Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)
  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы;
  • равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  • обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • гласность в осуществлении государственной службы;
  • ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение или неподлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность государственной службы.

К числу этих принципов  следует отнести также сочетание  коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной  службы.

 

30. Понятие  и структура политической системы  общества.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтах, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой единство четырех сторон:

1) институциональной  (государство, политические партии, социально-экономические и другие  организации, образующие в совокупности  политическую организацию общества);

2) регулятивной (право,  политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.)

3) функциональной (методы  политической деятельности, составляющие  основу политического режима);

4) идеологической (политическое  сознание, прежде всего господствующая  в данном обществе идеология).

В структуре политической системы можно выделить следующие элементы:

  • политические и правовые нормы - это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.
  • политическая структура - совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей может быть сведено в двум основным типам: сами действия, упорядочивающие отношения (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям) и  учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются.
  • политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы политической власти в обществе. Политическая деятельность подразделяется на несколько четко выраженных состояний. Это: 1) политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической; 2) политическая пассивность - это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности; 3) политическая активность - стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовывать свои интересы.
  • политическое сознание - это многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов государственной власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании два уровня организации: концептуальный - политические теории, доктрины, программы и учения и обыденный - несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.
  • политическая культура - это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регулирования их деятельности и отношений.

 

31. Место  и роль государства в политической системе российского общества.

Государство выступает  как центральная составляющая политических отношений. Оно занимает центральное  место в политической системе. Государство  можно назвать организацией политической власти, призванной осуществлять как  сугубо классовые интересы, так и общие цели. Государство в политической системе выполняет особые функции. Особые свойства государственной власти:

  1. только государство располагает специальным аппаратом принуждения. Никакая другая организация этим аппаратом не располагает. Это создает особые возможности государства для проведения в жизнь основных направлений своей политики;
  2. государство выступает собственником основных средств производства, и это создает возможность государства финансировать проведение своей политики. Российское государство не является монопольным собственником средств производства, однако оно продолжает владеть в значительном объеме промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. И это служит экономическим гарантом решения политических задач средствами государственной власти;
  3. особая роль государства определяется тем, что только оно издает и проводит в жизнь правовые нормы. Это служит дополнительным гарантом влияния государства на политическую жизнь, то есть государство - это особый, наиболее значимый субъект политической системы. Располагая государственной властью, оно организует и направляет всю политическую деятельность.

 

32. Понятие,  классификация и роль общественных  объединений в политической системе.

Деятельность общественных объединений осуществляется на принципах: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Учитывая разнообразный  характер целей, для достижения которых  создаются общественные объединения, Федеральный закон предусматривает  пять различных организационно-правовых форм их функционирования. Это: общественная организация;

                                                      общественное движение;

                                                      общественный фонд;

                                                      общественное учреждение;

                                                      орган общественной самодеятельности.

Важной особенностью общественной организации является наличие фиксированного членства. Членами данной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, а постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию (съезду, конференции). Общественное движение сходно по структуре с общественной организацией, однако не имеет фиксированного членства. Главной целью общественного учреждения является оказание услуг, отвечающих интересам участников и соответствующим уставным целям. Орган общественной самодеятельности не имеет членства и преследует цель совместного решения различных социальных проблем, которые возникли у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение потребностей широкого круга лиц.

По территориальному охвату общественные объединения могут  быть: общероссийские;

                                                                                                                         межрегиональные;

                                                                                                                         региональные;

                                                                                                                         местные.

Местные общественные объединения осуществляют свою деятельность в пределах территории органа местного самоуправления, региональные - в пределах одного субъекта РФ, межрегиональные - в менее чем половине субъектов РФ, а общероссийские общественные объединения имеют свои структурные подразделения более чем в половине субъектов РФ. Взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, кроме случаев, установленных законом. у Для реализации целей, указанных в уставе, общественное объединение имеет право:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
  • учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, других граждан в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях при наличии государственной регистрации и в том случае, если участие в выборах предусмотрено в уставе данного общественного объединения.

Особое место в системе  общественных объединений, как и  вообще в политической системе любого государства, занимают политические партии. Они создаются в целях политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены в непосредственное решение государственных проблем, их деятельность регламентируется ФЗ "О политических партиях" от 21 июня 2001 года. Одной из массовых форм общественных объединений являются профсоюзы.

 

33. Основные  формы взаимодействия органов  государства и общественных объединений.

Органы государства  и общественные объединения является составной частью единого понятия  политическая система. Наблюдается  их тесная связь и взаимодействие в процессе деятельности политической системы. Можно проследить как воздействует государство на общественные объединения:

  • государством осуществляется правовая регламентация деятельности общественных объединений - оно утверждает уставы общественных объединений;
  • государство и его органы следят за режимом законности в деятельности общественных объединений путем плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства (МВД, Прокуратура);
  • государство предоставляет некоторым общественным объединениям осуществление общественных государственных функций. Например, это взаимодействие с органами общественной самодеятельности - народными и казачьими дружинами;
  • органы государства оказывают помощь и гарантируют исполнение решений, принятых в общественных объединениях. Отдельные общественные объединения в связи с их значением могут получать материальную помощь со стороны государства.

В свою очередь, общественные объединения могут оказывать  обратное воздействие на органы государства:

  • общественные объединения участвуют в формировании государственных органов, выдвигая своих кандидатов в депутаты;
  • общественные объединения участвуют в практической работе органов государства;
  • общественные объединения участвуют в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Это основные формы участия общественных объединений в правовой жизни общества. Они могут выступать инициаторами принятия законов по основным вопросам. Большую роль играют общественные объединения, созданные по типу политических партий, профсоюзы. Общественные объединения принимают участие в правоприменительной деятельности: они могут выдвигать общественных защитников, обвинителей. Добровольные народные дружины ставят своей задачей охрану порядка на определенной территории.

 

34. Соотношение  государства и права.

Вопрос о соотношении  государства и права представляет собой предмет давней дискуссии.

1) Право первично по  отношению к государству. Оно  исторически возникло раньше, чем  государство. Правовые нормы связывают  деятельность государства, ставя  рамки допустимой государственной деятельности. В целом такая научная позиция является либерально-демократической. В ее основе лежит стремление доказать, что государственная власть в своей деятельности имеет правовой характер и, таким образом, правовые нормы определяют рамки, пределы государственной деятельности. 2) Государство и право возникают одновременно, при этом политическая жизнь свидетельствует, что государство создает, творит правовые нормы через правотворческую деятельность специальных уполномоченных органов. Отсюда право - это приказ суверена, это то, что предписывает политическая власть. Право производно от государства, зависит от актов правотворческих органов.

Отношения государства  и права характеризуются формулой "единство-различие-взаимодействие". В этой связи государство есть политически-территориальная суверенная организация политической власти, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны. Право есть система формально определенных государственно-обязательных норм, опирающихся на мощь государственного принуждения. Государство и право возникли на определенной ступени исторического развития в одно и то же время. Они вызваны к жизни одними и теми же причинами. Между государством и правом существуют причинные и функциональные связи. История свидетельствует, что государство и право возникли под влиянием экономических и демографических факторов. Переход от присваивающей к производящей экономике, появление частной собственности и разделение общества на богатых и бедных вызвали к жизни как государство, так и право. Эти два социальных института возникли в результате достаточно длительного периода человеческой историиВзаимодействие государства и права характеризуется взаимным влиянием их друг на друга. Основные черты этой взаимосвязи: государство воздействует на право путем правотворчества, реализации права и правоохранительной деятельности. Государство в лице своих правотворческих органов создает правовые нормы, и право - это продукт государственной деятельности. В этой концепции можно выделить два научных подхода.

1) Государство - это  творец права. Оно осуществляет  свою суверенную власть. В возможности  государства создавать правовые  нормы выражается его независимость.

2) Право создается  не государством, а самими условиями общественной жизни. Социальная жизнь формирует экономические, социальные, политические и прочие потребности. Они вызывают к жизни сложившиеся общественные связи между людьми. В актах человеческого взаимодействия заложена возможность задавать право.

. Реализация права  протекает в четырех основных  формах:

  1. соблюдение права;
  2. исполнение права;
  3. использование права;
  4. применение права.

Соблюдение, исполнение, использование и применение права  проявляются в повседневной работе всех звеньев и ветвей власти. Все ветви власти в своей практической работе обязаны соблюдать те правовые запреты, которые выражены в действующем законодательстве. Особое внимание государства обращается на применение права - это властная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц путем рассмотрения и разрешения дел. Таким образом, государство - это один из важнейших правореализаторов. Государство по отношению к праву занимается правоохранительной деятельностью. Подобная работа осуществляется специальными правоохранительными органами, которые в своей повседневной деятельности исследуют признаки неправомерного поведения и привлекают виновных к ответственности, тем самым нарушение права восстанавливается. Правоохранительная деятельность нацелена на восстановление нарушенных прав. Правообеспечительная работа - это система идеологических мероприятий, призванных распространять в обществе знания о праве и воспитывать законопослушную личность.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"