, которые связаны между  собой отношениями соподчинения  и наделены правами совершать действия от имени государства:

•органы представительной власти;

•органы исполнительной власти;

•судебные органы;

•контрольно-надзорные  органы;

 

2) государственные  учреждения, которые не обладают  властными полномочиями и специально  не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1.государственные  учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2.государственные  предприятия и организации, сформированные  для производства разной продукции,  а также для оказания услуг населению страны;

3.государственные  гражданские служащие – те  лица, которые профессионально занимаются  управлением государства, поэтому  занимают назначенную государственную  должность;

4.здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

 

 Механизм  государства действует на основе принципа разделения властей.

 

Особенности структуры гос. механизма в России:

 

1. Строгое  разграничение гос. и муниципальных  органов, гарантируется относительная  независимость органов местного  самоуправления от государства. 

 

2. Принцип  разделения властей проводится  не в полном объеме. Президент  стоит как бы над системой  разделения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на «округа», назначив своих «полномочных представителей».

 

3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из «представителей» от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.

 

4. Исполнительная  власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и  ведомствами (которые могут иметь  свои территориальные органы) и  органами исполнительной власти  субъектов Федерации. 

 

5. Судебная  власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. К федеральным судам относятся:

ВС  и возглавляемая им система судов  общей юрисдикции;

ВАС и  возглавляемая им система арбитражных  судов;

КС.

 

6. Прокуратура  – система независимых правоохранительных  органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинение по уголовным делам в суде.

 

  1. Понятие, признаки и виды государственных органов. Принципы их организации и деятельности.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

 

 В  соответствии с этим можно  выделить следующие признаки  органа государства:

1.юридически  организационный и экономически  определенный характер;

2.наличие  собственной структуры;

3.имеет  государственно-властные полномочия;

4.государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства;

5.наделение  полномочиями в конкретной сфере  общественной жизни, учитывая  предназначение и место в государственном  механизме;

6.выполнение  строго определенных государственных  функций и задач;

7.обладание правом на издание юридических актов;

8.наличие  нужных материальных средств;

9.реализация  деятельности на базе нормативных  правовых актов;

10.близкое  взаимодействие с иными государственными  органами.

 

  В  зависимости от порядка формирования  государственные органы делят:

1.на  первичные – к ним относят  органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном  законом порядке;

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"