Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:49, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и общая характеристика теории государства и права как науки.
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Ее функции.
...
94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.

Файлы: 1 файл

TGP.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

Классическое рабовладельческое государство и право оказало существенное влияние на последующее развитие государств Западной Европы.

 

15. Феодальное  государство и право.

Феодальное государство  выступает как государство, пришедшее  на смену или восточной деспотии, или рабовладельческому государству. По своей сущности оно являлось государством класса феодалов. Основу феодального государства составляет сословное деление. Каждое сословие имеет свои особые права и обязанности. Сословия представляют собой сложившуюся на основе феодальных отношений классовую организацию, которая закреплена классовым законодательством. Переход из одного сословия в другое был крайне затруднен. Государство в этих условиях защищает интересы феодалов, и оно направлено против крепостных крестьян и ремесленников.

Феодальное государство во внутренней деятельности выполняет функции:

  1. удержания крестьян в зависимости и подавления их сопротивления;
  2. охраны частной собственности феодалов;
  3. идеологическую;
  4. ведения общих дел.

Во внешней деятельности феодальное государство осуществляет работу по защите своей территории и захвату чужих.

Основной формой феодального государства  явилась монархия, которая на различных  этапах сильно изменялась и характеризовалась  сильной властью монарха. По мере того, как в недрах феодализма развивался капиталистический уклад, раздробленность становится помехой в развитии производительных сил, поэтому монархи начинают привлекать к управлению дворянство, духовенство, горожан. Начинает складываться сословно-представительная монархия. Во главе государства рядом с монархом находятся сословно-представительные органы, которые занимаются сбором налогов и выполняют некоторые другие функции под руководством монарха. Сословно-представительная монархия сменяется абсолютной. Абсолютизм складывается в то время, когда феодальные сословия приходят в упадок, а из сословия горожан формируется буржуазия. Абсолютизм - высший этап в развитии феодализма, характеризующийся строжайшим централизмом. Феодальное право - возведенная в закон воля феодалов, направленная на эксплуатацию крестьянства и городского населения. Феодальное право закрепляет принадлежность земли феодалам и личную зависимость крестьян от помещика. Данное право имеет сословный характер, это так называемое право-привилегия. Каждое сословие имеет свои права и несет обязанности. Феодальное право рассматривает физическую силу, как вполне правомерный способ рассмотрения и разрешения юридических дел (феодальные поединки, "кулачное право"). Еще одной особенностью феодального права явилось то, что особую роль в рассмотрении юридических дел имеют церковь и религия, создающие каноническое, или церковное право. Церковное право вторгается в среду гражданского оборота (имущественные, наследственные отношения), преследование уголовных преступлений. Из этого вытекает конфликт светской и религиозной власти, в ходе которого победу одерживает то церковь, то светская власть. Но религия оказала существенное влияние на процесс рецепции (заимствования) римского права. Основной источник феодального права - обычай. Поэтому само феодальное право, выражая волю помещиков, было не столько продуктом кодификационных работ, сколько обобщением древних обычаев. Это порождает особую идеологию - историческую школу права: право у каждого народа не является продуктом кодификации, а медленно складывается, обычай - отец права.

Феодальное государство и право  впоследствии были сменены буржуазным государством и правом. Буржуазный экономический, политический и социальный уклад медленно вызревал в недрах эпохи XII-XVII вв.

 

16. Буржуазное  государство и право.

с момента своего возникновения  буржуазное государство не стоит  на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного  государства рассматривается по трем основным этапам:

1) период утверждения  капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

2) период превращения  капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

3) период общего кризиса  капитализма 1917 г. - настоящее время.  Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

Сущность буржуазного  государства выражается в его  основных функциях. Во внутренней функции  буржуазное государство осуществляет:

1) функцию регулирования  межклассовых отношений (в советский  период - подавление революционного движения);

2) функцию охраны частной  собственности;

3) функцию идеологического  воздействия, пропагандируемую через  СМИ;

4) фискальную (налоговую)  функцию;

5) функцию социально-бытовой  работы, которая проявляется в  заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

6) особую функцию - экономическую. История ее становления  довольно поучительна. А. Смит  писал, что "государство должно  уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах  боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

1) создание государственного  сектора в экономике;

2) выкуп убыточных  частных предприятий и их переход  под защиту государства, превращение  их в элементы государственного  сектора, не превышая 30% объема. Практическое  развитие буржуазного строя выявило,  что если к государству попадет  более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

3) политика предоставления  кредита для поощрения развития  отдельных отраслей промышленности;

4) осуществление системы  заказов на производство определенной продукции;

5) политика налогообложения,  государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

6) попытки планирования  и прогнозирования отдельных  отраслей хозяйства.

Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

1) защиты своей территории;

2) поддержания мира, сотрудничества  с другими странам;

3) охраны мирового порядка.

Формы правления буржуазного  государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что  во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

Важнейшей идеей буржуазного права  является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

1) издание законов,  противоречащих конституции (чрезвычайные  законы);

2) запрет на деятельность прогрессивных  партий, которые защищают права  и интересы рабочих;

3) судебный и административный  произвол: рассмотрение юридических  дел не на основе закона, а  на основе политической целесообразности;

4) использование армии для разгона  собраний, митингов и т.п. 

Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

 

17. Понятие формы  государства.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете будет и его форма. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства.

Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составляющих: формы правления, формы государственного устройства, политического режима.

Форма правления - организация верховной государственной власти, источник ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.

Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. По форме государственного устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).

Политический  режим - система средств осуществления государственной власти. В зависимости от набора средств и способов государственного властвования различают демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

 

18. Форма  правления: понятие и виды.

Форма правления - организация верховной государственной власти, источник ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на республиканские и монархические.

Республика - это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному, представительному, коллегиальному органу. Государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу, который выполняет свое функциональное назначение в режиме "сдержек и противовесов" с другими ветвями власти. Признаки республики:

  1. выборность и сменяемость представительной власти;
  2. коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
  3. законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республика - наиболее распространенная форма правления. Она представлена двумя ее основными разновидностями - парламентской и президентской  республиками. Главное различие между  ними состоит в особенностях политической ответственности правительства.

В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. В президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и поэтому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако, нуждается в его поддержке. В то же время он не может распустить парламент. Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (исполнительной, законодательной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Это рудиментная форма правления, но в настоящее время в мире сохраняется восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия. Конституционная монархия - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Монарх выступает как отец нации, но существенных полномочий ему не предоставленоВ современном мире конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"