Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, государство  по отношению к праву осуществляет правотворчество, реализацию права, правоохранительную деятельность и правообеспечение. Отсюда вывод - государство довольно разнообразно воздействует на право. Однако следует иметь в виду, что право также воздействует на государство. Его влияние исключительно велико, и оно играет прогрессивную роль. Право регламентирует внутреннюю деятельность органов государства. Правовые нормы устанавливают права и обязанности каждого органа государства в сфере его предметной деятельности. Это осуществляется путем закрепления в специальных нормативных правовых актах их компетенции. Такие нормативные акты могут быть законами, уставами, положениями. В них право определяет своими нормами, что может и что не должен делать тот или иной орган. Тем самым устанавливается возможная государственная деятельность.

 

35. Понятие  и основные принципы правового  государства.

Развитие российского  государства должно осуществляться в направлении формирования правовой государственности. Тем самым в  России на официальном уровне признана теория правового государства.

Данная теория имеет  древнюю историю. В работах древние  мыслители говорили, что правители  должны подчиняться законам. В этом заложено основание правовой государственности. Наибольшее развитие эта концепция  получила после I Мировой войны. В Англии это теория господства права, в Германии - теория правового государства. В основе этой концепции лежит представление о том, что государство должно быть связано правовыми рамками и не должно выходить за пределы, установленные правом.

 Правовое государство  основывается на ряде принципов:

  • господство закона во всех основных сферах общественной жизни;
  • связывание законом государства и его органов в их практической деятельности;
  • незыблемость прав и свобод личности;
  • взаимная правовая ответственность личности и государства;
  • контроль и надзор за соблюдением законности.

Наряду с ними называется и ряд других: принцип разделения властей, правовые основы работы и другие. Тогда правовое государство - это характеристика, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства правовыми нормами, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального.

В целом же основными  путями формирования правовой государственности  в современном российском государстве  являются демократичная деятельность государства, проведение правовой реформы, борьба с правонарушениями и преступностью, укрепление режима законности. Правовое государство - это цель, к которой стремится государство на пути демократического развития.

 

 

36. Основные  проблемы формирования правового государства в России.

Значительный шаг в  развитии идей правового государства  в России был сделан за период с 1985 года по настоящее время за годы так называемой перестройки и  постперестройки. Именно в этот период были расширены права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с "запретных" тем. В Конституции РФ 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др. В Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое. Разумеется, такое представление о Российском государстве, где до сих пор процветают криминал и взяточничество, сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим бесправием народных масс, выглядит явным преувеличением. К тому же следует учитывать тот факт, что любое государство (в том числе и Российское) в силу объективных и субъективных причин не сможет стать правовым до конца. Дело в том, что необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, иногда сталкивается с исключительно важными для выживания государства обстоятельствами, когда первое подвергается сомнению и испытанию со стороны второго. Это означает, что в исключительные моменты государственной жизни потребность дать полное осуществление господству права встречает преграду в еще более сильной потребности. Вполне справедливо и обоснованно доминирует точка зрения, согласно которой государство не может себе позволить в одних случаях соблюдать действующее законодательство, а в других не соблюдать. Оно должно в любых обстоятельствах строго следовать правовым предписаниям.

 

37. Понятие,  признаки и сущность права.

 Историческая наука  свидетельствует, что право возникает  вместе с государством на определенном  этапе общественного развития. Оно  возникает как реализация необходимости по-новому урегулировать общественную жизнь на началах частной собственности и социального неравенства в обществе. Необходимость права объясняется потребностью сглаживания, урегулирования социальных трений и противоречий. Возникновение права исторически происходит двумя путями. Это:  1) государственное санкционирование каких-либо объективно сложившихся норм;

          2) правотворчество.

Государственное санкционирование означает возведение в ранг правовых требований каких-либо общественных отношений или норм, существовавших в виде обычаев, традиций и т.д. Это означает придание общесоциального характера той социальной норме, которая ранее опиралась только на общественное мнение. Возникновение права характеризуется тем, что органы государственной власти наиболее важные, социально значимые и отвечающие интересам политической власти нормы берутся под защиту государства. На этапе возникновения права правовое регулирование не может строиться только на началах права, возникшего их обычаев. Отсюда возникает необходимость правовых норм, которые бы защищали и выражали волю и интересы выделившейся из общества верхушки, олицетворявшей политическую власть. Это вызывает правотворчество - государственную деятельность, состоящую в разработке и введении в действие каких-либо новых правовых норм. Оно означает создание новых норм, отмену ранее действовавших или внесение в них изменений.

Право с момента возникновения  проявляет себя как особый социальный институт общества. В этом качестве оно характеризуется рядом существенных признаков. Наиболее основными признаками права являются:

  • государственно-волевой характер;
  • нормативность;
  • государственная обязательность;
  • системность;
  • формальная определенность.

Государственно-волевой  характер проявляется в том, что право есть выражение государственной воли, получившей формально определенное выражение в виде законов, уставов, кодексов и т.д. Формирование государственной воли - сложный процесс. В основе его лежит возведение наиболее существенных интересов классов, социальных слоев в ранг правовых требований. Человеческие интересы, осознаваясь людьми, превращаются в юридические мотивы их деятельности, и право в целом выглядит как система юридически защищенных интересов. Интересы отдельных лиц, социальных слоев и классов выражаются в политике и влияют на деятельность правотворческих органов. Правотворческие органы, осознавая наиболее важные интересы общественной жизни, закрепляют их в виде требований. Государственная воля объективно выражается в системе источников права. Право есть средство обслуживания, защиты и гарантирования совокупных интересов людей. Нормативность права выражается в его способности быть результатом общественных отношений. Это достигается путем установления рамок, границ человеческого поведения. Устанавливая эти границы, право тем самым нормирует деятельность людей. Оно системой своих требований приводит человеческое поведение к норме. Правовые нормы вытесняют из жизни общества социально вредные варианты поведения, а также разрешают и гарантируют полезное поведение. Нормативность права есть его способность через волю и поведение человека обеспечить регулирование его деятельности.

Государственная обязательность заключается в том, что нормы права выражают в своем содержании не совет или призыв, а безусловный государственный императив, подкрепленный возможностью государственного принуждения. Правовые требования всегда государственно обязательны. Они подлежат безусловному исполнению, а если какое-либо требование не соблюдается, то аппарат правоохранительных органов в обязательном порядке заставляет подчиняться требованиям, содержащимся в правовых нормахСистемность права выражается в том, что оно не представляет собой механическую сумму правовых требований. Наоборот, правовые нормы представляют единую, согласованную, непротиворечивую систему. Каждая правовая норма занимает отведенное ей место и ее юридическая сила определяется, исходя из того места, которое она занимает. Системность права обеспечивает единство, централизованность правовых требований.

  Формальная определенность выражается в том, что правовые нормы издаются строго определенными органами, вступают в силу в строго определенном порядке, выражаются в виде знаков письменной речи правотворческих органов. Отсюда право имеет письменную историю. Формальная определенность позволяет ознакомиться со смыслом и содержанием правовой нормы. Это важное средство установления единообразия и понимания  применения правовых норм. С другой стороны, она является своеобразным заслоном на пути произвола в интерпретации смысла права.

Таким образом, с учетом основных признаков право можно определить как систему формально определенных, государственно-обязательных норм, опирающаяся на силу и мощь государственного принуждения. В науке продолжает обсуждаться вопрос о сущности права. По этому поводу существуют различные подходы. Гегель отмечал, что почвой права вообще, его исходной точкой является воля, которая свободна. Так что свобода составляет ее субстанцию и определение. Свобода в человеческом обществе существует в виде закона. Юридическая практика современной России основывается на нормативном понимании права. Право - это то, что зафиксировано в источниках права. Сторонники "широкого" понимания обращают внимание на следующее: в нормах права имеются иногда несправедливые, недемократичные положения. Несправедливый закон - это не право (Лившиц, Нерсесянц). Если в праве обнаруживаются устаревшие нормы, то гражданин должен обращаться в компетентные органы, настаивать на изменении данных норм. Сторонники "широкого" подхода исходят из того, что право не сводится только к нормам, право выражается в виде правосознания, субъективных правовых принципов. Отсюда право - это широкий круг явлений правовой жизни общества

 

 

 

38. Проблемы  правопонимания в зарубежной  и отечественной научной литературе.

Право является объективно необходимым средством социального  регулирования. Это означает, что  современное цивилизованное общество не может обойтись без права, решая  свои проблемы. Необходимость права  имеет объективный характер. Эта  объективная необходимость права объясняется тремя факторами: с точки зрения экономики, политики и идеологии. С позиций экономической обусловленности право выступает как важнейшее средство, инструмент регулирования производительных сил и производственных отношений общества. Экономические отношения не могут успешно развиваться при отсутствии правовых норм. Право регламентирует характер трудовых отношений, оно закрепляет формы собственности, регламентирует производство материальных и духовных благ, а также их распределение в современном обществе. С политической точки зрения право регламентирует область политических интересов и политическую деятельность людей. Оно закрепляет порядок образования, принципы деятельности высших органов власти, управления и суда. Его нормы определяют, кто может быть субъектом политической системы, регламентируют также юридически допустимые формы и методы политической деятельности. Тем самым правовые нормы вносят упорядоченность в политическую деятельность. С точки зрения идеологии необходимость права в обществе определяется тем, что в правовых нормах заложены наиболее значимые идеи общественной жизни, которые получают свое правовое закрепление и таким образом ставят пред людьми идеологические ориентиры. Право несет мощный идеологический заряд, закрепляя наиболее важные ценности людей. Оно сдерживает эгоизм в повседневной деятельности людей и воспитывает законопослушную личность. Без права современное общество не может нормально развиваться и функционировать. Уходят в прошлое идеи анархического характера о том, что в будущем рабочий класс и крестьянство, завоевав политическую власть, будут обходиться без права. Жизнь свидетельствует о том, что без права общество обойтись не может. Поэтому вопрос о сущности права, его основных признаках является одним из наиболее спорных. Еще немецкий философ Э. Кант писал, что юристы все еще ищут свое определение права. Вопрос о сущности права продолжает находиться в центре идеологической борьбы. Это объясняется рядом причин социально-идеологического и гносеологического характера. С точки зрения истории, сложность понимания права состоит в том, что оно, как и государство, тесно связано с выражением воли различных социальных сил. Каждый класс, социальный слой рассматривает право как удобное средство защиты и обоснования своих интересов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"