Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Дуалистическая  монархия - исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

  Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.

 

19. Монархия  как форма государственного правления:  понятие и виды.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, за результаты свой деятельности не несет юридической ответственности. Все монархии делятся на абсолютные и конституционные.

Абсолютная  монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (исполнительной, законодательной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Это рудиментная форма правления, но в настоящее время в мире сохраняется восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.

 Конституционная монархия - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Монарх выступает как отец нации, но существенных полномочий ему не предоставлено. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Дуалистическая  монархия - исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет двойную ответственность - перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

  Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх выполняет свои функции чисто номинально. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит верховенство среди других органов государства.

 

20. Республика  как форма государственного правления:  понятие и виды.

Республика - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному, представительному, коллегиальному органу. Государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу, который выполняет свое функциональное назначение в режиме "сдержек и противовесов" с другими ветвями власти. Представительная власть сменяема, избирается на определенный срок. Законодательно закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. Признаки республики:

  1. выборность и сменяемость представительной власти;
  2. коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
  3. законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республика - наиболее распространенная форма правления. Она представлена двумя ее основными разновидностями - парламентской и президентской  республиками. Главное различие между  ними состоит в особенностях политической ответственности правительства.

В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.). Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.

В президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и поэтому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако, нуждается в его поддержке. В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).

 

21. Форма  государственного устройства: понятие  и виды.

 Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство выражается в делении территории государства на определенные административные единицы. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Унитарное государство - это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы, обладающие равными правами. То есть административное деление характеризуется равным положением всех субъектов. Такие государства появляются там, где есть одна (табельная) нация.

Федерация - сложное государство, образованное на основе заключения союзов между самостоятельными субъектами, объединившимися для создания единого государства и решения общих задач.

Наряду с федерацией в науке выделяется понятие конфедерации. Конфедерация -  временный союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенитета, созданный для решения общих экономических, политических целей. Со временем оно трансформируется в более прочный союз и становится федерацией либо распадается на самостоятельные суверенные государства.

 

22. Федерация  как форма государственного устройства: основные принципы и виды.

 Федерация - сложное государство, образованное на основе заключения союзов между самостоятельными субъектами, объединившимися для создания единого государства и решения общих задач. Составляющие федерацию государственные образования являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные и соответствующие им органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура федерального парламента.

 В зависимости от роли  национального (лингвистического) фактора  в определении структуры федерации  различаются федерации на территориальной (США, Австралия, Австрия, Бразилия Мексика), национальной (Индия, Бельгия, Пакистан) и смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).

 

23. Понятие, структура  и виды политических режимов.

Политический  режим - система средств осуществления государственной власти. Это динамическое явление, которое имеет связь не только с формой, но и с самой сущностью государства. В политическом режиме наиболее выражено социальное назначение государства, поэтому подчеркивается, что политический режим - это внутренняя форма государства. Политический режим - показатель демократичности данного государства. Все государства делятся на демократические и антидемократические.

Демократический режим - режим, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан, предполагающий выборность основных органов государственной власти, наличие прав и свобод граждан и условия для их реализации.

При антидемократическом режиме население  отстранено от участия в управлении государством. Правовая государственность  отсутствует. Антидемократические  режимы делятся на тоталитарные и  авторитарные.

Тоталитарный режим - режим, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, диктатом одной идеологии. Вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица, опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной.

Авторитарный режим - режим, предполагающий более или менее высокую степень ограничения политических свобод, концентрацию государственной власти в руках одного лица ли группы лиц. Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что отличает его от тоталитарного режима.

 

24. Понятие и  классификация функций государства.

Комплексное представление  о формах и методах осуществления  политической власти выражается в понятии  функций государства. Функции государства отвечают на вопрос, что и как делает государство для налаживания и управления делами общества. С точки зрения философии, функция рассматривается как реализующееся свойство какого-либо явления, то есть под функцией государственных и правовых явлений следует понимать их возможность и способность к определенной деятельности. В научной литературе по поводу понятия функций государства единство мнений не достигнуто. Одни авторы считают, что функции государства - это стороны и направления государственной деятельности. Другие - что функции государства - это не просто стороны и направления, а сама государственная деятельность. функции государства - это основные направления и стороны деятельности государства, в которых выражается его сущность, служебная роль, задачи и цели.

Все функции государства имеют  общие черты. По своему содержанию функция  государства есть однородная по характеру  деятельность. Функции государства  выражают наиболее глубинные, сущностные стороны государства. В функциях выражается активная, служебная роль государства по отношению к обществу, особенности и закономерности развития самого государства. Наконец, важно иметь в виду, что функции государства определяются задачами и целями, стоящими перед государством. Изменение в задачах государства ведет и к изменению самих функций. Задачи - это цели, ориентиры, к которым стремится государство. Функции - средства достижения целей, осуществления задач. В соотношении задачи являются ведущим понятием.

функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции - это основные направления систематически осуществляемой государством работы по решению внутригосударственных задач (экономическая, идеологическая, социально-трудовая деятельность). Внешние функции представляют собой взаимодействие и сотрудничество государств на международной арене.  Все функции государства делятся на основные и неосновные, или второстепенные (подфункции). Это деление функций государства по степени важности. Основные функции государства - стороны и направления государственной деятельности, реализующиеся в решении стратегических задач и целей государства. Они имеют комплексный, собирательный характер. В них могут объединяться несколько подфункций. Например, экономическая функция выражается в управлении хозяйством, но она складывается из управления промышленностью, сельским хозяйством и т.д. Все функции государства делятся на созидательные и охранительные. Созидательные функции - это деятельность государства по созданию материальных и духовных благ. Охранительные функции - это охрана условий созидательной работы государства. Это, как правило, работа специальных охранительных органов.

 Функции государства могут  быть временными и постоянными. Временные функции возникают у государства для разрешения важных, но кратковременных задач. Постоянные выглядят, как центральные направления систематически осуществляемой государством деятельности.

В научной литературе имеются и  другие классификации. В последнее  время пропагандируется классификация  функций государства на законодательные, исполнительные и судебные. Но здесь речь идет не о функциях государства, а о разделении государственной деятельности. То есть законодательное, исполнительное и судебное распределение демонстрирует принцип разделения властей, и в этом его главная задача.          

Основные внутренние и внешние  функции государства имеют длительную историю своего становления. Нужно  учитывать, что функции современного государства не совпадают с функциями  государства рабовладельческого или  феодального.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"