Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:27, шпаргалка

Описание работы

ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДЛЯ ГАК

Государственно-правовая действительность как объект теоретического познания (предмет, задачи и структура теории государства и права).

Файлы: 1 файл

Теория государства и права.doc

— 823.50 Кб (Скачать файл)

1.метод принуждения  (насилия);

2.метод руководства  (убеждения).

 

 Государственная  власть делится:

1.на законодательную;

2.исполнительную;

3.судебную.

 

  1. Место и роль полиции в осуществлении внутренних функций государства.

Полиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Задачами полиции являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение  и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и  раскрытие преступлений;

охрана общественного  порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита частной, государственной, муниципальной и  иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам  в защите их прав и законных интересов  в пределах, установленных Законом.

Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

 

Полиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

На полицию, как одну из важнейших составляющих государственного механизма, возлагается  выполнение многих функций, в том  числе и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, охрана общественного порядка и борьба с преступностью.

 

Роль органов  полиции различна в государствах тоталитарных и правовых, демократических.

В правовом, демократическом  государстве репрессивные и карательные функции, в большинстве своем, уступают место задачам обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики и контроля над преступностью, предоставления широкого спектра социальных услуг населению.

 

В силу этого  органами полиции решаются также  важнейшие задачи профессиональной социализации, повышения уровня правосознания  и профессиональной культуры своих сотрудников. Поэтому изучение организации и деятельности полиции таких демократических государств, как Франция, США, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Канада, Япония и другие имеет не только теоретическое, но и практическое значение в плане внедрения в деятельность органов внутренних дел России современных форм и методов правоохранительной деятельности.

 

  1. Теория разделения власти в государстве. Система сдержек и противовесов в системе власти.

В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

 

 Суть его  содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три  основные функции государственной  власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из  данных функций должна осуществляться  самостоятельно соответствующими  органами государственной власти, так как соединение законодательных,  исполнительных и судебных функций  в работе одного государственного  органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный  орган в процессе реализации  одной из трех функций государственной  власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга.

 

Данная схема  взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной  для организации государственной  власти в современном демократическом государстве.

 

В частности, на федеральном уровне организации  государственной власти в Российской Федерации система сдержек и  противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

 

1.  Законодательный  орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

 

2.  Исполнительный  орган – Правительство Российской  Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

 

3.  Судебные  органы – Конституционный, Верховный  и Высший Арбитражный Суды  Российской Федерации – обладают  правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

 

  1. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

Функцией государства  считают направление его деятельности по решению вставших перед ним  задач. Функции – это то, чем  занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом.

 

Функции Российского  государства – это характер и  направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

 

Функции государства  отличаются от функций органов государственной  власти, которые специально созданы  для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

 

Многообразные функции Российского государства  можно классифицировать по разным основаниям:

1.отталкиваясь  от длительности осуществления  ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить  на постоянные (которые государство  реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2.по значимости  – основные и вспомогательные.  С помощью первых реализуются  наиболее важные направления  государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3.учитывая направленность  государственной деятельности, –  общесоциальные и классовые;

4.в зависимости  от сферы государственной деятельности  – внутренние и внешние.

 

В современной  юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

1. экономическая  функция - направленная на обеспечение  нормального функционирования и  развития экономики, в частности  через организацию общественных  работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2.политическая  функция — связана с обеспечением  государственной и общественной  безопасности, национального и социального  согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3. социальная  функция — согласно ей государство  осуществляет охрану прав и  свобод населения или определенной  его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4. идеологическая  функция — поддержка определенной  идеологии, организация образования,  поддержание науки, культуры и др.

 

Формы осуществления  функций государства – это  упорядоченная по своим внешним  свойствам деятельность государственных  органов, через которые реализуются  функции государства.

 

 Различают  следующие формы осуществления  функций государства:

1. правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;

2. организационная  – однородная по своим внешним  характеристикам и не приводящая  к юридическим последствиям деятельность государства.

 

В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:

1.на правотворческую,  связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных  правовых актов;

2. правоприменительную,  которая направлена на осуществление,  исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;

3. оперативно-исполнительную  деятельность государственных органов,  направленную на разрешение оперативных  вопросов по изданию актов  применения права;

4. правоохранительную  деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.

 

Вместе с  тем организационная деятельность включает в себя:

1. организационно-регламентирующую  деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;

2. организационно-хозяйственную  деятельность, связанную с материальным  обеспечением осуществления государственных функций;

3. организационно-идеологическую  деятельность — это повседневная  деятельность, при которой используются  воспитательные и разъяснительные  методы.

 

Существует  также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:

1. законодательная  – деятельность законодательных  (представительных) государственных  органов, которая состоит в  издании обязательных для исполнения  всеми нормативно-правовых документов;

2. исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;

3. судебная –  деятельность судебных органов,  направленная на осуществление  правосудия;

4. контрольно-надзорная  – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.

 

Методами осуществления  функций государства считают  такие средства, с помощью которых  решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).

 

  1. Основные   внутренние   функции   государства.   Характеристика   основных внутренних функций современного Российского государства.

Внутренние  функции государства – это  направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"